Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:01, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – общее описание темы внешних положительных и отрицательных эффектов, государственных субсидий и налогов, связанных с этими эффектами, их цели и назначения.
Задачи:
Рассмотреть сущность Внешних эффектов;
Выявить особенность положительных и отрицательных эффектов;
Проанализировать проблемы связанные с внешними эффектами;
Определить методы решения;
Сравнение системы ценообразования, включающей ответствнность за ущерб от отрицательных внешних эффектов, с системой ценообразования, когда такой ответственности нет, привело Р. Коуза к парадоксальному на первый взгляд выводу о том, что если участники могут договориться сами, и издержки таких переговоров ничтожномалы (трансакционные издержки равны нулю), то в обоих случаях в условиях совершенной конкуренции достигается максимально возможная ценносгь производства.
Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки и предпосылка о их нулевом значении перестает быть корректной.
Любопытно отметить, что теорема Коуза доказывает значение трансакционных издержек “от противного”. В реальной действительности они играют огромную роль и удивительно то, что неоклассическая экономическая теория до недавнего времени их совсем не замечала.
Практическое применение теоремы Коуза, борьба с загрязнением окружающей среды.
Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь. Пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издержек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов (рис. 5). Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже.
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду: 1) установление норм или стандартов по вредным выбросам; 2) введение платы за выбросы; 3) продажа временных разрешений на выбросы.
Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах.
Такие стандарты приняты во многих
странах. В США, например, за их выполнением
следит Управление по охране окружающей
среды. Превышение установленных
внешний эффект затраты коуз
Рис. 5 - Определение эффективного уровня выбросов
Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные нёдостатки. Прежде всего они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.
Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы - это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в Германии. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.
Рис. 6 - Права на загрязнение окружающей среды: роль движения “зеленых”
В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Предположим, оно желает сократить объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кг (рис. 4). Поскольку предложение абсолютно неэластично, равновесие установится в точке Е. В этом случае цена одной лицензии на право сброса 1 кг загрязняющего вещества в день будет равна 100 тыс. руб. Если местное общество партии защитников окружающей среды (“зеленых”) решит улучшить экологическую ситуацию в области, оно может купить часть лицензий с тем, чтобы изъять их из обращения. Если эта часть составит 100 лицензий, то цена одной лицензии повысится до 120 тыс. руб. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.
3. Отрицательные эффекты на
3.1 Влияние химической
Заболеваемость населения. Загрязнение среды обитания стало причиной ухудшения состояния здоровья населения. Проведенный в 2004-2006 годах анализ заболеваемости свидетельствует о том, что в городах Самара, Сызрань, Новокуйбышевск и Чапаевск Самарской области выявлены высокие уровни заболеваемости болезнями крови, кроветворных органов, отдельные нарушения иммунной системы, болезни эндокринной и нервной систем. У детей, проживающих в этих городах, отмечались наиболее высокие уровни таких заболеваний, как аллергический ринит, бронхиальная астма, болезни периферической нервной системы, ожирение и др. Здесь же наблюдаются и максимально высокие уровни развития врожденных аномалий и хромосомных нарушений. Все эти города объединяет то, что на их территории преобладают предприятия химической и нефтехимической промышленности. Многолетние наблюдения в г. Чапаевске показали, что общая заболеваемость за последние 5 лет возросла на 22% и составила в 2002 году 16 811,2 на 100 тыс. населения. Болезни крови и кроветворных органов увеличились на 54%, заболеваемость органов кроветворения возросла на 48,5%, органов пищеварения на 33%. Женское бесплодие увеличилось в 2 раза, врожденные аномалии – в 2 раза, осложнения беременности и родов – на 55%, болезни кожи – на 26%. Увеличилась заболеваемость злокачественными новообразованиями – с 35,9% до 40,7%. Общая заболеваемость в г. Чапаевске выше общей заболеваемости в городах области на 8%.
Заболеваемость детского населения г. Чапаевска составила в 2006 году – 28 036,3 на 10 тыс. детского населения при 22 010,3 по городам области, что на 27,2% выше областного показателя. Проведенный анализ заболеваемости населения г. Чапаевска говорит о том, что действие экотоксикантов на население города продолжается и за последние 5 лет заболеваемость возросла в т.ч. по тем нозологическим формам, которые находятся в прямой зависимости от воздействия стойких органических загрязнителей (гексахлорциклогексан, диоксины и др.). Негативное влияние их на здоровье населения г. Чапаевска продолжается длительное время, так как они оказывают косвенное влияние через генетические изменения, происходящие в организме людей, имеющих контакт со стойкими органическими загрязнителями.
Расчеты канцерогенного и неканцерогенного рисков здоровью населения г. Воронежа в 2006 году показали, что высокие коэффициенты опасности (HQ>1) неканцерогенных эффектов определены для 10 веществ, поступающих в атмосферный воздух: диоксида азота, сернистого ангидрида, взвешенных веществ, марганца, формальдегида, фенола, меди, хрома, акролеина, бутадиена, в том числе максимальные – для марганца и меди. Расчеты рисков проводились в целом по городу и для 5-ти контрольных точек отбора проб атмосферного воздуха (ул. Г. Стратосферы 22, ул. Студенческая 24, Ленинский пр. 72, пересечение улиц Матросова и Острогожской и Московского пр. с Рабочим пр.) и территорий, прилегающих к ним. При анализе суммарных индексов опасности для веществ, действующих на одни и те же системы и органы, наиболее высокие значения (HI составляет 95,2) имеет группа веществ, влияющих на органы дыхания: азота диоксид, серы диоксид, формальдегид, меди оксид, взвешенные вещества, сажа, хром. На втором месте по величине суммарного индекса опасности (13,1) находятся вещества, влияющие на нервную систему: фенол, марганец, свинец, стирол, ксилол, толуол, бензол.
Загрязнение объектов окружающей среды (атмосферный воздух, водоисточники, почва, воздух рабочей зоны) канцерогенными веществами на территории с работающими химическими предприятиями обуславливает необходимость определения рисков рака у отдельных групп населения.
Величина канцерогенного индивидуального риска в среднем у населения г. Кемерово наибольшая за счет загрязнения атмосферного воздуха бензолом, наименьшая за счет контаминации 3,4 бенз(а)ниреном.
Канцерогенные популяционные риски в связи с загрязнением атмосферного воздуха бензолом, бенз/а/пиреном, формальдегидом равны: 1,3 случая рака в год дополнительно на 100 тыс. населения (относительный риск); 6,5 случая рака в год дополнительно в г. Кемерово (абсолютный риск).
Суммарные уровни впервые выявленной заболеваемости у детей г. Кемерово в 2,1 раза выше, чем у детей контрольной группы, в том числе по врожденным аномалиям развития в 4,3 раза, по болезням органов пищеварения - в 2,8 раза, кожи - в 3,2 раза, мочеполовой системы - в 2,6 раза, эндокринной системы - на 96%, нервной - в 2,2 раза, кровообращения - на 78%, органов дыхания - на 95%, крови - на 74%. У взрослого населения г. Кемерово суммарные уровни впервые выявленной заболеваемости выше, чем в контрольной группе в 1,6 раза, в т.ч. по болезням систем нервной и кровообращения - в 2 раза, мочеполовой - в 1,8 раза, эндокринной - в 1,7 раза, органов пищеварения в 2,3 раза, органов дыхания на 30%, крови на 25%. Факторным анализом установлено, что доли вклада загрязнений атмосферного воздуха в уровни впервые выявленной заболеваемости у детей г. Кемерово составляют 4,5 -14%, а сочетаний загрязнений атмосферного воздуха и неполноценного питания -27,7% в уровни болезней эндокринной системы, 22% - болезней крови, 21,7% - в уровни болезней органов пищеварения, 16,8% - врожденных аномалий развития и 21,6% в суммарный уровень.
Величина канцерогенного индивидуального риска в среднем у населения г. Кемерово наибольшая за счет загрязнения атмосферного воздуха бензолом, наименьшая – за счет контаминации 3, 4 бенз/а/пиреном.
Канцерогенные популяционные риска в связи с загрязнением атмосферного воздуха бензолом и бенз/а/пиреном составляет: 1,3 случая рака в год дополнительно на 100 тыс. населения (относительный риск); 6,5 случаев рака в год дополнительно в г. Кемерово (абсолютный риск).
Сосредоточение химических предприятий
в городах создает
Произошедшая на одном из предприятий авария вследствие разлива хлора (г. Кемерово) с распространением в атмосферный воздух вызвала 26 случаев смертельных и более 120 случаев острых отравлений.
Загрязнения почвы. Законодательство в области обращения с отходами производства и потребления направлено на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.
Основой законодательства в сфере
обращения с отходами является Федеральный
закон «Об отходах производства
и потребления», вступивший в действие
с 24 июня 1998 года (далее также - Закон).
Законом определены основные требования,
предъявляемые к гражданам, индивидуальным
предпринимателям и юридическим
лицам при обращении с
Химическая отрасль
Загрязнение почвы отходами производства химических производств остается на стабильном и достаточно высоком уровне, так как на протяжении нескольких лет остаются нерешенными проблемы утилизации и обезвреживания отходов, в том числе и токсичных.
В целом по Российской Федерации сократилось количество проб почвы, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям с 13,68% в 2004 г. до 12,19% в 2006 г. и по микробиологическим – с 18,99 % до 14,41%, соответственно.
В почвах Самарской области в зоне размещения химических предприятий, жилых зон обнаруживаются хлорорганические пестициды, свинец, ртуть, мышьяк, диоксины, в почвах жилых и пригородных зон г. Кемерово (Кемеровская область) отмечено превышение ПДК или регионального фона аммиака, нитратов, сероводорода, фенола, формальдегида, хлоридов, сульфатов, метилового спирта и т.д.
В почвах Свердловской области определяются 10 металлов 1 и 2 классов опасности: свинец и его соединения, ртуть, хром и его соединения, кадмий и т.д.
Почвы г. Дзержинска (Нижегородской области) загрязнены свинцом, марганцем, хромом, никелем, оловом, ванадием, медью, бенз/а/пиреном и т.д.
Большой объем и темпы накопления отходов, слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что захоронение отходов на полигонах по прежнему является основным методом их утилизации. При этом практически для всех субъектов Российской Федерации наблюдается отсутствие отвечающим экологическим и санитарным требованиям полигонов для размещения отходов. По данным Госкомстата России за 2005 г. в Российской Федерации из 2,6 тыс. мест захоронения токсичных отходов, занимающих площадь 28,2 тыс. га, отвечают действующим нормативам 1,9 тыс. мест.
В связи с недостаточным
Специализированный полигон
В целях решения вопросов по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности в химической промышленности необходимо:
1. Разработать концепцию
2. Ускорить принятие
3. Создать экономические
4. Ликвидировать или
5. Оснастить источники выбросов
в атмосферу современными
6. Разработать региональные