Внешняя торговля и внешнеэкономическая деятельность: понятие, особенности, тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:46, реферат

Краткое описание

Удельный вес Российской Федерации в мировой торговле услугами в 2010 г. составлял немногим более 1,1 %, уступая по экспорту услуг Таиланду и Турции, а по импорту Таиланду и Сингапуру. Объем экспорта услуг из России составлял 5,2% от объема экспорта США, а по импорту-12,2%. Россия в настоящее время является нетто- импортером услуг: в 2010 г. объем импорта превышал экспорт на 6,4 млрд. долларов США.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 69.74 Кб (Скачать файл)

• международные кредитные отношения;

• международное инвестиционное сотрудничество;

• международное кооперирование;

• международное научно-техническое сотрудничество.

Кроме этого, широкое развитие получают такие формы и элементы в системе ВЭД, как информационный обмен, услуги связи, транспортное обслуживание, консалтинг, лизинг, страхование и др.

Основу внешнеэкономической деятельности составляют внешнеэко-номические связи (ВЭС), под которыми понимается упорядоченная, постоянно развивающаяся сеть взаимодействия субъектов, входящих в структуру внешнеэкономического комплекса. Внешнеэкономический комплекс (ВЭК) – это совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий и организаций, производящих и реализующих экспортные ресурсы всех видов, потребляющих импортные товары (услуги) и осуществляющих все виды внешнеэкономической деятельности.

Внешняя торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. Сущность внешней торговли заключается в обмене товарами и услугами между хозяйствующими субъектами разных стран, основанном на интернационализации и глобализации мирохозяйственных отношений, интенсификации международного разделения труда в условиях научно-технической и информационной революции. Ее задачами (функциями) являются:

• организация и обслуживание международного обмена природ-ными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;

• международное признание потребительской стоимости продук-тов – результатов международного разделения труда;

• определение общественно необходимых затрат на производство товаров;

• организация международного денежного обращения.

На интенсивность товарообмена между государствами оказывает влияние ряд факторов.

1. Качественные сдвиги  в структуре производства в  условиях на-учно-технической и  информационной революции, которые  потребовали специализации и  кооперирования в международном  и глобальном масштабе.

2. Появление новых отраслей  и видов производств, что усилило  зависимость ряда стран от  импорта отдельных видов сырьевых  товаров.

3. Возросший экспорт капитала  и усиление влияния ТНК.

4. Интеграционные процессы  в разных регионах мира, повлекшие  за собой отмену ограничений  в торговле между этими странами.

5. Изменения в структуре  мировой торговли, связанные с  ростом доли наукоемкой продукции, готовых изделий и услуг.

Коммерческая деятельность на внешнем и внутреннем рынках характеризуется рядом отличий, а именно:

• на национальном рынке движение товаров обусловлено такими факторами, как производственные связи между предприятиями и регионами страны, а на мировой рынок значительное влияние оказывают межгосударственные границы и внешнеэкономическая политика отдельных стран;

• отличительной чертой мирового рынка является существование особой системы мировых цен;

• мировой рынок товаров дополняется рынком услуг, в частности торговлей лицензиями;

• структура и направления торговли отдельных стран на мировом рынке определяются изменением конкурентоспособности иx то-варов;

• мировой торговле присуща неравномерность роста, как торговли отдельных стран, так и всего мирового товарооборота.

Мировой рынок развивается в условиях острой конкурентной борьбы. Государства проводят активную политику как по защите национального рынка от ввоза товаров извне, так и по форсированию экспорта своих товаров.

Особенностью мирового рынка в настоящее время является развитие межгосударственных форм его регулирования: общие торговые организации (ГАТТ / ВТО), региональные интеграционные объединения (ЕС, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и др.). Результатом этого стало возрастание масштаба и каче¬ственные изменения характера международной торговли, которая оказывает огромное воздействие на интернационализацию экономической жизни всех стран мира.

Внешняя торговля – торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Экспорт включает:

1. Вывоз товаров, изготовленных (произведенных и перерабо-танных) в данной стране.

2. Вывоз сырья и полуфабрикатов  для переработки за границей  под таможенным контролем с  последующим возвратом.

3. Реэкспорт – вывоз  товаров, ранее ввезенных из-за  границы, включая товары, проданные  на международных аукционах, товарных  биржах и т. п.

4. Временный вывоз за  границу национальных товаров (на  выставки, ярмарки) с последующим  возвратом или вывоз ранее  ввезенных иностранных товаров (на  аукционы, выставки, ярмарки).

5. Вывоз продукции в  порядке прямых производственных  связей, а также поставки в  рамках ТНК.

Импорт включает:

1. Ввоз из-за границы  товаров, технологий для реализации  на внут-реннем рынке импортера, также возмездное получение от  иностранного импортера услуг  производственного и потребительского  назначения.

2. Ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки  в данной стране и последующего  вывоза за границу.

3. Реимпорт – обратный  ввоз из-за границы ранее вывезенных  национальных товаров.

4. Временный ввоз товаров  на международные выставки, ярмарки, аукционы.

5. Ввоз продукции в рамках  ТНК.

Внешняя торговля характеризуется следующими показателями:

1. Товарооборот (общий объем  торговли), равный сумме экспорта  и импорта.

2. Торговое сальдо (чистый  экспорт), равный разнице между  экспортом и импортом.

3. Товарная структура экспорта  и импорта, представляющая собой  соотношение товарных групп в  мировом экспорте и импорте (в  мире насчитывается свыше 20 млн. видов товаров).

4. Географическая структура  экспорта и импорта, представляющая  собой распределение торговых  потоков между отдельными странами  и их группами, выделяемыми по  территориальному или по организационному  признаку.

Изучение товарной структуры внешней торговли осуществляется на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, являющихся предметом торговли. Для статистики мировой торговли применяется также Классификатор товаров по укрупненным экономическим группировкам.

Различают стоимостной и физический объем внешней торговли. Стоимостной объем внешней торговли рассчитывается за определенный период времени в текущих (изменяющихся) ценах с указанием текущих валютных курсов. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и используется в целях анализа, сопоставления, изучения динамики внешнеторговой деятельности.

Более развитой формой внешнеэкономической деятельности явля-ется международное кооперирование, которое представляет собой систему производственных связей между предприятиями различной национально-государственной принадлежности, участвующими в изготовлении определенного продукта, но сохраняющими при этом свою хозяйственную самостоятельность. Кооперирование предполагает специализацию предприятий на изготовлении частичных продуктов – деталей, узлов, агрегатов, являющихся компонентами при изготовлении конечной продукции или готовых изделий, которые входят в состав более сложных товаров (например, машин для системы машин).

Особенности международного кооперирования (табл. 2):

• кооперирование происходит между собственниками различной национально-государственной принадлежности;

• предварительный договорной характер кооперирования;

• действия сторон носят взаимозависимый характер, они осуществляют совместную деятельность, направленную на достижение определенной хо¬зяйственной цели;

• производственные связи между предприятиями носят долгосрочный характер;

• в отдельных случаях кооперирование носит комплексный характер, т. е. охватывает не только само производство, но и научно-исследовательскую работу, сбытовую деятельность, обслуживающее производство.

Таблица 1.2

Классификация видов международного кооперирования

Признаки классификации Виды кооперирования

1. Число субъектов двустороннее,

многостороннее

2. Число объектов однопредметное

многопредметное

3. Отраслевая структура  внутриотраслевое 

межотраслевое

4. Род деятельности между промышленностью и сельским хо-зяйством

между промышленностью и строительст-вом

5. Территориальный охват  региональное 

межрегиональное

межконтинентальное

 

Развитие международного производственного кооперирования осуществляется по следующим направлениям:

• в целях снижения затрат на единицу выпускаемой продукции крупные корпорации устанавливают связи с мелкими и средними предпри-ятиями и превращают их в субпоставщиков узлов, деталей и других частичных продуктов;

• в роли субпоставщиков выступают многие довольно крупные предприятия, специализирующиеся на изготовлении частичных компонен-тов, предназначенных для производства конечной продукции другими предприятиями;

• в качестве специализированных субпоставщиков комплектующих компонентов выступают и транснациональные корпорации, при этом ТНК переносят сборочное производство из страны базирования за границу в целях экономии на транспортных расходах.

 

Формы международного кооперирования:

• подрядное кооперирование, классический подряд по выпуску продукции и подряд по проектированию и изготовлению узлов, аппаратов и другого оборудования;

• взаимная частичная специализация на основе использования индивидуальных ресурсов партнеров и поставки изделий друг другу для создания собственного конечного продукта; этот метод применяется между предприятиями, находящимися в прямой двусторонней производственной зависимости;

• на основе реализации партнерами совместной программы создания каждым из них собственного конечного продукта; метод разработки и производства технически сложного продукта, предусмотренного совместной программой стран-партнеров (организационная форма – консорциумы);

• сотрудничество предприятий разных стран по совместному со-оружению хозяйственных объектов.

Европейская экономическая комиссия ООН разработала следующую классификацию форм международной кооперации производства (в укрупненном виде):

1. Кооперация на лицензионной  основе, т. е. передача (продажа) ли-цензии  партнеру.

2. Кооперация на лицензионной  основе с постоянной доставкой  партнеру в определенной доле  комплектующих деталей, узлов или  конечной продукции.

3. Кооперация на лицензионной  основе с одновременной передачей  оборудования, сложной техники, производственно-складских  площадей в порядке лизинга.

4. Совместное производство, предусматривающее использование  технологий, сотрудничество по созданию  кооперированной продукции, распреде¬ление  производственных программ, реализацию  продукции и т. п.

Основные методы международного кооперирования:

1. Осуществление совместных  программ;

2. Специализация в договорном  порядке;

3. Создание совместных  предприятий.

Юридической основой международного кооперирования выступают различного рода соглашения о специализации и кооперирова-нии, договоры о подрядном кооперировании, контракты на куплю-продажу комплектующих изделий и т. д.

Важным результатом внешнеэкономической деятельности стал вывоз капитала в виде инвестиций, что создало основу для образования транснациональных корпораций (ТНК). Инвестиционное сотрудничество – деятельность, основу которой составляют инвестиции. К ним относятся приобретение в полную или частичную собственность предприятий и организаций, покупка акций, облигаций и других ценных бумаг, взносы в уставный капитал совместных предприятий, кредиты физическим и юридическим лицам, вложения в виде технологий, машин, оборудования, лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей, а также банковские вклады и приобретение недвижимости.

Иностранные инвестиции в Россию – вложения иностранного капитала, а также капитала зарубежных филиалов российских юриди-ческих лиц в предприятия и организации на территории РФ с целью получения последующего дохода.

Российские инвестиции – вложения российского капитала, а также капитала российских филиалов иностранных юридических лиц в предпри-ятия и организации, расположенные за пределами России.

Различают реальные и финансовые иностранные инвестиции. Ре-альные инвестиции – это вложение капитала в производство какой-либо продукции. Реальные инвестиции могут быть прямыми (прямые иностранные ин¬вестиции – ПИИ) (взносы в уставный капитал; кредиты, полученные от зарубежного совладельца предприятия; прочие, например, реинвестированный доход) и косвенными. Финансовые инвестиции – вложения в финансовые инструменты, т. е. в акции, облигации, другие ценные бумаги (портфельные) и банковские депозиты (прочие) (табл. 3).

Таблица 1.3.

Динамика изменения структуры привлекаемых иностранных инвестиций в РФ в 2002-2008 гг., %

Годы Прямые Портфельные Прочие

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008 40,4

20,2

22,8

23,3

26,8

37,8

41.7 1,3

2,4

1,4

0,8

1,1

1,4

1.6 58,3

77,4

75,8

75,9

89,2

92,7

110.8

Источник: Россия в цифрах. 2009: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2009. – С. 359.

Во второй половине XX в. возникает и развивается по настоящее время такое важное направление ВЭД, как научно-техническое сотрудничество. Его можно определить как обмен научно-техническими знаниями на коммерческой основе между контрагентами разных стран, включая внутрифирменный обмен (обмен между материнскими компаниями ТНК и их заграничными филиалами). Научно-технические знания как результат НИОКР передаются либо путем заключения торговой сделки (купля-продажа), либо в виде услуг путем заключения соглашения на их использование. Такие операции получили название международного обмена технологий.

Информация о работе Внешняя торговля и внешнеэкономическая деятельность: понятие, особенности, тенденции развития