Внешний долг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:57, реферат

Краткое описание

По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих оптимально интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений:
К этим чертам относят:
1. Развитую научно-техническую базу.
2. Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.
3. высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области.
4. Достаточно высокий показатель "индекса человеческого развития". Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования.

Содержание

I. Введение

II. Основная часть:

Глава 1.Россия на международном разделении труда

1.1 Россия в системе международного разделения труда
1.2. Россия на международном рынке труда

Глава 2. Международное движение капитала и
иностранные инвестиции в экономике России

2.1. Вывоз капитала из России
2.2. Инвестиционный климат в России и меры
государства по его улучшению
2.3. Необходимость привлечения иностранного капитала
и его значение для экономики России
2.4. Формы участия иностранного капитала в экономике
России

Глава 3. Внешний долг России

3.1. Внешняя задолженность России
3.2. Внешний долг: этапы формирования, структура
3.3. Политика государственных внешних заимствований

III. Заключение

IV. Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

мир. эконом россии.docx

— 63.30 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
I. Введение 
 
II. Основная часть: 
 
Глава 1.Россия на международном разделении труда 
 
1.1 Россия в системе международного разделения труда 
1.2. Россия на международном рынке труда 
 
Глава 2. Международное движение капитала и  
иностранные инвестиции в экономике России 
 
2.1. Вывоз капитала из России 
2.2. Инвестиционный климат в России и меры 
государства по его улучшению 
2.3. Необходимость привлечения иностранного капитала  
и его значение для экономики России 
2.4. Формы участия иностранного капитала в экономике  
России 
 
Глава 3. Внешний долг России 
 
3.1. Внешняя задолженность России 
3.2. Внешний долг: этапы формирования, структура 
3.3. Политика государственных внешних заимствований 
 
III. Заключение 
 
IV. Использованная литература 

 

 

 

 

 

    1. Введение. 

Одной из отличительных  особенностей мирового хозяйства второй половины  века является интенсивное  развитие международных отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между  странами, группами стран экономическими группировками, отдельными фирмами  и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в  углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических  связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнения и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур. 
Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями и субъектами, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука изучают не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причём не любые экономические отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения. 
Конец XX - начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов. 
Процесс эффективной интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений, в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 90-хгодов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только одной четверти российской экономики "завязано" на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна. 
По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих оптимально интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений: 
К этим чертам относят: 
1. Развитую научно-техническую базу. 
2. Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну. 
3. высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области.  
4. Достаточно высокий показатель "индекса человеческого развития". Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования. 
Записывая в актив России вышеназванные факторы, следует, однако, помнить, что успех процесса эффективной интеграции в мировое хозяйство будут определять не столько сами факторы, сколько то, насколько эффективно они будут использоваться. 
Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, эффективной интеграции в мировое хозяйство необходимо: 
1. Установление стабильного политического режима. 
2. Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям. 
3. Всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой. 
4. Проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортно-ориентированность производства с импортозамещением. 
5. Стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса. 
Вырабатывая эффективную стратегию интеграции в мировое хозяйство, российская экономическая политика должна основываться на системе приоритетов, ведущих звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями российской экономики могут стать лесопромышленный, нефтегазовый комплексы, а также наукоемкие отрасли, отрасли высоких технологий и некоторые другие. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Россия на международном разделении труда. 
 
1.1 Россия в системе международного разделения труда. 
 
Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку. Россия всё больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты. 
Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних. 
Вместе с тем к концу 90-х годов в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы, как сырьё и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объём поступления товаров, не безвредных для здоровья человека.  
Подобное участие в международном разделении труда, такая международная экономическая специализация, хотя и может быть оправдана складывающейся ситуацией переходного периода, никак не соответствует долгосрочным, перспективным интересам России, ее роли и возможностям в мировом экономическом сообществе. 
С распадом СССР специализация России сохранила топливно-сырьевую направленность. При этом вызов топливно-энергетической продукции осуществлялся в обстановке снижения мировых цен на энергоресурсы. Толко за 1992-1994гг. удельная таможенная стоимость экспорта сократилась по нефти приблизительно на 22%,а по газу - более чем на 14%. 
Такая специализация в действительности отражает объективные закономерности экспорта существующих избыточных факторов производства в России-нефти и газа. Однако, делая упор на экспорте ресурсов, имеющихся в избытке, государство на протяжении многих десятилетий оставалось без особого внимания необходимость интенсивного использования избыточных факторов производства. 
Фактически Россия игнорировала теоретический постулат Хекшера-Олина, глосящий, что любая страна экспортирует продукты интенсивного использования избыточных факторов. 
Для современной международной специализации России помимо нефти и газа становится характерной и продукция некоторых других отраслей промышленности, отличающихся, как правило, низкой технологичностью и экологичностью. В их числе - черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажная промышленность. Совокупная доля этих отраслей в российском экспорте за 1992-1996гг. выросла в 2 раза. При этом стоимость экспорта неэкологических отраслей промышленности выше, чем совокупная стоимость вывоза нефти и газа (рис.1). 
Как свидетельствуют специалисты, отход от малоэффективной ориентации на вывоз топливно-энергетического и иного сырья в пользу экологоемкой продукции представляет собой шаг назад или даже тупиковое направление в процессе интернационализации российской экономики. В связи с этим особенно настораживает рост удельного веса металлургии в отраслевой структуре экспорта промышленной продукции. С 11,3% в 1994 г. он вырос до 25% в 2000 году. В середине 90-х годов доля металлургической продукции в валовом промышленном производстве у России примерно в 2-4 раза выше, чем в промышленно развитых странах. 
Что касается участия России в международном разделении труда со своей готовой продукцией, то пока перспективы малообнадёживающие. Определенные возможности просматриваются только у неэлектротехнического машиностроения, включая общее машиностроение и производство специализированного промышленного оборудования, в рамках расширения технического содействия и производственной кооперации с традиционными партнерами в регионах СНГ и Восточной Европы, а также среди развивающихся стран. Объем технического содействия, оказываемый Россией другим государствам, составил в 2001 г. 589 млн. долл., увеличившись по сравнению с 2000г. на 16%. В 2002 г. объем этого сотрудничества достиг порядка 750 млн. долл. В середине 90-х годов техническое содействие оказывалось 36 странам мира. Основной объем работ пришелся на Китай, Иран, Индию, Марокко, Грецию, Кубу. В этих странах введены в действие ряд энергетических, металлургических и других промышленных объектов. 
Магистральное направление мирохозяйственной стратегии России состоит в развитии наукоемкой готовой продукции (авиационное машиностроение, научные приборы и инструменты, средства телекоммуникаций, некоторые виды химической продукции, фармацевтические товары). Вся эта продукция имеет устойчивые и растущие рынки сбыта за рубежом. Пока же (в середине 90-х годов) доля продукции высокотехнологичных отраслей в российском экспорте товаров обрабатывающей промышленности составляет 5%, что значительно ниже среднего показателя по странам Организации экономического сотрудничества и развития, составляющего 23-25% в первой половине 90-х годов. 
Для обеспечения прошлых позиций по вышеназванным направлениям наукоемкой готовой продукции на мировом рынке России нужна существенная финансовая, информационно-консультационная, маркетинговая инфраструктура государственной поддержки соответствующих производств. Только при такой поддержке, а также агрессивной экспортной политике Россия сможет перевести накопленный интеллектуальный и технологический потенциал в конкурентные преимущества на мировом рынке. 
Помимо развития эффективного экспорта Россия должна идти по пути широкого развития международного внутриотраслевого кооперирования. Этот вид МРТ открывает существенные возможности для вовлечения в мировое производство различных отраслей российского машиностроения. 
Указывая на объективную необходимость всемерного участия России в системе МРТ, следует помнить, что включение в этот процесс отнюдь не самоцель, а должно быть направлено на повышение эффективности всего народного хозяйства. Основным (но не единственным) условием вовлечения России в современное международное разделение труда является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Россия на международном рынке  труда. 

Вхождение России как равноправного партнера в  мировое экономическое сообщество неизбежно связано с таким  многогранным процессом, как международная  миграция рабочей силы. 
Россия с опозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы. 
С принятием "Закона о занятости" (1991 г.), всем гражданам России предоставлено юридическое право, выезжать за рубеж на работу. По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число российских эмигрантов к 2000 г. достигло 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны. 
Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1995-2000 гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего оформления. Какая-то часть выехала за рубеж по "своим каналам".  
Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж (хотя есть и противники), к числу положительных факторов, сопровождающих этот процесс, относят следующие: 

* снижение  давления на внутренний рынок  труда; 

* минимизация  существующих в его структуре  дисбалансов; 

* уменьшение  безработицы; 

* финансовые  поступления от эмигрантов; 

* повышение  профессионального и культурного  уровня работников-мигрантов. 

Для упорядочения российской трудовой миграции, правительство  России предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и  межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств - участников СНГ. 
Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян. 
Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов, и, прежде всего неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран - экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования, западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры. 
Несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта. 
Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1-1,5 млн. человек, получая ежегодно 10-20 млрд. долл. 
Одной из болезненных проблем российской трудовой миграции за рубеж является интеллектуальная миграция, или "утечка мозгов". С 1994 по 1997 г. "утечка мозгов" из России достигла своего пика. За этот период из страны за рубеж на постоянное место жительства уехало 10% научных работников разного профиля (примерно 75 тыс. человек). Потеря специалистов отражается на всех отраслях российской науки и образования. По данным Совета безопасности России на 1997 г. из 100 всемирно известных российских ученых 50 эмигрировало из страны навсегда. Только из МГУ безвозвратно уехало 10% профессорско-преподавательского состава. По некоторым оценкам страну покинули 70-80 ее математиков, 50% физиков-теоретиков. 
По оценкам российских специалистов, прямые ежегодные потери России в результате "утечки мозгов" можно оценить не менее чем в 3 млрд. долл., а суммарные с учетом упущенной выгоды - в 50-60 млрд. долл. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1\3 всей своей задолженности. А США, к примеру, за счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов (не только из России) дополнительно получают 80-100 млрд. долл. в год. 
Параллельно "утечке мозгов" в 90-е годы появилось новое для России явление - бизнес-миграция. Это явление представляет эмиграцию предпринимателей, стимулируемую отсутствием политической и экономической стабильности в России, засильем криминалитета, стремлением реализовать накопленный потенциал в более благоприятной обстановке. 
К концу 90-х годов в процессе интеллектуальной международной миграции появились новые черты и особенности. 
Во-первых, на смену "утечке мозгов" пришла их миграция. Хотя США остаются общепризнанным центром притяжения для профессионалов, в то же время квалифицированные специалисты едут на временную работу в некоторые развивающиеся страны. 
Во-вторых, движение квалифицированных специалистов происходит не только "к капиталу", но и "одновременно с капиталом или вслед за ним". Этот процесс тесно связан с деятельностью международных корпораций, имеющих сеть филиалов по всему миру. 
В-третьих, миграция профессионалов часто принимает форму охоты, переманивания ведущих специалистов из различных сфер науки, управления, изобретательства. 
В-четвертых, миграция профессионалов связана с интеграцией системы высшего образования. Это предполагает продолжение обучения студентов во многих регионах мира.  
Рассматривая безвозвратную российскую трудовую миграцию, как негативный момент в ходе либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности России. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Международное  движение капитала и иностранные 
инвестиции в экономике России. 

2.1. Вывоз  капитала из России. 
 
Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. По данным "Круглого стола бизнеса России", в середине 90-х годов общий объем находящихся за рубежом ресурсов, включая вывезенные и инвестированные капиталы, иностранные долги составляют огромную сумму - от 500 до 600 млрд. долл. При этом "экспорт капитала", начавшийся с конца 80-х годов, продолжается. 
За рубежом действуют тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них была основана там еще в советское время, однако, подавляющее число в последние годы. По некоторым оценкам объемы инвестиций этих российских предприятий за рубежом составляют 9-10млрд. долл. Для сравнения, например аналогичные капиталовложения США, приближаются к 1 трилн. долл., а у Японии и Великобритании они составляют несколько сотен миллиардов долларов. 
Российские зарубежные предпринимательские инвестиции размещены преимущественно на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых гаванях. Там же преимущественно находятся и зарубежные капиталовложения российских физических и юридических лиц в ссудной форме (т.е. банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т.п.). Часть из них размещена там, на короткий срок для осуществления текущих внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25-35 млрд. долл. 
Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и незаконными способами, принявшими форму "бегства капитала". 
Легальный способ вывоза капитала базируется на постановлении правительства России. В этой связи к законному вывозу капитала относятся все государственные и негосударственные предприятия, созданные в соответствии с этим постановлением и внесенные в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием. 
К законным способам вывоза капитала можно отнести рост зарубежных активов российских уполномоченных банков. На начало 1994г. они составляли 20млрд. долл., увеличившись только за 1992 год на 4 млрд. долл. Например, в 1994г. банк "Менатеп" приобрел двадцати процентный пакет акций в акционерном капитале группы компаний "Валмет", выкупив часть пакета долевого участия американского банка "Риггснэншил Бэнк Вашингтон". 
Основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого "бегства капитала". Оно началось в 1989 гг., процесс оттока капитала из России активизировался с 1990 г. Для того чтобы представить, какие потери в результате этого процесса несет Россия, можно привести такие  
цифры: ежегодная утечка капитала оценивается в 12-24 млрд. долл. (по некоторым оценкам до 50 млрд. долл.). Для сравнения: весь экспорт нефтепродуктов за 1995 г. составил 12,3 млрд. долл. 
В настоящее время утечка капитала стала принимать весьма изощренные формы, не всегда поддающиеся контролю в рамках действующего законодательства. Этот процесс, в частности, включает в себя: 
1.Не переведенную в Россию экспортную выручку. Наибольшие недоступления в федеральный бюджет отмечены по таким видам товаров, как нефть, нефтепродукты и цветные металлы. 
2. Занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно используемых в бартерных сделках. 
3.Осуществление авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов. Утечку валюты на импортных операциях эксперты оценивают в 3-4 млрд. долл. в год. 
4.В результате недобросовестных бартерных операций из России "утекает" около 1 млрд. долл. 
5. Контрабандный вывоз СКВ и другие ухищрения. 
Бегство капитала характерно для стран с галопирующей инфляцией, высокими налогами политической нестабильностью. Все это характерно для России. К этим причинам можно добавить факторы недоверия государству, отсутствие льгот и стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри страны. Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в канализируемый, контролируемый вывоз капитала. 
Ограничение процесса "бегства капитала" может осуществляться путем применения следующих конкретных мер: 
1)единого таможенно-валютного контроля за репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг; особого контроля за бартерными операциями; 
2)лицензирование вывоза капитала; 
3)инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений. 
Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес, и именно он определяет направление и характер движения капитала. Стратегической мерой по сокращению "бегства капитала" за рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в России, который стал бы привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Инвестиционный  климат в России и меры 
государства по его улучшению 
 
Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависят от существующего в ней инвестиционного климата (ИК). 
В настоящее время инвестиционный климат в России, в основном, является неблагоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций. Политическая нестабильность, экономический кризис, разгул преступности и другие "прелести" переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степени их риска во всех странах мира При оценке предпринимательских рисков по странам мира рассчитываются взвешенные значения ряда наиболее важных факторов риска, включая задолженность, наличее средств на текущих счетах, политическую стабильность. 
В 1999г. показатель составлял 78 среди стран с развивающимися рыночными экономиками. В прогнозе журнала "The Economist" на 2001 год для 93 государств с развивающимися рыночными экономики рискованность инвестиций и ведения бизнеса России с 63 пунктами поделила третье место с конца с Пакистаном, уступив по рискованности только Мьянме и Зимбабве. 
Россия пока не готова к жестокой конкуренции на рынке иностранного капитала. Для положительного сдвига в этом направлении необходимо удалить три главных препядстви. Во-первых, ликвидировать "финансовую управляемость" (защита прав инвесторов, умение строить эффективный бизнес и др.) 
Во-вторых, освоить и использовать маркетинговые механизмы по увеличению инвестиционной привлекательности. Необходимы PR-компании по раскручиванию инвестиционной привлекательности России, а также осуществление репутационного менеджмента. Иными словами, нужно научиться "продавать себя " инвесторам. 
И, в-третьих, определить приоритетные инструменты привлечения иностранных инвестиций (прямые инвестиции АДР (американские депозитарные расписки), корпоративные облигации, формирование новых акционерных корпораций, понятных для зарубежного инвестора, создание "параллельного" фондового рынка). 
Поддерживая точку зрения о недостаточно благоприятном инвестиционном климате России для иностранных инвестиций, не следует сбрасывать со счетов и то, что крупные внешние вливания в экономику России все еще невыгодны западу. Причем как в экономическом, так и в политико-экономическом аспекте в инвестиционной политике промышленно развитых стран по отношению к России все еще остаются отголоски, рецидивы "холодной войны", которые вряд ли исчезнут автоматически. Российское государство должно проводить более активную политику по привлечению иностранных инвестиций, не допуская втягивания страны в интеграцию с мировым хозяйством на невыгодных условиях. 
Следует признать также наличие негативного влияния на иностранных инвесторов не отвечающей мировым стандартам проработки российских инвестиционных проектов. Так, по данным Президента Всемирного банка Дж. Вулфенсона, еще в начале 1996 г. российский портфель проектов считался одним из самых неудачных во Всемирном банке - лишь 39% проектов имели удовлетворительный рейтинг реализации. Через год этот показатель вырос до 65%, но все еще остается малоудовлетворительным. 
Как факторы играют положительную роль в привлечении иностранных инвестиций в Россию? 
Это, прежде всего: 
1)богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, лес и др.); 
2)огромный внутренний рынок; 
3)достаточно высокий уровень базового образования кадров, способных к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении; 
4)относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы; 
5)отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей; 
6)осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов; 
7)возможность получения сверхприбыли. 
Перспективы в России слишком многообещающи, чтобы их игнорировать. В суммарном валовом внутреннем продукте всех "новых мировых рынков" доля России составляет более 25%. Причем это единственный нарождающийся рынок, где есть своя космическая программа, инфраструктура и реальные возможности для ее реализации. По самым скромным оценкам, у России больше природных ресурсов "10,2 трлн. долл.", чем у Бразилии "3,3 трлн. долл.", Южной Африки "1,1 трлн. долл.", Китая "0,6 трлн. долл." и Индии "0,4 трлн. долл." вместе взятых. 
Несмотря на это, удельный вес России в международных инвестициях в "новые рынки" составляет всего 0,5% .Остальные 99,5% приходятся на Мексику, Бразилию, Аргентину, Турцию, Чили, другие развивающиеся страны и НИС. 
Как свидетельствует зарубежный опыт, одним из важнейших факторов по привлечению иностранного капитала является наличие благоприятной правовой обстановки, стабильной законодательной базы, обеспечивающей условия максимально эффективной защиты интересов инвесторов. 
Современную правовую базу для иностранных инвестиций в России составляют более 30 законов и равнозначных законам указов Президента. Действует также ряд конкретных ведомственных инструкций. 
Законодательство не предусматривает каких-либо официально закрытых для иностранных инвесторов отраслей экономики или регионов страны. Но на практике такие ограничения существуют. 
Весьма важным компонентом инвестиционного климата является налоговый режим. 
России пока сохраняется весьма сложная и тяжелая система налогообложения. В соответствии с законом "Об иностранных инвестициях в России" и другими законодательными актами предусмотрена возможность льготного налогообложения для частного иностранного капитала, который осуществляет приоритетные инвестиционные проекты. 
По оценкам иностранных предпринимателей, отношение российских властей к зарубежным инвестициям декларативно чрезвычайно благоприятное, фактически же стимулы и гарантии для иностранных инвестиций не удовлетворяют интересы иностранных инвесторов. Власти не могут ни адекватной структурной политики, ни долгосрочных льгот (по налогам, таможенному режиму, реинвестированию, репатриации прибылей и др.). Кроме того, они постоянно меняют "правила игры" в зависимости от изменения экономической и политической ситуации. 
Общей стабилизирующей основой инвестиционного климата является то, что Россия на протяжении ряда лет имела положительное сальдо внешнеторгового баланса (1993-1999гг.).  
В стране действуют международные и российские организации, занимающиеся вопросами содействия инвестициям в экономику России: Госинкор, Российская финансовая корпорация, Росзарубежцентр и др. Однако информационное обслуживание инвесторов и всех, кто хотел бы работать на российском рынке, все еще не находится на должном уровне. Для улучшения этой ситуации в середине 90-х гг. создан Российский центр содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики. Используя зарубежный опыт, эта организация предполагает привлекать инвестиции по всему миру с помощью сети специальных инвестиционных агентств, которые работают по аналогии с продажей товаров: изучают потребности инвесторов, предоставляют всю необходимую информацию для принятия решений, помогают заключать контракты, оказывают поддержку после "продажи" инвестиций. В том же направлении будет работать и Международный инвестиционный союз (МИС), одним из инвесторов которого выступил Российский центр содействия иностранным инвестициям. Функционирует Консультативный совет по иностранным инвестициям. В его состав входят 25 руководителей западных крупнейших компаний, инвестирующих в Россию ("Пепсико", "Пратт энд Уитни" и др.). 
Планируется также серьезно усовершенствовать российское налоговое законодательство, ввести определенные коррективы в ход приватизации. В частности, перейти от массовой и быстрой продажи предприятий к "точечным" продажам, ориентированным на повышение эффективности производства. 
Важным документом в области регулирования притока и функционирования иностранных инвестиций в экономику России стал Закон "О соглашениях, о разделе продукции". Законом установлены правовые основы отношений, которые возникают в процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории России. Право пользования инвестором участком недр удостоверяется лицензией, которая выдается ему органом исполнительной власти России. 
"Соглашение" предусматривает максимальное упрощение схемы взаимоотношений инвестора и государства, прежде всего по линии уплаты налогов и других обязательных платежей. Их взимание по сути дела полностью заменено разделом продукции по условиям соглашений, рентными платежами. 

Информация о работе Внешний долг России