Внешняя торговля и внешнеэкономическая деятельность: понятие, особенности, тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:46, реферат

Краткое описание

Удельный вес Российской Федерации в мировой торговле услугами в 2010 г. составлял немногим более 1,1 %, уступая по экспорту услуг Таиланду и Турции, а по импорту Таиланду и Сингапуру. Объем экспорта услуг из России составлял 5,2% от объема экспорта США, а по импорту-12,2%. Россия в настоящее время является нетто- импортером услуг: в 2010 г. объем импорта превышал экспорт на 6,4 млрд. долларов США.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 69.74 Кб (Скачать файл)

 

   Предыдущая     На главную     Содержание     Следующая 

 

Тема 1. Внешняя торговля и внешнеэкономическая деятельность: понятие, особенности, тенденции развития.

 

Удельный вес Российской Федерации в мировой торговле услугами в 2010 г. составлял немногим более 1,1 %, уступая по экспорту услуг Таиланду и Турции, а по импорту Таиланду и Сингапуру. Объем экспорта услуг из России составлял 5,2% от объема экспорта США, а по импорту-12,2%. Россия в настоящее время является нетто- импортером услуг: в 2010 г. объем импорта превышал экспорт на 6,4 млрд. долларов США. Следует отметить, что в 2010г. наибольший объем российского экспорта был в секторах, связанных с транспортом и туризмом, незначителен объем деловых услуг, относительно небольшие объемы поставок на экспорт финансовых услуг, услуг связи, образовательных услуг.

Такое положение с внешней торговлей услугами объясняется:

- низким уровнем конкурентоспособности  услуг отечественных по-ставщиков  на внешнем и внутреннем рынках. Например, Россия располагает 12% ученых  всего мира и лишь 0,3% мирового  рынка науко-емкой продукции;

- узким ассортиментом  предлагаемых для экспорта услуг;

- недостаточным использованием  таких способов поставки услуг  для экспорта, как поставки посредством  коммерческого присутствия за  рубежом (через коммерческие представительства  за рубежом), направления за границу  специалистов для оказания услуг  на основе договоров между  российскими и иностранными организациями;

- неразвитостью инфраструктуры  внутреннего рынка услуг;

- слишком высоким уровнем  либерализации (открытости) доступа  на российский рынок иностранных  услуг и поставщиков услуг  во многих секторах (например, строительном, транспортном) и др.

При присоединении России к ГАТС необходимо будет выполнить большой объем работ, связанных с:

- приведением отечественного  законодательства в соответствие  с по-ложениями ГАТС;

- созданием систем регулирования  торговли услугами в тех секторах, где такие системы отсутствуют  или функционируют недостаточно  эффективно;

- принятием мер по совершенствованию  статистического учета в сфере  услуг.

В настоящее время российская сторона представила пакет предложений по конкретным секторам услуг, по условиям и ограничениям доступа иностранных услуг и поставщиков на российский рынок, которые в ходе последующих переговоров с заинтересованными членами ВТО подлежат уточнению и согласованию, после чего они будут зафиксированы в национальном перечне конкретных обязательств. Соответственно будут согласовываться условия доступа российских услуг и поставщиков на рынки стран - членов ВТО.

Россия может рассчитывать на положительный эффект от присоеди-нения к ГАТС только в перспективе, т.к. присоединение к ГАТС должно привести к дальнейшей либерализации доступа иностранных услуг и по-ставщиков на российский рынок и соответственно к усилению позиций иностранных организаций, а значительное увеличение экспорта услуг в ближайшие годы вряд ли возможно.

России требуется время для того, чтобы адаптироваться к требованиям ГАТС, чтобы либерализация торговли услугами не привела к тяжелым негативным последствиям для российской индустрии услуг. Поэтому в интересах России добиваться на переговорах согласия партнеров на поэтапное осуществление либерализации торговли услугами.

Российский рынок услуг в настоящее время характеризуется тем, что:

- большинство секторов  услуг только формируется;

- во всех секторах услуг, за исключением финансового сектора, Рос-сия практически не применяет  ограничений на деятельность  иностранных поставщиков, им предоставляется  такой же режим, что и отечественным  поставщикам. Примером могут служить  такие сектора, как: строительство, международные автомобильные и  морские перевозки, реклама, консалтинг, аудит и некоторые другие, где  условия доступа для иностранных  поставщиков максимально либерализованы, иногда в ущерб отечественным  поставщикам.

Рынок финансовых услуг, к которому относятся услуги по страхованию и банковские услуги, где существует ряд ограничений на деятельность иностранных организаций, является наиболее доходным, поэтому иностранные поставщики услуг крайне заинтересованы в отмене всех ограничений на этом рынке, в доступе к обязательному медицинскому страхованию, страхованию жизни и ответственности.

Емкость рынка страховых услуг в России огромна: в настоящее время страхуется менее 30% потенциальных рисков по сравнению с 90-95% в большинстве развитых стран; 90% собственности предприятий не обеспечено страховой защитой; существующая емкость российского перестраховочного рынка не позволяет надежно защитить такие крупные риски, как экологические, авиационные, морские, космические. Поэтому иностранные страховые компании стремятся занять соответствующие позиции на этом рынке. С целью защиты российских интересов в сфере финансовых услуг следует предусмотреть ограничения по доступу иностранных организаций на российский рынок финансовых услуг, и в первую очередь на рынок страховых услуг.

Для российского экспорта наиболее перспективными являются такие сектора услуг, как:

- транспортные услуги: услуги  автомобильного, морского, воздушного  транспорта;

- туристические услуги;

- аэрокосмические услуги:

- услуги по разработке  программного обеспечения;

- услуги по исследованиям  и разработкам, особенно в сфере  естест-венных наук;

- услуги в области образования, особенно высшего.

Ход формирования рынка услуг во многом определяется активностью отечественных предпринимателей, их организованностью. К сожалению, во многих секторах услуг предприниматели не объединены, не созданы национальные объединения (ассоциации, союзы) предпринимате-лей по секторам услуг. Значительное число предпринимателей не знакомы с документами ВТО по вопросам торговли услугами, в т.ч. и с ГАТС, с материалами, которые Россия представляет в ВТО в связи с присоединением к этой организации.

Внешнеэкономическая деятельность определяет направления, темпы и формы развития государства и мира в целом. Результат этой деятельности проявляется в интернационализации, глобализации и транснационализации хозяйственной жизни, изменяя место и роль национальной экономики в мировой экономике. Интенсивное развитие различных видов производства требует значительного увеличения объема внешней торговли, так как необходимы новые виды сырья, топлива, материалы, научные разработки. Это обусловливает необходимость расширения, увеличения емкости рынка, что ведет к расширению внешнеэкономических связей и интенсификации внешнеэкономической деятельности в целом.

Влияние внешнеэкономической деятельности на национальную экономику проявляется системно:

1. Поэлементно, что выражается  в появлении, становлении и функ-ционировании  соответствующих учреждений, организаций, институтов (например, либерализация  ВЭД привела к тому, что тысячи  хозяйствующих субъектов вышли  на внешний рынок и / или сделали  внешнеэкономическую деятельность  основной сферой своей деятельности).

2. Структурно ВЭД обусловливает  изменение пропорций в от-раслевой  структуре национальной экономики, структурные сдвиги в воспроизвод¬ственной  сфере, оптимизацию предпринимательской  деятельности в соответствии  со складывающимися условиями  экономической деятельности на  внутреннем и внешнем рынках, мировой конъюнктурой, соотношением  национальных и мировых цен  и т. д. (например, высокие цены  на мировом рынке нефти, а нефть  – основная составляющая российского  экспорта, тре¬буют значительного  наращивания пропускной способности  трубопроводных сетей, т. е. укрепления  экспортной инфраструктуры, что  в свою очередь вызывает необходимость  интенсификации и повышения эффективности  производства в металлургическом  и машиностроительном комплексах).

3. Функционально во внешнеэкономической  сфере реализуются задачи эффективного  включения страны в мирохозяйственные  связи, обеспечения безопасности  страны, формирования и осуществления  оптимальной инвестиционной, бюджетной, социальной политики и др. (так, для обеспечения устойчивости  российской экономики в ближайшие  годы страна вынуждена наращивать  экспорт, что требует выработки  и реализации соответствующей  внешнеэкономической, внешнеторговой  и таможенной политики, основанной  на реалиях внутренней экономической  ситуации).

4. Интегративно внешнеэкономическая  сфера тесно связана и оказы-вает  существенное влияние на:

• производственную сферу (модернизация технологической базы за счет импорта оборудования, торговли лицензиями, лизинга и т. п.),

• социальную сферу (увеличение занятости при наращивании экспортного производства),

• инвестиционную сферу (приток иностранных инвестиций и уси-ление инвестиционной активности отечественных производителей),

• бюджетную сферу (приток таможенных платежей, рост налого-вых платежей экспортно-ориентированных и совместных с иностранным капиталом предприятий).

5. Исторически содержание, направления и формы внешнеэкономической  деятельности зависят от того, на каком этапе циклического  развития на¬ходится мировая  экономика, каковы основные тенденции  в данный период (к таковым  на современном этапе относятся  интенсификация трансграничных  экономических, политических, социальных  и культурных связей; трансформация  мировой экономики под влиянием  технологической и информационной  революции, изменение гео-политического  статуса стран и регионов).

Вплоть до начала экономических реформ общение России как составной части СССР с внешним миром происходило в условиях монополии союзных органов власти на внешнюю торговлю. Исключительное право государства на внешнеторговые связи в особо жестких формах сохранялось до середины 80-х гг. XX в. Развитие внешнеторгового оборота в СССР шло в условиях закрытой экономики, отгороженности реальных производителей экспортных и потребителей импортных товаров от мировых рынков.

Крайняя форма протекционизма при отсутствии внутренней конку-ренции постоянно воспроизводила неэффективное производство, ориентированное на внутренний рынок. При этом необходимо подчеркнуть, что речь идет о закрытом развитии в течение нескольких веков. Закрытость экономики помимо накопления неконкурентоспособных производств сдерживала развитие потребностей производства и населения, вызывала прогрессирующее технологическое отставание, сужала спектр сравнительных преимуществ СССР в системе мировой и региональной торговли. Переломить неблагоприятные тенденции можно было только принципиальным изменением экономического курса, в том числе либерализацией ВЭД, что выразилось в появлении и функционировании так называемой переходной экономики.

Будучи составной частью национальной экономики, внешнеэкономические связи России в настоящее время, подобно всей системе, также находятся в переходном состоянии. Среди них – интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советского хозяйства от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания отечественной промышленности по технологическому уровню продукции. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом.

Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зару-бежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции. Современная экономическая практика однозначно свидетельствует о том, что закрытость экономики ведет к упадку промышленности и экономической отсталости.

После развала Советского Союза в геополитическом положении России произошли важные изменения.

Во-первых, по территории, численности и ресурсам Россия заметно меньше бывшего СССР.

Во-вторых, Россия – это уже не империя, не военно-политический монолит, представляющий опасность для всего мира, а обычная страна, вставшая на путь радикальных экономических и политических преобразований.

В-третьих, Россия географически отдалилась от Запада, появилась угроза ее изоляции. Кроме страна лишилась на Балтийском и Черном морях побережий, выходов к морю, крупнейших портов и огромной части торгового флота.

В-четвертых, на юге России усилилась угроза со стороны исламского фундаментализма и пантюркизма в результате, как ослабления самой России, так и объединения внешних мусульманских сил с мусульманскими силами в странах Средней Азии и Закавказья.

В-пятых, после распада СССР внутри России высвободились национал-сепаратистские структуры, которые стали вести дело к развалу России по примеру бывшего Советского Союза.

К середине 90-х гг. XX в. резкий спад торговли замедлился, а в некоторых странах бывшего СССР сменился ростом. При этом объем торговли с остальными странами мира сократился в меньшей степени, чем объем внутрирегиональной торговли, а в некоторых странах (прежде всего прибалтийских) он даже возрос. Распределение торговли России со странами мира также претерпело значительные изменения: резко упала доля торговли со странами Восточной Европы и с некоторыми традиционными партнерами из развивающихся стран (PC), например, с Индией. Возросло значение таких факторов, как территориальная близость или общность языка и культурных традиций. Происходит изменение товарной структуры экспорта большинства стран бывшего СССР: увеличивается доля топливно-сырьевой продукции с низкой степенью обработки, сокращается доля продукции машиностроения в экспорте, увеличивается удельный вес импортного продовольствия на внутреннем потребительском рынке России.

Подобные изменения в структуре внешнеторгового оборота России и большинства стран бывшего СССР имеют серьезные негативные последствия для экономики в целом. Так, топливно-сырьевые товары и материалы очень чувствительны к конъюнктуре мировых рынков, которые отличаются нестабильностью. Низкая эластичность спроса на этих рынках часто приводит к эффекту «разоряющего экспорта», когда наращивание физических объемов экспорта приводит к снижению цен и ухудшению индекса условий торговли. Особой проблемой является использование валютных поступлений от экспорта, которые прежде шли на импорт высококачественной продукции производственно-технического назначения, что позволяло поддерживать некоторые отрасли на конкурентоспособном уровне. Сейчас доходы от экспорта в основном расходуются на обслуживание внешнего долга, а часть их оседает на банковских счетах за границей.

Информация о работе Внешняя торговля и внешнеэкономическая деятельность: понятие, особенности, тенденции развития