Внешний долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 00:31, реферат

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы - рассмотрение вопроса о возникновении и способах погашении внешнего государственного долга.
В соответствии с поставленной целью определены и решены следующие задачи: проведен анализ причин образования государственной внешней задолженности России, охарактеризовано современное состояние этого явления, а также методы управления внешним долгом.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 85.29 Кб (Скачать файл)

На третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование  котировок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по государственным и муниципальным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и размер текущего (внутреннего и внешнего) долга.

Четвертый этап характерен для развития Российской Федерации  после распада СССР и связан с  проведением мероприятий, необходимость  которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций.

На пятом этапе исполняются  первоначальные или скорректированные  графики платежей по обслуживанию и  погашению государственных и  муниципальных внутренних и внешних долгов.

С конца 1980-х годов в  международной практике сформировался  достаточно разнообразный набор  методов управления внешним долгом суверенных заемщиков. Этому способствовали усилия, как должников, так и кредиторов.

К основным методам управления внешним долгом относятся:

- консолидация – пересмотр  условий погашения задолженности,  который может быть реализован  либо путем изменения условий  погашения действующих долговых  обязательств (реструктуризация), либо  путем рефинансирования существующей  задолженности;

- реструктуризация –  основанное на соглашении прекращение  долговых обязательств, составляющих  государственный или муниципальный  долг, с заменой указанных долговых  обязательств иными долговыми  обязательствами, предусматривающими  другие условия обслуживания  и погашения обязательств.

- рефинансирование – погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств (среди инструментов, используемых по управлению государственным долгом, в бюджетном законодательстве нет такой формы). По отношению к государственным займам иногда используется термин рефундирование государственного долга;

- конверсия – применение  различных механизмов, обеспечивающих  замещение государственного долга  другими видами обязательств, менее  обременительными для экономики  должника;

- секьюритизация – переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;

- аннулирование – отказ  от всех обязательств по ранее  выпущенным займам. Но применение  этого метода ведет к нанесению  непоправимого ущерба репутации  государства как заемщика среди  потенциальных инвесторов и кредиторов16.

Из всего многообразия существующих методов управления государственным  долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение  только метод реструктуризации. Статья 101 Бюджетного кодекса «Управление  государственным долгом» посвящена  только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным  долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. «Организационно  в настоящее время система  управления государственным внешним  долгом реализована на базе Министерства финансов Российской Федерации и  Внешэкономбанка как агента Министерства финансов Российской Федерации»17. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.

Очевидна необходимость  разумной долгосрочной политики государства  в области управления государственным  внешним долгом. Проведение такой  политики заимствований позволило  бы в дальнейшем осуществлять выплаты  по долгу без существенных нагрузок на имеющиеся ресурсы. Такая политика предполагает реализацию следующих мер.

1. Обозначение пределов  новых заимствований. Сейчас самым  важным моментом является снижение  величины задолженности путем  частичного отказа от новых  заимствований, а также определения  приоритетных направлений финансирования  долга за счет привлеченных  источников.

2. Особое внимание следует  уделять первичным условиям заимствований,  номинальной стоимости облигаций,  валюте инструментов, схемам размещения, процедуре и частоте выплаты  доходов и т.п. В данном случае  показателен пример евробондов, реструктуризация по которым  крайне затруднена.

3. Структура заимствования  должна быть оптимальной по  срокам и по самому портфелю. Оптимизация заимствования состоит  в том, чтобы избежать в будущем  пиков платежей. Но если в практике  управления портфелем ценных  бумаг ставится задача повышения  их доходности, то при управлении  долговым портфелем стремятся  к сокращению затрат. В связи  с этим кредитный портфель  необходимо удлинять и удешевлять  в обслуживании, что требует оптимального  выбора долговых инструментов. Ежегодная  программа новых заимствований,  представляемая правительством  в ходе бюджетного процесса, должна  включать в себя в качестве  составного элемента расчетные  графики платежей по погашению  и обслуживанию долга.

4. Отказ от практики  привлечения связанных кредитов.

5. В целях создания  предпосылок для эффективного  управления государственным долгом, соответствующего мировым стандартам  в этой области, необходимо  принять меры по обмену нерыночных  категорий долга на рыночные  финансовые инструменты. Особое  направление – это обмен задолженности перед странами – членами Парижского клуба на облигации. До настоящего времени Клуб подобных операций не проводил. По этой причине даже проработка данного вопроса потребует большого политического давления на делегации, участвующие в заседаниях Клуба, тем более что такой обмен мог бы сопровождаться списанием части долга по аналогии с операцией по Лондонскому клубу.

6. В целях повышения  эффективности использования средств,  выделяемых на погашение и  обслуживание задолженности, важное значение имеет получение поддержки лидеров стран «семерки» в вопросах предоставления Российской Федерации права на проведение конверсионных операций в различных формах. Работа российской делегации в Парижском клубе показывает, что без такой поддержки делегации стран – членов Клуба не в состоянии принять устраивающее Российскую Федерацию решение.

7. Отдельная проблема  – это явно ненормальная ситуация  «разрыва» между фактическим  экономическим, финансовым и политическим  положением Российской Федерации  и значениями ее суверенных  кредитных рейтингов. В стране  произошли существенные изменения,  ее долговые коэффициенты вышли  из зон долговой неустойчивости. Тем не менее, уровни текущих российских рейтингов, даже с учетом их недавнего повышения, соответствуют значениям 1996 года – периода, когда Российская Федерация только возвращалась на мировые финансовые рынки, а ее экономика характеризовалась качественно худшими параметрами. Без повышения оперативности пересмотра международными агентствами присваиваемых Российской Федерации кредитных рейтингов притока в страну крупных объемов инвестиционных ресурсов можно ожидать не ранее чем через полтора – два года. Отсутствие единой методологии учета государственного долга и единой интегрированной базы данных, обеспечивающей достоверный учет по всем видам долговых обязательств и контроль за состоянием государственного долга в целом, в значительной степени препятствует проведению обоснованной долговой стратегии и эффективной бюджетной политики. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Система управления государственным  долгом непосредственно связана  с бюджетным процессом, поскольку  долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно  влияют на формирование бюджетной политики. Политика в области управления государственным  долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для  формирования обоснованной бюджетной  политики и нормального функционирования бюджетного процесса. Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимость  совершенствования и реформирования системы управления государственным  долгом как одного из основных элементов  формирования и проведения долговой политики.

Главными целями долговой политики должно быть решение следующих  задач:

- улучшение качества долга  за счет снижения стоимости  его обслуживания, совершенствования  структуры;

- обеспечение стабильного  обслуживания как внешних, так  и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

- содействие достижению  инвестиционного кредитного рейтинга  и его дальнейшему повышению,  что не только обеспечит удешевление  новых заимствований для государства  и частных структур, но и будет  способствовать приливу новых  прямых и портфельных инвестиций;

- гибкое реагирование  на изменяющиеся условия внешнего  и внутреннего финансовых рынков  и использование наиболее благоприятных  источников и форм заимствований;

- обеспечение надежного  механизма перевода заемных средств  в инвестиции, ставящего реальные  заслоны на пути их нецелевого  использования. Дополнительные заемные  средства должны привлекаться  только для финансирования и  кредитования приоритетных проектов  и программ при условии их  эффективного использования;

- усиление привлекательности  российских долговых бумаг для  широкого круга инвесторов, предотвращение  резких колебаний их цены на  мировых финансовых рынках;

- прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;

- максимальное использование  для обслуживания долга дебиторской  задолженности иностранных государств  России, то есть зарубежных финансовых  активов, а также задолженности  предприятий и регионов по  гарантированным государством валютным  кредитам;

- более тесная координация  государственной политики и политики  внешних заимствований корпоративных  структур, чтобы избежать ненужной  конкуренции на финансовых рынках  и рисков, связанных с возможным  невыполнением корпоративных долговых  обязательств;

- создание комплексной  системы управления государственным  долгом с участием органов  государственной власти, которая  позволит адекватно формулировать  и реализовывать национальные  интересы в этой сфере;

- совершенствование учета  и мониторинга государственного  долга, внедрения прогрессивных  технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние  долговой нагрузки экономики  и отслеживать ход выполнения  государственных обязательств в  режиме реального времени.

Таким образом, государственный  внешний долг России является сложной  и многофакторной проблемой, решение  которой, исходя из мирового опыта, требует  значительных усилий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

I. Нормативные акты:

1.1. Бюджетный кодекс Российской Федерации ст.6. федеральный закон от 31.07.1998г., № 145-ФЗ (ред. от 6.12.2007 г.).- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант».

 

II. Научная и учебная литература:

  1. Бескова И. А. Управление государственным долгом. // Финансы. – 2010. - №7. - С.270.
  2. Власов А. В. Внешнеэкономические отношения России: внешний долг. // Деньги и кредит. – 2011. - №10. - С.335.
  3. Государственные и муниципальные финансы / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б., Юнити, М. 2007.-639 с.
  4. Носова С. С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 520 с.
  5. Орлова Е.Р. Иностранные инвестиции в России. – М.: Омега-Л,

2009.- 240с.

  1. Подъяблонская Л.М, Финансы. Учебник для вузов – М: ЮНИТИ-ДАНА,2010.- 559 с.
  2. Финансы. Учебник. / Под ред. проф. В. В. Ковалева. – М.: КноРус, 2011. – 640 с.

 

III. Периодическая печать:

  1. Катенева Ю.А., ПРАЙМ Россия наращивает внешний долг, 05.07.2012.
  2. Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2008. №2.- С. 18-20.

 

  1. Красавина Л.Н., Баранова Е.П. Внешний долг России: уроки и перспективы // Деньги и кредит. - 2010, №9.- С. 32-36.
  2. Лебеда Г.Л. Бюджетный дефицит и государственный долг: проблемы моделирования // Теория и практика управления - 2005, №4.- С. 13-15.
  3. Шохин С.О. Все зависит от того, как считать // Финансовый контроль. 2008. №2.- С. 21-23.

 

IV. Материалы интернета:

  1. Бюджетная система России, http://www.budgetrf.ru
  2. Информационное агентство «Росбизнесконсалтинг", http://www.rbc.ru
  3. Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»., http://www.deloros.ru
  4. Официальный сайт федеральной статистической службы Российской Федерации Росстат , http://www.gks.ru/
  5. Официальный сайт Министерства финансов РФ, http://www.minfin.ru/
  6. Официальный сайт Центробанка Российской Федерации, http://www.cbr.ru

Информация о работе Внешний долг РФ