Внешние эффекты и затраты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – общее описание темы внешних положительных и отрицательных эффектов, государственных субсидий и налогов, связанных с этими эффектами, их цели и назначения.
Задачи:
Рассмотреть сущность Внешних эффектов;
Выявить особенность положительных и отрицательных эффектов;
Проанализировать проблемы связанные с внешними эффектами;
Определить методы решения;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 43.17 Кб (Скачать файл)

Сравнение системы ценообразования, включающей ответствнность за ущерб от отрицательных внешних эффектов, с системой ценообразования, когда такой ответственности нет, привело Р. Коуза к парадоксальному на первый взгляд выводу о том, что если участники могут договориться сами, и издержки таких переговоров ничтожномалы (трансакционные издержки равны нулю), то в обоих случаях в условиях совершенной конкуренции достигается максимально возможная ценносгь производства.

Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки и предпосылка о их нулевом значении перестает быть корректной.

Любопытно отметить, что теорема  Коуза доказывает значение трансакционных издержек “от противного”. В реальной действительности они играют огромную роль и удивительно то, что неоклассическая экономическая теория до недавнего времени их совсем не замечала.

Практическое применение теоремы  Коуза, борьба с загрязнением окружающей среды.

Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь. Пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издержек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов (рис. 5). Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже.

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду: 1) установление норм или стандартов по вредным выбросам; 2) введение платы  за выбросы; 3) продажа временных  разрешений на выбросы.

Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах.

Такие стандарты приняты во многих странах. В США, например, за их выполнением  следит Управление по охране окружающей среды. Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный  штраф или уголовное наказание.

внешний эффект затраты коуз

Рис. 5 - Определение эффективного уровня выбросов

Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные нёдостатки. Прежде всего они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.

Большей гибкостью обладает плата  за выбросы. Плата за выбросы - это  плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду  выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует  опыт применения ее в Германии. Однако полной уверенности в том, что  стандарты загрязнения не будут  нарушены, при такой системе нет.

Рис. 6 - Права на загрязнение окружающей среды: роль движения “зеленых”

В последнее время получают все  более широкое применение новые  методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение  природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Предположим, оно желает сократить объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кг (рис. 4). Поскольку предложение абсолютно неэластично, равновесие установится в точке Е. В этом случае цена одной лицензии на право сброса 1 кг загрязняющего вещества в день будет равна 100 тыс. руб. Если местное общество партии защитников окружающей среды (“зеленых”) решит улучшить экологическую ситуацию в области, оно может купить часть лицензий с тем, чтобы изъять их из обращения. Если эта часть составит 100 лицензий, то цена одной лицензии повысится до 120 тыс. руб. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.

 

3. Отрицательные эффекты на предприятиях  химической промышленности в  России

3.1 Влияние химической промышленности  на состояние окружающей среды

Заболеваемость населения. Загрязнение  среды обитания стало причиной ухудшения  состояния здоровья населения. Проведенный  в 2004-2006 годах анализ заболеваемости свидетельствует о том, что в  городах Самара, Сызрань, Новокуйбышевск и Чапаевск Самарской области  выявлены высокие уровни заболеваемости болезнями крови, кроветворных органов, отдельные нарушения иммунной системы, болезни эндокринной и нервной  систем. У детей, проживающих в  этих городах, отмечались наиболее высокие  уровни таких заболеваний, как аллергический  ринит, бронхиальная астма, болезни  периферической нервной системы, ожирение и др. Здесь же наблюдаются и  максимально высокие уровни развития врожденных аномалий и хромосомных  нарушений. Все эти города объединяет то, что на их территории преобладают  предприятия химической и нефтехимической  промышленности. Многолетние наблюдения в г. Чапаевске показали, что общая заболеваемость за последние 5 лет возросла на 22% и составила в 2002 году 16 811,2 на 100 тыс. населения. Болезни крови и кроветворных органов увеличились на 54%, заболеваемость органов кроветворения возросла на 48,5%, органов пищеварения на 33%. Женское бесплодие увеличилось в 2 раза, врожденные аномалии – в 2 раза, осложнения беременности и родов – на 55%, болезни кожи – на 26%. Увеличилась заболеваемость злокачественными новообразованиями – с 35,9% до 40,7%. Общая заболеваемость в г. Чапаевске выше общей заболеваемости в городах области на 8%.

Заболеваемость детского населения  г. Чапаевска составила в 2006 году – 28 036,3 на 10 тыс. детского населения при 22 010,3 по городам области, что на 27,2% выше областного показателя. Проведенный анализ заболеваемости населения г. Чапаевска говорит о том, что действие экотоксикантов на население города продолжается и за последние 5 лет заболеваемость возросла в т.ч. по тем нозологическим формам, которые находятся в прямой зависимости от воздействия стойких органических загрязнителей (гексахлорциклогексан, диоксины и др.). Негативное влияние их на здоровье населения г. Чапаевска продолжается длительное время, так как они оказывают косвенное влияние через генетические изменения, происходящие в организме людей, имеющих контакт со стойкими органическими загрязнителями.

Расчеты канцерогенного и неканцерогенного рисков здоровью населения г. Воронежа в 2006 году показали, что высокие коэффициенты опасности (HQ>1) неканцерогенных эффектов определены для 10 веществ, поступающих в атмосферный воздух: диоксида азота, сернистого ангидрида, взвешенных веществ, марганца, формальдегида, фенола, меди, хрома, акролеина, бутадиена, в том числе максимальные – для марганца и меди. Расчеты рисков проводились в целом по городу и для 5-ти контрольных точек отбора проб атмосферного воздуха (ул. Г. Стратосферы 22, ул. Студенческая 24, Ленинский пр. 72, пересечение улиц Матросова и Острогожской и Московского пр. с Рабочим пр.) и территорий, прилегающих к ним. При анализе суммарных индексов опасности для веществ, действующих на одни и те же системы и органы, наиболее высокие значения (HI составляет 95,2) имеет группа веществ, влияющих на органы дыхания: азота диоксид, серы диоксид, формальдегид, меди оксид, взвешенные вещества, сажа, хром. На втором месте по величине суммарного индекса опасности (13,1) находятся вещества, влияющие на нервную систему: фенол, марганец, свинец, стирол, ксилол, толуол, бензол.

Загрязнение объектов окружающей среды (атмосферный воздух, водоисточники, почва, воздух рабочей зоны) канцерогенными веществами на территории с работающими химическими предприятиями обуславливает необходимость определения рисков рака у отдельных групп населения.

Величина канцерогенного индивидуального  риска в среднем у населения  г. Кемерово наибольшая за счет загрязнения  атмосферного воздуха бензолом, наименьшая за счет контаминации 3,4 бенз(а)ниреном.

Канцерогенные популяционные риски  в связи с загрязнением атмосферного воздуха бензолом, бенз/а/пиреном, формальдегидом равны: 1,3 случая рака в год дополнительно на 100 тыс. населения (относительный риск); 6,5 случая рака в год дополнительно в г. Кемерово (абсолютный риск).

Суммарные уровни впервые выявленной заболеваемости у детей г. Кемерово в 2,1 раза выше, чем у детей контрольной  группы, в том числе по врожденным аномалиям развития в 4,3 раза, по болезням органов пищеварения - в 2,8 раза, кожи - в 3,2 раза, мочеполовой системы - в 2,6 раза, эндокринной системы - на 96%, нервной - в 2,2 раза, кровообращения - на 78%, органов  дыхания - на 95%, крови - на 74%. У взрослого населения г. Кемерово суммарные уровни впервые выявленной заболеваемости выше, чем в контрольной группе в 1,6 раза, в т.ч. по болезням систем нервной и кровообращения - в 2 раза, мочеполовой - в 1,8 раза, эндокринной - в 1,7 раза, органов пищеварения в 2,3 раза, органов дыхания на 30%, крови на 25%. Факторным анализом установлено, что доли вклада загрязнений атмосферного воздуха в уровни впервые выявленной заболеваемости у детей г. Кемерово составляют 4,5 -14%, а сочетаний загрязнений атмосферного воздуха и неполноценного питания -27,7% в уровни болезней эндокринной системы, 22% - болезней крови, 21,7% - в уровни болезней органов пищеварения, 16,8% - врожденных аномалий развития и 21,6% в суммарный уровень.

Величина канцерогенного индивидуального  риска в среднем у населения  г. Кемерово наибольшая за счет загрязнения  атмосферного воздуха бензолом, наименьшая – за счет контаминации 3, 4 бенз/а/пиреном.

Канцерогенные популяционные риска  в связи с загрязнением атмосферного воздуха бензолом и бенз/а/пиреном составляет: 1,3 случая рака в год дополнительно на 100 тыс. населения (относительный риск); 6,5 случаев рака в год дополнительно в г. Кемерово (абсолютный риск).

Сосредоточение химических предприятий  в городах создает потенциальную  опасность чрезвычайных ситуаций, т.к. работа химических предприятий связана  с производством, циркуляцией, хранением  и транспортировкой больших объемов  вредных веществ остронаправленного, раздражающего, удушающего действия (хлор аммиак, серная и азотная кислоты, формальдегид, оксид этилена).

Произошедшая на одном из предприятий  авария вследствие разлива хлора (г. Кемерово) с распространением в атмосферный воздух вызвала 26 случаев смертельных и более 120 случаев острых отравлений.

Загрязнения почвы. Законодательство в области обращения с отходами производства и потребления направлено на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.

Основой законодательства в сфере  обращения с отходами является Федеральный  закон «Об отходах производства и потребления», вступивший в действие с 24 июня 1998 года (далее также - Закон). Законом определены основные требования, предъявляемые к гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим  лицам при обращении с отходами.

Химическая отрасль промышленности представляет серьезную опасность  для загрязнения почвы.

Загрязнение почвы отходами производства химических производств остается на стабильном и достаточно высоком  уровне, так как на протяжении нескольких лет остаются нерешенными проблемы утилизации и обезвреживания отходов, в том числе и токсичных.

В целом по Российской Федерации  сократилось количество проб почвы, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям  с 13,68% в 2004 г. до 12,19% в 2006 г. и по микробиологическим – с 18,99 % до 14,41%, соответственно.

В почвах Самарской области в  зоне размещения химических предприятий, жилых зон обнаруживаются хлорорганические пестициды, свинец, ртуть, мышьяк, диоксины, в почвах жилых и пригородных зон г. Кемерово (Кемеровская область) отмечено превышение ПДК или регионального фона аммиака, нитратов, сероводорода, фенола, формальдегида, хлоридов, сульфатов, метилового спирта и т.д.

В почвах Свердловской области определяются 10 металлов 1 и 2 классов опасности: свинец и его соединения, ртуть, хром и  его соединения, кадмий и т.д.

Почвы г. Дзержинска (Нижегородской  области) загрязнены свинцом, марганцем, хромом, никелем, оловом, ванадием, медью, бенз/а/пиреном и т.д.

Большой объем и темпы накопления отходов, слабое развитие индустрии  вторичной переработки приводит к тому, что захоронение отходов  на полигонах по прежнему является основным методом их утилизации. При этом практически для всех субъектов Российской Федерации наблюдается отсутствие отвечающим экологическим и санитарным требованиям полигонов для размещения отходов. По данным Госкомстата России за 2005 г. в Российской Федерации из 2,6 тыс. мест захоронения токсичных отходов, занимающих площадь 28,2 тыс. га, отвечают действующим нормативам 1,9 тыс. мест.

В связи с недостаточным количеством  полигонов для складирования  и захоронения отходов к охране окружающей среды широко распространена практика образования многочисленных несанкционированных свалок, которые  представляют особую угрозу для окружающей среды и здоровья населения.

Специализированный полигон для  хранения и складирования жидких и полужидких промышленных токсичных  отходов 3 класса опасности действует  только на территории Липецкой области. Из-за отсутствия специализированных полигонов утилизации промышленных отходов предприятия химической промышленности вынуждены в ряде случаев складировать отходы на своей территории.

В целях решения вопросов по обеспечению  санитарно-эпидемиологической безопасности в химической промышленности необходимо:

1. Разработать концепцию государственного  управления в области обращения  с отходами производства и  потребления.

2. Ускорить принятие Постановлений  Правительства Российской Федерации  направленных на улучшение мер  защиты окружающей среды.

3. Создать экономические предпосылки  для внедрения малоотходных, безотходных,  ресурсосберегающих технологий  в производствах химической промышленности  с вовлечем отходов в хозяйственный оборот, включая совершенствование экономического механизма природопользования и введение налоговых и таможенных льгот.

4. Ликвидировать или перепрофилировать  устаревшие производства.

5. Оснастить источники выбросов  в атмосферу современными очистными  установками, провести реконструкцию  и модернизацию действующего  пылегазоочистного оборудования.

6. Разработать региональные НПДГОС  и целевые программы с включением  в них мер по сокращению  промышленных выбросов в атмосферный  воздух, водоемы, почву.

Информация о работе Внешние эффекты и затраты