Внешние и внутренние источники финансирования национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 08:42, реферат

Краткое описание

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.
Следует отметить, что современная российская деловая среда не является благоприятной для привлечения инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…. 2
1. Экономическая сущность и формы инвестиций …………………….. 4
2. Внутренние и внешние источники инвестиций ………………..……..6
2.1. Внутренние источники инвестиций……………………………….6
2.2.Внешние источники инвестиций…………………………………...11
3. Инвестиционный климат в РФ. Пути улучшения……………..………15
3.1. Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу………..20
3.2. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ..24
Заключение ………………………………………………………………... 26
Список литературы …………………………………….….. ……………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Внутренние и внешние источники инвестиций.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Основные направления этой работы в ближайшее время:

  • сокращение числа лицензируемых видов деятельности;
  • перестройка системы государственных закупок на исключительно конкурсной основе;
  • активное сотрудничество российских правоохранительных и судебных органов с органами других стран;
  • анализ административного законодательства для выявления противоречий и потенциальных конфликтов интересов разных ведомств.

Следует рассмотреть  вопрос о законодательном введении запрета на профессии в отношении  руководителей и сотрудников  органов власти, уличенных в коррупции.

    6).  Бухгалтерский учет.

Надо стремиться говорить с миром на понятном языке. Для  бизнеса - это язык финансовых стандартов, где уровень прозрачности, полноты  и достоверности отчетности, а  также оперативность ее предоставления влияют на степень доверия инвесторов. Необходимо принимать срочные меры как в плане повышения качества работы над российскими стандартами учета, так и в плане организации контроля над процессом разработки и принятия стандартов. В этой связи необходимо:

  • пересмотреть состав и полномочия Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее - Комиссия);
  • предложить Международному центру по реформе системы бухгалтерского учета провести срочную экспертизу принятых нормативных документов с целью выявления несоответствия данных документов международным стандартам;
  • поручить Комиссии пересмотреть уже принятые положения по бухгалтерскому учету в соответствии с результатами их экспертизы. Обязать Комиссию рассматривать подготовленные проекты положений бухгалтерского учета только при наличии соответствующих положительных заключений международных экспертов;
  • повысить роль института профессиональных бухгалтеров.

 

3.1. Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу

Здесь речь идет о мерах и направлениях работы, которые предстоит конкретизировать в будущем.

  1. Структурные реформы.

Неэффективные предприятия  не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Должно сокращаться перекрестное субсидирование. Напротив, предпочтение должно оказываться сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.

По сути, важнейшими составляющими  структурных реформ являются:

  • защита прав собственности;
  • укрепление корпоративного управления;
  • усиление дисциплины исполнения контрактов;
  • развитие банковской системы и институтов финансового рынка;
  • реформирование естественных монополий;
  • проведение земельной реформы.

Дальнейшие структурные  реформы потребуют существенного  совершенствования законодательного обеспечения. На сегодняшний день законопослушное поведение для инвестора нерационально, поэтому, несмотря на очевидные достижения, законодательство следует менять. В части регулирования инвестиционной деятельности такое совершенствование требуется провести по двум основным направлениям.

Первое. Следует устранить  противоречивость и дублирование трех основных законов – «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации», «Об осуществлении  инвестиций в форме капитальных вложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях. Также следует устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующими различные аспекты хозяйственной деятельности.

Второе. Необходимо содействовать  развитию различных форм организаций  производителей (ассоциаций, союзов), вырабатывающих стандарты и правила корпоративного поведения. Требуется разработка законодательства, полностью регулирующего создание и деятельность холдинговых компаний. Необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами систему налогообложения внутри холдингов. Необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д. Инвесторам необходимо дать возможность управлять рисками, для чего требуется предоставить им адекватные финансовые инструменты. Следует стимулировать развитие фьючерсных и опционных рынков, на которых инвесторы могли бы хеджировать рыночные риски.

  1. Укрепление институтов государственной власти.

Важнейшее направление  перспективных действий по улучшению  инвестиционного климата - преодоление  слабости государства. Тут необходимы следующие меры:

  • осуществление судебной реформы с целью обеспечения независимости судов, увеличения эффективности и пропускной способности                                судебной системы; укрепление федерализма путем более четкого разграничения прав и ответственности между федеральным центром и регионами, обеспечения исполнения федеральных законов;
  •   необходимо произвести разделение государственного аппарата по  функциональному принципу: структуры, занимающиеся производством благ (оказанием услуг), должны быть отделены от регулятивных органов, а политические подразделения - от технологических. Во всех естественных монополиях должны быть выделены в независимые компании те технологические сегменты, которые позволяют организовать конкурентную среду, и те хозяйственные подразделения, которые не связаны непосредственно с производством. Производство услуг, для которых участие государства не является обязательным фактором, должно передаваться в частный сектор, где производитель определяется на открытом конкурсе;
  • Правительство должно демонстрировать готовность решать проблемы, наиболее привлекающие внимание инвесторов: защиту прав собственности (в том числе и интеллектуальной), выполнение контрактных обязательств. Следует рассмотреть вопрос о создании правовых основ для введения федерального (президентского) правления на территории тех субъектов Федерации, которые противодействуют исполнению федеральных законов, вводят в действие местные законы, противоречащие российскому законодательству, осуществляют другие действия, ставящие под угрозу целостность Российской Федерации.
  1. Среди мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, в среднесрочной перспективе следует выделить следующие:
  • формирование межведомственной антикоррупционной структуры;
  • разработка антикоррупционных программ на муниципальном и региональном уровнях, объединяя их в федеральную программу;
  • взаимодействие с предпринимательским сообществом России, профессиональными организациями и международными антикоррупционными структурами и разработка акций при их участии;
  • подписание международных антикоррупционных конвенций;
  • принятие закона об основаниях и условиях передачи чиновниками в трастовое управление принадлежащей им собственности и другие мероприятия.
  1. Финансы и государственный долг.

Долгосрочная бюджетная  политика должна строиться исходя из того, что для достижения высоких темпов развития экономики государственные расходы (расходы расширенного правительства) не должны превышать 25-30% ВВП. При этом будет возможность снижать налоговое бремя, стимулировать частные сбережения и инвестиции. Прежде всего, необходимо достигнуть всеобъемлющего урегулирования государственного долга. Необходима законодательная конкретизация правовых норм, регламентирующих заимствования государства. Требуется установить более жесткие и конкретные, чем в Бюджетном кодексе и законах о бюджете, ограничения по заимствованиям государством, в том числе:

  • по объему эмиссии государственных ценных бумаг и выпуску иных обязательств;
  • по объему выдаваемых государственных гарантий;
  • по доходности государственных ценных бумаг;
  • по объему выдаваемых за счет средств бюджетов всех уровней государственных гарантий.

Одновременно следует  повысить уровень обеспечения государственных  ценных бумаг, снизив тем самым риск инвестиций. В этом направлении, во-первых, необходимо осуществить переход  функций эмитента государственных ценных бумаг от Министерства финансов РФ к Казначейству, ценные бумаги которого были бы обеспечены конкретным имуществом Казначейства; во-вторых, необходимо создать четкую и эффективную систему обращения взысканий на государственное имущество в случае неисполнения государством своих обязательств по займам.

         

3.2.  Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций  от  некоммерческих рисков.  Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему  агентству по гарантиям инвестиций,  осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для  частных  капиталовложений  (как отечественных, так и иностранных),  - постоянный и общеизвестный набор догм  и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.

Для облегчения доступа  иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке  инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и улучшения  инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в  качестве первоочередных следует назвать:

  •    достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
  •    ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
  •    радикализация борьбы с преступностью;
  •    торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
  •    пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
  •    мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
  •    внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
  •    запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
  •    предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

  •    срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
  •    принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
  •    создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ".

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В экономической литературе при анализе источников финансирования инвестиций выделяют внутренние и внешние источники инвестирования. При этом к внутренним источникам инвестирования, как правило, относят национальные источники, в том числе собственные средства предприятий, ресурсы финансового рынка, сбережения населения, бюджетные инвестиционные ассигнования; к внешним источникам — иностранные инвестиции, кредиты и займы.

Эта классификация отражает структуру внутренних и внешних  источников с позиций их формирования и использования на уровне национальной экономики в целом. Но ее нельзя использовать для анализа процессов инвестирования на микроэкономическом уровне.

С позиций предприятия (фирмы) бюджетные инвестиции, средства кредитных организаций, страховых  компаний, негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов и других институциональных инвесторов являются не внутренними, а внешними источниками. К внешним для предприятия источникам относятся и сбережения населения, которые могут быть привлечены на цели инвестирования путем продажи акций, размещения облигаций, других ценных бумаг, а также при посредстве банков в виде банковских кредитов.

При 'классификации источников инвестирования необходимо также учитывать  специфику различных организационно-правовых форм, например, частных, коллективных, совместных предприятий. Так, для предприятий, находящихся в частной или коллективной собственности, внутренними источниками могут выступать личные накопления собственников предприятий. Для предприятий, находящихся в совместной с зарубежными фирмами собственности, инвестиции иностранных совладельцев также следует рассматривать как внутренний для данного предприятия источник.

Таким образом, следует  различать внутренние и внешние  источники финансирования инвестиций на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. На макроэкономическом уровне к внутренним источникам финансирования инвестиций можно отнести: государственное бюджетное финансирование, сбережения населения, накопления предприятий, коммерческих банков, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых фирм и т.д. К внешним — иностранные инвестиции, кредиты и займы. На микроэкономическом уровне внутренними источниками инвестирования являются: прибыль, амортизация, инвестиции собственников предприятия; внешними — государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг.

Информация о работе Внешние и внутренние источники финансирования национальной экономики