Внешняя торговля и торговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:56, реферат

Краткое описание

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие - один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.
Внешнеторговая политика - составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т. п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортеры и импортеры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.

Содержание

Введение
Открытая экономика
Преимущества открытой экономики
Сущность открытой экономики
Международная торговля
Направления внешнеэкономической политики
Фритредерство
Протекционизм
Свобода торговли
4.1 Достоинства свободы торговли
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Внешняя торговля и торговая политика.docx

— 30.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное  бюджетное учреждение высшего  профессионального  образования

«Сибирская государственная  геодезическая академия»

 

 

Кафедра  экономики землеустройства

 и недвижимости

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

Внешняя торговля и торговая политика

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ГК-22

                                                                                                           Ким В.Ф.

Проверила: Юрлова В.А.

 

 

Новосибирск 2012

Содержание:

Введение

    1. Открытая экономика
    1. Преимущества открытой экономики
    1. Сущность открытой экономики
    1. Международная торговля  
    2. Направления внешнеэкономической политики
    1. Фритредерство
    1. Протекционизм
    1. Свобода торговли    

4.1 Достоинства свободы  торговли

          Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Международная торговля - система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка  в XVI—XVIII веках. Её развитие - один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

         Внешнеторговая политика - составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т. п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортеры и импортеры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.

          Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В «чистом виде» их можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Открытая экономика

Экономика страны может быть открытой и закрытой.

Открытость экономики  следует понимать как антипод  автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики – объективная тенденция мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики – это признание стандартов мирового рынка, действие в соответствии с его законами.

    1.1 Преимущества открытой экономики являются:

-   углубление специализации и кооперации производства;

- рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

- распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

- рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

    1.2 Сущность открытой экономики

   Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика – это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одним из важнейших критериев  открытой экономики является благоприятный  инвестиционный климат страны, стимулирующий  приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных  экономической целесообразностью  и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы.

Открытая экономика требует  существенного вмешательства государства  при формировании механизма ее осуществления  на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

К количественным индикаторам  открытости можно отнести удельный вес экспорта и импорта в валовом  внутреннем продукте. Их комбинация дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с  мировым рынком. Так, отношение экспорта к ВВП определяется как экспортная квота.

Другим показателем открытости экономики, выражающим соотношение  между импортом и валовым внутренним продуктом (ВВП), является показатель импортной квоты.

К числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квоту (ВТК).

  Открытая экономика  – основное звено мирового  хозяйства. Являясь по своему  происхождению и по логике  анализа производными от национальных  хозяйств, международные экономические  отношения оказывают существенное, а иногда и определяющее обратное  воздействие на экономическую политику государств.

Согласно кейнсианской теории, общее уравнение открытой экономики  выглядит следующим образом:

 

Y = С + J + G +Xn,

Xn – экспорт (X) минус импорт (Z).

Экспорт расширяет эффективный  спрос, прибавляя к внутреннему зарубежный сбыт товаров и услуг, между тем как импорт замещает внутреннее потребление альтернативной зарубежной продукцией, т.е. возможности внутреннего рынка уменьшаются.

Открытость экономики  усложняет государственное экономическое  регулирование, снижает коэффициент  его полезного действия, поскольку  к взаимозависимости подключаются факторы внешнего ряда.

Международные сопоставления  показывают, например, что склонность к импорту была в 60-80-е годы высокой  у Швейцарии и Великобритании, но заметно более низкой у США  и Японии. Мультипликатор возрастания  национального дохода у этих стран  обнаружил интересную последовательность: Швейцария - 1,3; Великобритания - 1,4; США 3,2; Япония - 3,7.

Для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и валового национального продукта экономическая  теория разработала и использует на практике модель внешнеторгового мультипликатора.

Первоначальное изменение  экспорта порождает цепную реакцию, которая, уменьшаясь с каждым последующим  циклом, дает эффект многократного  усиления первоначального изменения.

  1. Международная торговля         

Международная торговля – это не только экспорт, но и импорт. И если учесть, что часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократится. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения.

Предельная склонность к  импорту (МPМ) – это отношение изменения объема импорта к изменению дохода.

          Торговая политика – это государственная политика, которая оказывает влияние на торговлю через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт.

Государственное регулирование  внешнеэкономических связей – это  совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами.

Регулирующее воздействие  государства осуществляется посредством  принятия законов, постановлений и решений правительства.

  1. Направления внешнеэкономической политики

Из истории известны два  основных направления внешнеэкономической  политики: протекционизм и фритредерство.

       3.1 Фритредерство – это политика свободной торговли,  отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. При этом таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот.

Принцип свободной торговли был официальной экономической  политикой Англии в XIX веке, а в  его основу легла теория сравнительных  преимуществ Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию.

      3.2 Протекционизм – это политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными, т.е. защита национальных производителей от иностранных конкурентов с помощью торговых барьеров.

Существуют 2 группы методов  политики протекционизма:

1. Тарифные методы.

2. Нетарифные методы.

Нетарифные методы делятся на группы:

1. Административные меры или количественные ограничения: лицензирование (избирательная выдача лицензий); контингентирование; сертификация; запрет на импорт.

2. Технические меры (т.е. стандарты здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды):  требования к маркировке и упаковке;  ветеринарный и гигиенический контроль; определенные стандарты качества.

3.      Экономические  методы:

- валютный контроль;

-  НДС;

-  обеспечение уплаты таможенных платежей;

- контроль над ценами (например, установление минимальной цены и расследование по ценам в случае антидемпинговых мер);

-  государственная монополия на внешнюю торговлю;

- государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении поставок в данную страну.

Применительно к международной  торговле государство использует такие инструменты воздействия, как:

-  таможенные тарифы;

-  ограничительные условия;

-  межгосударственные договоры и соглашения;

- мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

     4. Свобода торговли - внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.

     

 

 

      4.1 Достоинства свободы торговли

    Свобода торговли обладает многими достоинствами:

1. Благодаря свободной  торговле, базирующейся на принципе  сравнительных издержек, мировая  экономика может достигнуть более  эффективного размещения ресурсов. Если каждая страна будет специализироваться  на производстве и экспорте  тех товаров и услуг, в которых  она имеет абсолютные или сравнительные  преимущества, а ввозить из других  стран товары и услуги, в которых  ее преимущества невелики либо  не существуют, то мировое производство, мировой экономический рост и  эффективность использования ограниченных  ресурсов достигнут максимума. 

2. Свободная торговля ограничивает монополию и стимулирует конкуренцию. Возросшая конкуренция со стороны иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками.

3.   Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.

Протекционизм уменьшает  или сводит на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы  с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Информация о работе Внешняя торговля и торговая политика