Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:46, реферат
Удельный вес Российской Федерации в мировой торговле услугами в 2010 г. составлял немногим более 1,1 %, уступая по экспорту услуг Таиланду и Турции, а по импорту Таиланду и Сингапуру. Объем экспорта услуг из России составлял 5,2% от объема экспорта США, а по импорту-12,2%. Россия в настоящее время является нетто- импортером услуг: в 2010 г. объем импорта превышал экспорт на 6,4 млрд. долларов США.
Технология представляет собой комплекс научных и технических знаний о приемах и методах производства, его организации и управлении. Научно-технические связи – совокупность взаимоотношений научно-технического, производственного, валютно-финансового, правового характера, в основе которых лежит обмен результатами научных исследований, опытно-конструкторских, технологических разработок, передового производственного опыта, осуществляемый путем проведения международных торговых операций.
Рассматривая внешнеэкономическую деятельность по иерархическим критериям, можно выделить:
• уровень мировой экономики (ресурсы мировой экономики, международное разделение труда, международные экономические отношения);
• уровень национальной экономики (внешнеэкономический потенциал, внешнеэкономические отношения, внешнеэкономический комплекс);
• уровень субъектов РФ (внешнеэкономический потенциал регио-на, внешнеэкономические отношения и связи региона, внешнеэкономический комплекс региона);
• уровень хозяйствующих субъектов (экспортно-импортный по-тенциал отрасли, внешнеторговая операция).
Инфраструктурное обеспечение ВЭД
Инфраструктура – совокупность материальных и организационно-правовых условий, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие. К материальным условиям относится наличие развитой системы путей сообщения, средств связи, электро-, трубо- и иных сетей. Организационно-правовые условия – наличие развитых государственных и частных институтов, а также устойчивой законодательной базы.
Инфраструктурное обеспечение ВЭД:
• правовое;
• таможенное;
• транспортное;
• финансовое;
• страховое;
• маркетинговое.
Правовое обеспечение ВЭД представляет собой в первую очередь совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется деятельность ее участников (хозяйствующих субъектов, государственных органов, организаций, содействующих ВЭД). Совокупность нормативных актов правового регулирования ВЭД включает следующие составляющие:
• международные конвенции и соглашения;
• деловые обычаи и обыкновения,
• национальное законодательство;
• судебную практику.
Система органов правового регулирования ВЭД включает законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых представлена соответствующими институтами, учреждениями и организациями. Так, законодательная власть в Российской Федерации осуществляется в лице Федерального Собрания (Парламента РФ). Исполнительная власть представлена Президентом РФ, Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. Высшая судебная власть реализуется Конституционным судом, Верховным судом и Высшим арбитражным судом.
Система таможенного обеспечения внешнеэкономической деятель-ности в организационно-правовом аспекте представлена международными соглашениями и национальным таможенным законодательством.
Транспортная инфраструктура – это совокупность путей сооб-щения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, создающих оптимальные условия для их взаимодействия. Продукцией транспорта следует считать непосредственно сам процесс перемещения товаров от изготовителя к потребителю. Во всех странах мира существует государственная система, включающая материальные и организационно-правовые условия регулирования транспортом. Особенностью транспортной инфраструктуры во внешнеэкономической деятельности является подверженность его продукции – транспортной услуги – воздействию всех факторов, характеризующих развитие рыночной экономики.
С одной стороны, транспорт в международном разделении труда является необходимым условием его реализации. С другой стороны, транспортные услуги выступают объектом экспортно-импортных операций. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности представляет собой систему, состоящую из следующих элементов:
• техника, оборудование, технологии;
• экономические, коммерческо-правовые, организационные отно-шения;
• система управления и регулирования транспортными операциями;
• нормативно-законодательная база.
Финансовая инфраструктура во внешнеэкономической деятельно-сти обеспечивает осуществление международных расчетов и реализацию валютно-финансовых отношений. Это предмет исследования темы «Валютно-финансовые и кредитные операции во внешнеторговых расчетах» данного курса.
Страховое обеспечение ВЭД необходимо потому, что предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника ВЭД. Под рисками понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб. Страхование как особый вид хозяйственной деятельности предполагает образование за счет взносов участников экономических отношений целевых фондов для возмещения убытков, возникших в результате страхового случая. Таким образом, страхование – один из методов управления рисками, в том числе и во внешнеэкономической деятельности. Выделяют три отрасли страхования: имущественное, личное и ответственности. К имущественным видам страхования относят:
• страхование грузов;
• страхование судов (морское каско);
• страхование воздушных судов;
• страхование автомобилей;
• страхование экспортных кредитов;
• страхование убытков от перерывов производства или коммерческой деятельности;
• страхование имущества, находящегося за границей;
• страхование имущества нерезидентов от огня и других опасно-стей;
• другие виды имущественного страхования.
Личное страхование во внешнеэкономической деятельности больше связано с такой сферой, как международный туризм. Так как объектом личного страхования является жизнь, здоровье или доходы отдельного человека, то в данной сфере преобладают:
• комплексное страхование граждан, выезжающих за границу;
• страхование от несчастных случаев для выезжающих за рубеж;
• страхование медицинских расходов при выезде за границу;
• другие виды личного страхования.
Объектом страхования ответственности является страхование от-ветственности за ущерб третьим лицам (физическим или юридическим). К этой отрасли применительно к ВЭД относятся:
• международный полис страхования автогражданской ответственности;
• страхование гражданской ответственности владельцев воздуш-ных судов, являющееся обязательным при полетах за рубеж;
• страхование ответственности производителей товаров;
• страхование профессиональной ответственности (таможенных брокеров, юридических консультантов, частных нотариусов, аудиторов и др.);
• другие виды страхования ответственности.
Маркетинговое обеспечение ВЭД способствует повышению ее эф-фективности, так как это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей кон-кретных покупателей и получение прибыли производителями на основе ис-следования и прогнозирования развития товарных рынков. Проблемы сущности, содержания, организации и функций международного маркетинга будут рассмотрены в теме «Особенности международного маркетинга».
Роль ВЭД в экономике страны
Внешнеэкономическая деятельность определяет направления, темпы и формы развития государства и мира в целом. Результат этой деятельности проявляется в интернационализации, глобализации и транснационализации хозяйственной жизни, изменяя место и роль национальной экономики в мировой экономике. Интенсивное развитие различных видов производства требует значительного увеличения объема внешней торговли, так как необходимы новые виды сырья, топлива, материалы, научные разработки. Это обусловливает необходимость расширения, увеличения емкости рынка, что ведет к расширению внешнеэкономических связей и интенсификации внешнеэкономической деятельности в целом.
Влияние внешнеэкономической деятельности на национальную экономику проявляется системно.
1. Поэлементно, что выражается
в появлении, становлении и функ-
2. Структурно ВЭД обусловливает
изменение пропорций в от-
3. Функционально во
4. Интегративно
• производственную сферу (модернизация технологической базы за счет импорта оборудования, торговли лицензиями, лизинга и т. п.),
• социальную сферу (увеличение занятости при наращивании экспортного производства),
• инвестиционную сферу (приток иностранных инвестиций и уси-ление инвестиционной активности отечественных производителей),
• бюджетную сферу (приток таможенных платежей, рост налого-вых платежей экспортно-ориентированных и совместных с иностранным капиталом предприятий).
5. Исторически содержание,
направления и формы
Рассмотрим данные выводы подробнее на примере российской экономики. Вплоть до начала экономических реформ общение России как составной части СССР с внешним миром происходило в условиях монополии союзных органов власти на внешнюю торговлю. Исключительное право государства на внешнеторговые связи в особо жестких формах сохранялось до середины 80-х гг. XX в. Развитие внешнеторгового оборота в СССР шло в условиях закрытой экономики, отгороженности реальных производителей экспортных и потребителей импортных товаров от мировых рынков.
Крайняя форма протекционизма при отсутствии внутренней конку-ренции постоянно воспроизводила неэффективное производство, ориентированное на внутренний рынок. При этом необходимо подчеркнуть, что речь идет о закрытом развитии в течение нескольких веков. Закрытость экономики помимо накопления неконкурентоспособных производств сдерживала развитие потребностей производства и населения, вызывала прогрессирующее технологическое отставание, сужала спектр сравнительных преимуществ СССР в системе мировой и региональной торговли. Переломить неблагоприятные тенденции можно было только принципиальным изменением экономического курса, в том числе либерализацией ВЭД, что выразилось в появлении и функционировании так называемой переходной экономики.
Будучи составной частью национальной экономики, внешнеэкономические связи России в настоящее время, подобно всей системе, также находятся в переходном состоянии. Среди них – интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советского хозяйства от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания отечественной промышленности по технологическому уровню продукции. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции. Современная экономическая практика однозначно свидетельствует о том, что закрытость экономики ведет к упадку промышленности и экономи-ческой отсталости.
После развала Советского Союза в геополитическом положении России произошли важные изменения.
Во-первых, по территории, численности и ресурсам Россия заметно меньше бывшего СССР.
Во-вторых, Россия – это уже не империя, не военно-политический монолит, представляющий опасность для всего мира, а обычная страна, вставшая на путь радикальных экономических и политических преобразований.
В-третьих, Россия географически отдалилась от Запада, появилась угроза ее изоляции. Кроме страна лишилась на Балтийском и Черном морях побережий, выходов к морю, крупнейших портов и огромной части торгового флота.
В-четвертых, на юге России усилилась угроза со стороны исламского фундаментализма и пантюркизма в результате как ослабления самой России, так и объединения внешних мусульманских сил с мусульманскими силами в странах Средней Азии и Закавказья.
В-пятых, после распада СССР внутри России высвободились национал-сепаратистские структуры, которые стали вести дело к развалу России по примеру бывшего Советского Союза.