Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 18:59, курсовая работа
В энергетическом секторе мирового хозяйства ведущую роль играют топливно-энергетические ресурсы - нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь, энергия (ядерная, гидроэнергия). Среди топливно-энергетических ресурсов особое место занимают нефть и природный газ. Эта группа товаров сохраняют роль лидеров среди прочих товарных групп в международной торговле, уступая только продукции машиностроения.
Строка Таможенного тарифа РФ состоит из следующих основных элементов:
а) код ТН ВЭД;
б) наименование позиции;
в) основная (килограмм) и дополнительные единицы измерения (литры, метры, штуки, пары и т.д.);
г) ставка ввозной таможенной пошлины.
Ставка ввозной таможенной пошлины может устанавливаться на неопределенный срок, то есть вплоть до принятия нового постановления Правительства РФ, отменяющего или изменяющего данную ставку, либо на ограниченный срок, определяемый в постановлении Правительства РФ, устанавливающем ставку таможенной пошлины. Правительство РФ может принять специальное постановление о введении временных (срочных) ставок ввозных таможенных пошлин.
По способу определения ставки (т.е. установленного количественного параметра для расчета подлежащей уплате суммы таможенной пошлины) делятся на адвалорные, специфические и комбинированные (см. комментарий к ст. 4 Закона «О таможенном тарифе»).
В целях упрочения механизма таможенно-тарифного регулирования и обеспечения предсказуемости и стабильности внешнеторговой и таможенной политики Российской Федерации Правительство РФ наложило на себя самоограничения на изменение в отдельных случаях ставок ввозных таможенных пошлин. Так, в Постановлении Правительства РФ от 22 октября 1997 года №1347 «Вопросы таможенно-тарифной политики» устанавливается, что:
1) ставки ввозных таможенных
пошлин на одни и те же
товары, систематизируемые в
2) единовременное изменение
ставок ввозных таможенных
В последнее время в практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности наметилась негативная тенденция «обхода» норм, предусматривающих упомянутые ограничения полномочий Правительства РФ по изменению ставок ввозных таможенных пошлин (см., например, п. 2 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2003 года №417, п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 августа 2002 года №642 и др.).
Полномочия Правительства РФ по установлению ставок таможенных пошлин могут быть ограничены также связыванием таможенных пошлин, под которым понимается принятие в рамках международного договора (соглашения) обязательств по максимальному уровню пошлин. Так, в соответствии с решением №11 Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации «О работе над общим Таможенным тарифом государств – участников соглашений о Таможенном союзе» (Москва, 28 апреля 1998 года) был утвержден Перечень товаров, по которым совпадают ставки ввозных таможенных пошлин государств, перечисленных в качестве основы Общего таможенного тарифа государств-участников Таможенного союза, а также принято решение связывать ставки ввозных таможенных пошлин по указанным позициям сроком на 6 месяцев, начиная со дня подписания упомянутого решения. При этом все изменения и дополнения ставок ввозных таможенных пошлин Общего таможенного тарифа должны осуществляться в соответствии с Положением «О порядке принятия решений по вопросам реализации соглашений о Таможенном союзе», утвержденным решением Межгосударственного Совета от 31 декабря 1996 года и Положением «О порядке внесения в правительства государств – участников Таможенного союза проектов постановлений и распоряжений по вопросам, затрагивающим положения соглашений о Таможенном союзе», утвержденного решением Межгосударственного Совета от 22 октября 1997 года.
Изменение ставок импортных пошлин производится Правительством РФ на основании совместного мотивированного представления Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Министерства иностранных дел РФ, подготовленного с участием иных заинтересованных министерств и ведомств.
В Таможенном тарифе РФ содержатся базовые ставки, под которыми понимаются ставки ввозных таможенных пошлин по каждой товарной подсубпозиции ТН ВЭД на товары, происходящие из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ).
Определение режима наиболее благоприятствуемой нации (режима наибольшего благоприятствования) содержится в статье I ГАТТ: «В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон».
Российская Федерация, не являясь участницей ГАТТ, устанавливает РНБ в торгово-политических отношениях с зарубежными странами, как правило, в двусторонних торговых договорах и соглашениях. Перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет РНБ, содержится в приложении 1 к Приказу ГТК России от 25 декабря 2003 года №1539 «О предоставлении тарифных преференций». В этом перечне поименовано свыше 125 государств.
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, базовые ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое (так называемые максимальные ставки), за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) в соответствии со ст. ст. 34 – 37 Закона РФ «О таможенном тарифе».
В упомянутых статьях предусматривается, в частности, что в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей национальной системой преференций Российской Федерации (свыше 105 государств), применяются ставки в размере 75% базовой ставки (Постановление Правительства РФ от 11 апреля 1996 года №413). Существует отдельный перечень наименее развитых стран – пользователей схемой преференций Российской Федерации (свыше 45 государств). В отношении товаров, происходящих из этих государств, применяется режим беспошлинного ввоза. (Подробнее о тарифных льготах (преференциях) см. комментарий к разделу Закона РФ «О таможенном тарифе».)
Федеральным законом от 21 июля 2005 года №112-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в текст комментируемой статьи была включена норма, существенным образом изменившая ранее существовавший механизм расчета таможенной пошлины. Отныне в отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают РНБ (ранее в подобных случаях применялась максимальная ставка, т.е. базовая ставка, увеличенная вдвое).
Новая редакция статьи 3 Закона «О таможенном тарифе» содержит оговорку о том, что правило о применении ставки РНБ к товарам, страна происхождения которых не установлена, не применяется «к случаям, предусмотренным таможенным законодательством Российской Федерации». О том, какие случаи имеет в виду законодатель, разъясняется в письме ФТС России от 19 августа 2005 года №01–06/28668 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе». В качестве такого исключения следует применять нормы, установленные подпунктом 1 пункта 2 статьи 38 Таможенного кодекса РФ, в соответствии с которыми в отношении товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим РНБ, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам.
В пункте 3 комментируемой статьи за Правительством РФ закрепляются полномочия по установлению ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются. При этом, учитывая особую фискальную значимость сырой нефти (товара, классифицируемого по товарной позиции 2709 по ТН ВЭД), устанавливается (п. 4 комментируемой статьи) особый порядок установления Правительством РФ ставок вывозных таможенных пошлин на этот товар.
Основная цель обложения вывозными таможенными пошлинами – пополнить доходную часть федерального бюджета и, в известной степени, сдержать вывоз сырья. [8]
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации.
В связи с постоянным ростом мировых цен на нефть, нефтепродукты, некоторые другие виды сырья, вывоз которых облагается таможенными пошлинами, нестабильностью конъюнктуры соответствующих товарных рынков ставки таможенных пошлин на эти товары изменяются очень часто. В результате «накопилось» большое количество нормативных правовых актов, которыми вводятся ставки вывозных таможенных пошлин. На сегодняшний день действует несколько десятков постановлений Правительства РФ, утверждающих ставки вывозных таможенных пошлин. В тексты данных постановлений Правительства РФ вследствие колебаний ценовой и общеэкономической конъюнктуры периодически вносятся изменения, в результате чего и участники внешнеэкономической деятельности, и таможенные органы испытывают серьезные затруднения при работе с такой нестабильной нормативно-правовой базой (особенно при определении, с какого числа и какие ставки применяются).
Правительство РФ может принять решение и о временном неприменении ставок вывозных пошлин на конкретные товары (например, Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1999 года №1461 «О временном неприменении ставки вывозной таможенной пошлины на алюминий необработанный»).
В условиях подобной нестабильности нормативно-правовой базы таможенно-тарифного регулирования экспортных поставок особую ценность приобретает проблема систематизации законодательства. Приказом ГТК России от 6 августа 2003 года №865 «О ставках вывозных таможенных пошлин» в качестве самостоятельного правового акта был издан свод вывозных таможенных пошлин. В преамбуле этого акта перечислены все действующие постановления Правительства РФ, которыми вводились вывозные таможенные пошлины. В приложении к Приказу ГТК России от 6 августа 2003 года №865 содержится исчерпывающий перечень товаров, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины, а также сами ставки таких пошлин. Предполагается, что все последующие изменения ставок вывозных таможенных пошлин будут вноситься в текст упомянутого Приказа ГТК России.
Топливно-энергетический комплекс России является основной составляющей экономики страны. Он обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений из-за рубежа. Несмотря на наличие ряда проблем, ТЭК России продолжает оставаться одним из наиболее устойчиво работающих секторов экономики страны.
Российский ТЭК обеспечивает более 10% мировой добычи и 15% мировой торговли топливом (преимущественно нефтью и газом). Интеграция России с мировой экономикой, либерализация рынка газа в Европе и перемены, происходящие на внешнем рынке, требуют пересмотра тактики не только российских энергетических компаний, но и государства в целом.
Экспортная политика России в области энергоресурсов призвана в максимальной степени содействовать интеграции страны в мировую экономику.
В долгосрочной перспективе внешнеэкономическая политика России в топливно-энергетической сфере должна быть направлена:
Содействие интеграции российского ТЭК в мировое энергетическое пространство, восстановление и укрепление экономических позиций России в ряде регионов, создание инструментов эффективного сотрудничества в рамках СНГ и мирового сообщества в целом;
Создание условий для максимально эффективной реализации экспортных возможностей отечественного ТЭК;
Привлечение зарубежных инвестиций для развития отраслей российского ТЭК;
Вывод на новые международные и региональные рынки, поощрение инвестиционной деятельности за рубежом отечественных компаний и предприятий ТЭК.
В качестве одного из ключевых участников мирового энергетического рынка Россия должна активно влиять на установление обоснованных и прогнозируемых цен на энергоресурсы, справедливых и выгодных как для стран-производителей, так и для потребителей энергоресурсов. В то же время государственная политика должна предусматривать возможные значительные колебания цен на энергоресурсы в связи с изменениями ситуации на мировом рынке.
Государству важно поддерживать участие российских компаний в экономически эффективных зарубежных инвестиционных проектах. Принципиальным условием реализации государственной энергетической политики в этой сфере станет повышение эффективности и надёжности энергообеспечения отечественных потребителей.
Нормативно-законодательные документы
Монографии, учебники и учебные пособия
Информация о работе Внешняя торговля РФ энергетическими ресурсами в 2000-х гг