Внешняя торговля России:структура и динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. Внешняя торговля страны регулируется государством. Для этого используются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование и другие нетарифные ограничения, прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства.

Содержание

1. Теоретическая часть
1.1 Внешняя торговля России: структура и динамика 3
1.2 Место России на мировом рынке товаров и услуг 8
2. Тестовые задания 12
3. Задача 12
Список источников 14

Вложенные файлы: 1 файл

к.р..docx

— 34.08 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Теоретическая часть
    1. Внешняя торговля России: структура и динамика     3
    2. Место России на мировом рынке товаров и услуг     8
  2. Тестовые задания                 12
  3. Задача                   12

Список источников                  14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Внешняя торговля России : структура и динамика

Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. Внешняя торговля страны регулируется государством. Для этого используются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование и другие нетарифные ограничения, прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства.

В настоящее время любое предприятие может свободно участвовать во внешнеторговых операциях. Однако отказ от государственной монополии внешней торговли породил серьезные проблемы. Расширился бесконтрольный вывоз стратегически важных сырьевых товаров. Нахлынула волна импортных товаров, часто низкого качества. Возникла проблема утечки валюты.

В этих условиях необходимо было сформировать новые экономические и административные структуры по регулированию внешней торговли. Разработать и внедрить в практику эффективные методы внешнеторговой политики.

Цели государственного регулирования внешней торговли определяются общей экономической ситуацией в стране, остротой существующих социально-экономических проблем. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройке промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции.

 

 

 За последние десятилетия стали заметными различия в темпах роста и направлениях внешнеторговой деятельности России. Подобные тенденции привели к существенным сдвигам, как в географической, так и в товарной структуре внешнеторгового оборота России. 

Расширение сотрудничества со странами СНГ является одним из приоритетных направлений внешнеторговых и внешнеэкономических связей России, которые установлены на трех уровнях. На долю стран СНГ приходится около 1/4 всего объема внешнеторгового оборота России. 
  В последние годы из общей стоимости экспорта РФ (с учетом торговли со странами-членами СНГ) более всего приходится на сырьевые товары. Так, в 2010 г. в совокупном экспорте России доля товаров группы «Минеральные продукты», т.е. в основном топливно-энергетические товары, составила 56,5%; на черные и цветные металлы приходилось 11,4%; на древесину и целлюлозно-бумажные изделия - 3,3%, а на машины, оборудование и транспортные средства - 8,9%; на химические и другие товары - 19,9%. 
  Драматические структурные изменения, произошедшие в российской экономике за годы перестройки, отразились на структуре внешней торговли страны. Доля машиностроительной продукции во внутреннем машиностроительном производстве сократились с 30 до 17%, легкой промышленности - с 12 до 2%, тогда как доля продукции топливно-энергетического комплекса возросла с 11 до 33%.

Существенные изменения произошли в объемах поставок и структуре экспорта такой важной товарной группы, как машины, оборудование и транспортные средства.   Российский экспорт машин, оборудования и транспортных средств в 2010 г. составил $11917,5 млн долл., что было больше на 18,5% уровня 2002 г. 

Положение с экспортом отечественного комплектного оборудования и проектно-монтажных услуг в последние годы не совсем благоприятно. Объем российского экспорта комплектного оборудования в настоящее время не превышает $1 млрд. долл., что составляет менее 20% . Основными причинами такого положения является фактический уход России с рынков комплектного оборудования стран Восточной Европы - бывших партнеров по СЭВ, а также с рынков большинства развивающихся стран, что, в свою очередь, обусловлено резким сокращением объемов государственного финансирования этой формы сотрудничества.

В российском экспорте, как и ранее, доминируют энергоносители: нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь. Они являются определяющей позицией в товарной группе «Минеральные продукты». В 2010 г. было экспортировано (включая поставки в страны-члены СНГ) 62,1 млн. тонн каменного угля, 223,5 млн. тонн сырой нефти, 20,9 млрд. кВт-час электроэнергии, 189,3 млрд. куб. м природного газа.

Объемы поставок энергоносителей на внешний рынок становятся столь значительными, что это начинает негативно сказываться на нормальном обеспечении данной продукцией внутренних потребностей страны, поскольку увеличение объемов экспорта энергоносителей происходит на фоне прогрессирующего сокращения их добычи. 

Важной статьей российского экспорта является также продукция черной и цветной металлургии. Снижение платежеспособного спроса переживающей кризис российской промышленности обусловил рост экспорта металлургической продукции.  В последние годы заметное место в российском экспорте стали занимать драгоценные металлы, а также необработанные алмазы.

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия являются традиционными видами товаров российского экспорта, однако доля этой товарной группы в структуре экспорта невелика - в 2010 г. она составила немногим более 3 %. Повышение экономической эффективности экспорта данной группы товаров может быть достигнуто путем увеличения доли поставок изделий более глубокой переработки.

По определенным товарным позициям российские поставки во многом определяют состояние международного торгового обмена. Так Россия занимает первое место в мире по экспорту природного газа, платины, необработанных алмазов, никеля, азотных удобрений и алюминия; второе место - по поставкам обычных вооружений; третье-четвертое место в мировом экспорте нефти и нефтепродуктов, электроэнергии, проката черных металлов и калийных удобрений.

С 2003-2010 гг. и с 2011-2014 гг. Россия занимала, и будет занимать устойчивое второе место после США по экспорту многофункциональных истребителей. Объем России в 2011 г. составил 3,872 млрд. дол., прогнозируется в 2012г. – 3,401 млрд. дол, в 2013г. – 1,97 млрд. дол. и в 2014г. – 2,897 млрд. дол.

Наиболее масштабной позицией российского импорта является «Машины, оборудование и транспортные средства».

 В структуре импорта существенна доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства, что вызвано, кроме других причин, резким сокращением национального производства сельскохозяйственной продукции. Россия в настоящее время импортирует более 40% от общего объема внутреннего потребления продовольствия, а в продовольственном балансе Москвы и Санкт-Петербурга доля импорта составляет более 70%. Насколько это явление негативно, можно видеть из следующего.

 В международной практике существует четкое понимание того, что государство, у которого в общем балансе внутреннего потребления продовольствия доля импортных поставок приближается к 30%, находится на грани потери своей экономической безопасности и независимости. Из этого следует, что Россия уже далеко перешла эту грань. Отказавшись от импорта фуражного зерна для откорма скота и последующего производства мясомолочной продукции, Россия ввозит в больших количествах эти товары, финансируя тем самым сельскохозяйственное производство промышленно развитых стран и содействуя дальнейшему развалу российского национального сельского хозяйства. Очевидно, что импорт этой продукции, равно как и ввоз растительного масла, сахара, овощей и прочих товаров, производство которых вполне возможно в России, не оправдан ни с экономической, ни с политической точек зрения.  

В российском импорте заметное место занимают товары народного потребления, долю которых можно оценить в 20-25%, однако большая часть этого ввоза не находит отражения во внешнеторговой статистике, так как осуществляется физическими лицами (так называемая неорганизованная торговля). 
  В целом более половины внутреннего товарооборота этой продукции приходится на импортные товары, что также неоправданно и существенно ослабляет экономическую безопасность России. Ее полупрозрачные границы со странами - членами СНГ создают широкие возможности для контрабанды, которая наносит значительный экономический ущерб, поскольку заметно сокращаются поступления от таможенного обложения, являющегося одной из крупнейших статей доходной части бюджета РФ, не говоря уже об экологической и медицинской не безупречности контрабандно поступающих товаров.

Банк России опубликовал уточненную статистику экспорта и импорта, на основании которых рассчитывается платежный и торговый баланс РФ. Опубликованные данные свидетельствуют о том, что летом 2011 года экономика РФ достигла абсолютных рекордов по базовым показателям торгового баланса. Так, совокупный квартальный экспорт товаров и услуг во втором квартале 2011 года впервые вырос выше $150 млрд., импорт — выше $100 млрд. Судя по всему, эти цифры в целом уже не будут корректироваться — таким образом, несмотря на то что нефть в отчетный период была несколько дешевле, чем на ранее пиковом периоде второго квартала 2008 года, именно в июне 2011 года совокупный российский экспорт товаров и услуг достиг абсолютного рекорда, составив $150,8 млрд. Сальдо торговли товарами и услугами при этом сохранялось на уровне около 30% валового экспорта — исторически оно было отрицательным лишь в первом квартале 1998 года, в последние годы оно ощутимо снижалось лишь в первом квартале 2009 года (до 15% экспорта). Экспорт нефтепродуктов из РФ, как и экспорт газа, напротив, выросли с уровней 2008 года — во втором квартале 2011 года вывоз нефтепродуктов составил, по данным ЦБ, 31 млн. тонн (что несколько меньше, чем в 2009-2010 годах, но выше уровней 2007-2008 годов). Экспорт газа, пик которого пришелся на начало 2011 года, составил 53,3 млрд. куб.м. 

В целях стимулирования роста экономики Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации способствуют развитию внешней торговли, в том числе путем осуществления федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности.

 

    1. Место России на мировом рынке товаров и услуг

Положение страны в мировом экономическом сообществе во многом определяется ее местом на мировом рынке. Внешняя торговля обеспечивает потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами и тем влияет на структурную перестройку экономики, состояние национальной денежной системы, формирование доходов бюджета. Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию.

Во внешнеторговых отношениях выделяются два крупных политико-географических сектора внешней торговли России: страны СНГ, или «ближнее зарубежье», и «дальнее зарубежье». Их выделение связано с рядом различий в регулировании, системе расчетов и ценообразовании. Во внешней торговле России абсолютно преобладают связи с развитыми странами с рыночной экономикой, страны СНГ занимают второе место. Третья группа внешнеторговых партнеров России - государства Центральной и Восточной Европы, бывшие члены СЭВ. В последние годы растет объем торговли с развивающимися странами. Главные партнеры здесь - Турция, Южная Корея, Индия, Китай. В то же время до минимума сократилась торговля с такими бывшими членами СЭВ, как Куба, Монголия и Вьетнам, а также КНДР. Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России. Однако она не соответствует экономическому, интеллектуальному, промышленному и агроклиматическому потенциалам России. Она является следствием спада производства и неконкурентоспособности многих российских товаров.

Следует заметить, что ориентация России во внешней торговле на развитые страны с рыночной экономикой и сырьевая направленность российского экспорта взаимосвязаны. Хотя России и предоставили статус страны с рыночной экономикой, ей еще предстоит добиться ликвидации дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта готовой продукции.

Россия на рынке услуг представлена слабо. В этом направлении наиболее перспективными представляются рынки туристических и транспортных услуг.

Быстрый рост международных поездок граждан России происходит со второй половины 80-х гг. Международный туризм в Российской Федерации стал более динамичным, но даже в лучшие для международного туризма годы поток российских туристов не составлял и 1% мирового потока.

В 2002 г., по данным Госкомстата РФ, число граждан России, в качестве туристов выезжавших за рубеж, впервые превысило 5 млн. человек. При этом россияне больше всего посещали Турцию, Польшу, Китай, Украину, Египет, Испанию, Германию, Италию. Первые места, которые занимают Турция, Китай, Украина, Польша, связаны с «челночной» и приграничной торговлей, а не с оказанием туристических услуг в их классических формах.

Во въездном туризме в России лидируют Польша, Финляндия, Китай, Германия и США. Экспорт туристических услуг требует крупных инвестиций, прежде всего на строительство гостиниц и других средств размещения.

Несоответствие в соотношении цены и качества в организации въездного туризма, недостатки в рекламе и маркетинге, впечатление о России как о стране криминала - все это сдерживает рост въездного туризма, несмотря на богатейшие туристские ресурсы.

Транспортные пути России включены в общую мировую транспортную систему, и Россия участвует в международном рынке транспортных услуг. Огромная территория России обусловила преобладание железных дорог, а также исключительную роль трубопроводов. Железные дороги и магистральные трубопроводы России остаются в государственной собственности, тогда как морской, речной, автомобильный и авиационный транспорт акционирован и приватизирован. Исключительное значение приобретают в этих условиях тарифная политика, привлечение инвестиций и поиски оптимального сочетания государственного управления и рыночного регулирования.

Из всех видов транспорта, задействованных в экспорте транспортных услуг, в наиболее сложном положении оказался морской флот России. Распад СССР повлек раздел флота и оттеснил Россию от портов на Черном и Балтийском морях. Около 80% танкеров отошли Латвии и Азербайджану, 70% контейнеровозов - Украине и Литве, причем новые владельцы не в состоянии эффективно их использовать. Происходят старение и сокращение флота, а новые суда зачастую регистрируются за рубежом, поскольку построены под долгосрочные залоговые кредиты иностранных банков. Растущая часть морских перевозок России обслуживается иностранными судами.

Внутренний водный транспорт наращивает международные перевозки, используя свои преимущества, так как иностранные суда на внутренние водные пути России не допускаются.

На международном рынке технологий значительного места Россия не занимает. Господствующее положение здесь имеют развитые страны - США, Западная Европа, Япония, возрастает роль новых индустриальных стран, Китая, Индии.

На мировом рынке высоких технологий Россия сохраняет конкурентоспособность по целому ряду направлений. Прежде всего, это относится к производству и услугам в ракетно-космической промышленности и наукоемким отраслям оборонно-промышленного комплекса, включая участие в международных космических программах и экспорте вооружений. В России имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции в таких отраслях, как оптоэлектроника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, разработка новых материалов.

Информация о работе Внешняя торговля России:структура и динамика