Внутрифирменные трансакционные издержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 11:55, реферат

Краткое описание

Теория фирмы, являющаяся едва ли не центральным разделом микроэкономической теории, обогатила экономическую науку концепцией трансакционных затрат. Использование именно этой концепции для исследования экономических процессов в настоящее время представляется весьма плодотворным. Именно возможность снижения трансакционных затрат делает эффективной замену рыночного обмена внутренней организацией, чем и объясняется существование фирм.

Чтобы понять фундаментальное значение трансакционных издержек для любой организации, необходимо уточнить введенные нами в первых лекциях понятия экономической трансакции и трансакционных издержек.

Вложенные файлы: 1 файл

внутрифирменные трансакц. издержки.docx

— 36.69 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

Институциональные  преобразования, разгосударствление собственности, приватизация, развитие предпринимательства привели к значительному увеличению числа хозяйствующих субъектов. Кроме того, в мировой экономике наблюдаются тенденции к укрупнению корпораций, их вертикальной и горизонтальной интеграции и увеличению числа совершаемых ими сделок. Конечно, все эти корпорации сталкиваются с большим количеством трансакционных издержек, независимо от того, в какой роли  выступает данный  субъект: в качестве продавца, потребителя, налогоплательщика, ему не избежать затрат ресурсов, связанных с поиском информации, контролем, выбором и принятием решений.

В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений.  Фирма является главным звеном рыночной экономики, т.к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях. 
 
Теория фирмы, являющаяся едва ли не центральным разделом микроэкономической теории, обогатила экономическую науку концепцией трансакционных затрат. Использование именно этой концепции для исследования экономических процессов в настоящее время представляется весьма плодотворным. Именно возможность снижения трансакционных затрат делает эффективной замену рыночного обмена внутренней организацией, чем и объясняется существование фирм.

 

Чтобы понять фундаментальное значение трансакционных издержек для любой организации, необходимо уточнить введенные нами в первых лекциях понятия экономической трансакции и трансакционных издержек.

 

 

Глава 1. Трансакция и трансакционные издержки

 

 

    1. Понятие трансакции.

 

«Трансакция» в переводе с латинского означает «соглашение», «сделка». В научный оборот категорию «трансакция» ввел представитель традиционного институционализма Коммонс Дж. Р. По Коммонсу в основе любой трансакции лежит конфликт интересов, а целью является решение этого конфликта путем обмена, отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, созданных обществом. 

Отличительной особенностью трансакции является то, что она определяет не последовательность действий сторон (это определяют технология, регламенты, алгоритмы, процедуры), а движение прав и обязанностей этих сторон. Например, условия и характер возникновения обязательств и перехода прав собственности.

Определение содержания трансакции, выяснение ее соотношения с правилами как ключевыми компонентами института позволяют представить одну из наиболее интересных проблем современной экономической теории — проблему трансакционных издержек.

 

 

 

 

1.2.Понятие трансакционных издержек 

Реализация  любой трансакции требует издержек. Должны быть оплачены материалы, товары, работы и любые другие активы, участвующие в трансакции.

Теория трансакционных издержек является составной частью нового направления в современной экономической науке - неоинституционализма. Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30е годы в его статье “Природа фирмы”. Согласно Коузу, трансакционные издержки трактуются как «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта».

Решающими факторами трансакционных издержек являются:

  1. Специфичность связанных с трансакцией инвестиций (факторная специфика): описывает в рамках трансакции проводимые капиталовложения в производственные мощности и достижение требуемой квалификации.
  2. Риск: содержит в себе неопределенность параметров внешней среды и неуверенность в поведении участников договора, основанную на возможном оппортунизме.
  3. Частотность: учитывает возможность дегрессии издержек с повышением частоты идентичных трансакций как эффект массовости производства или синергии.

Выделяют четыре вида трансакционных издержек:

1) затраты, связанные с поиском  информации о потенциальных поставщиках, покупателях, товарах, ценах и т. д.,

2) затраты, связанные с заключением  контрактов,

3) издержки по контролю за  реализацией контрактной сделки,

4) затраты, связанные с юридической  защитой контракта (судебные и  др).

Глава 2. Внутрифирменные трансакции

 

2.1. Внутрифирменная трансакция: сущность понятия

        

       

Внутрифирменные трансакции - это коллективная работа персонала всех служб, обеспечивающая экономическую деятельность всей фирмы в целом.

В рыночной экономике число трансакций растет с развитием специализации и разделения труда. В связи с этим уместно вспомнить фундаментальный труд английского экономиста Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Именно там приводится одно из первых удачных описаний внутрифирменных трансакций применительно к булавочной мастерской. Смита интересуют не сами трансакции, а экономический эффект, который приносит специализация каждого работника на одной конкретной операции: один человек вытягивает проволоку, другой выпрямляет, третий нарезает, четвертый затачивает ее и т.д. Разделив обязанности таким образом, рабочие трудятся более производительно, чем могло бы быть, если каждый выполнял бы все операции сам от начала и до конца. Однако специализация имеет и определенную цену: она приносит существенный прирост числа трансакций (их становится ровно столько, сколько раз каждая заготовка передается рабочими друг другу). Столь бурный рост объемов взаимодействий в булавочной мастерской не привел к заметному увеличению расходов.

Рассмотри состав участников внутрифирменной трансакции, ресурсы и результаты этой трансакции, а так же управление ей.

Участники. Во внутрифирменных трансакциях к ним относятся все сотрудники фирмы, а также ее владельцы и акционеры. В последнее время появились такие технологии управления, в которых участником внутрифирменной трансакции может быть клиент фирмы.

Ресурсы и результаты. Во внутрифирменной трансакции используются те же материальные ценности, что и в рыночной, однако в этом случае они не выступают как товар. В рамках внутрифирменных трансакций могут использоваться ресурсы, которые сформировались в результате деятельности фирмы, например, профессиональный опыт сотрудников, методы эффективной коллективной работы, накопленная информация, способность фирмы быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Несмотря на то, что эти ресурсы становятся все более критическими, они редко попадают в раздел активов компании, так как пока не существует способа их оценки.

 

Управление. Основное средство управления внутрифирменными трансакциями - административный механизм. Однако этот механизм не может эффективно работать без прописанных корпоративных стандартов и явно выраженной корпоративной культуры. Зарубежная практика показывает, что, чем больше масштабы делегирования прав, тем большую значимость приобретают корпоративная культура и стандарты.

 

2.2. Формирование обязанностей и прав во внутрифирменной трансакции

 

Обязанности. Основу внутрифирменных трансакций составляет соглашение о найме работника, в котором человек берет на себя обязательства выполнять должностные функции за гарантированное вознаграждение. Таким образом, внутрифирменные трансакции базируются на обязанностях сотрудников.

Права. Основной механизм формирования прав во внутрифирменных трансакциях - делегирование полномочий сверху вниз, от владельцев к исполнителям. Как правило, в компании существует иерархия руководителей и подчиненных, причем у любого руководителя, независимо от его ранга, имеются определенные права. К ним относятся, например, право планировать деятельность своих подчиненных, давать им поручения и контролировать их деятельность, право запрета, право предоставления подчиненным доступа к важным ресурсам, а также право согласовывать действия своей службы с другими службами фирмы.

 

2.3. Связь между рыночными и внутрифирменными трансакциями

 

Трансакции пронизывают все стороны деятельности. Они реализуются как на рынке между юридическими или физическими лицами, их называют «рыночные трансакции», так и внутри фирм между сотрудниками, их называют «внутрифирменные трансакции». Рыночные и внутрифирменные трансакции образуют единые сквозные цепочки. Рыночная трансакция по выполнению заказа клиента порождает целую сеть внутрифирменных трансакций по исполнению. В свою очередь, некоторые внутрифирменные трансакции порождают рыночные — закупка материалов и оборудования у поставщиков. Фирма может перевести свои некоторые внутрифирменные трансакции в рыночные. Возможны и обратные действия, приводящие к глубокой интеграции или поглощению предприятий. Хотя они очень похожи, но имеют и существенные отличия. Рыночные трансакции регулируются институтами: социальными традициями и юридическим правом. Исходной точкой для каждого участника рыночной трансакции являются их права собственности. Внутрифирменные трансакции регулируются нормами корпоративной культуры и принятыми внутренними корпоративными стандартами. Исходной точкой для каждого участника внутрифирменной трансакции являются их обязанности. Эти обязанности они приняли на себя в обмен на вознаграждение, когда устраивались на работу. В рыночных трансакциях доминирует рыночный механизм, где договариваются равные стороны. Во внутрифирменных — административный механизм, где сотрудники образуют иерархию.

 

Глава 3. Внутрифирменные трансакционные издержки

 

 

3.1. Внутрифирменные (управленческие)  трансакционные издержки: сущность понятия

        

Внутрифирменные (управленческие или бюрократические) трансакционные издержки - это затраты времени и других ценных ресурсов фирмы на внутренние коммуникации: на контакты с налоговыми и другими государственными органами, на общение со своими покупателями, поставщиками, партнерами и т.д.

Выполнение любой штатной стандартной работы, описанной в технологии, зафиксированной в инструкциях и регламентах, предполагает, что исполнитель располагает всей необходимой информацией, понимает других сотрудников, прямо или косвенно не наносит им ущерба, обладает соответствующими квалификацией и полномочиями. В реальной жизни эти условия выполняются лишь частично, что порождает неопределенность в отношениях между сотрудниками. Они вынуждены искать информацию, договариваться, искать решения, переделывать работу, уходить от ответственности или брать ее на себя или, наконец, просто останавливаться и ждать указаний. Все это трансакционные издержки, причем иногда весьма немалые.

 

Внутри фирмы возникают две взаимосвязанные проблемы: координационная и мотивационная. Суть координационной проблемы заключается в том, чтобы 
скоординировать разделение труда внутри фирмы. Необходимо  
определить, что следует сделать, как это следует сделать и кто  
должен это сделать. Координационные издержки включают следующие компоненты:

— управленческие издержки (распределение задач);  
          — издержки сбора и обработки информации;  
         — издержки коммуникации (сюда входят потери времени от  
задержки информации в ходе коммуникации, издержки, вызванные неаккуратной или недостаточной информацией, сокрытием  
информации).

Мотивационная проблема связана с координационной, она  
влияет на решение проблем координации. Суть мотивационной  
проблемы заключается в том, чтобы обеспечить охотное выполнение работниками заданий, заинтересовать их в аккуратном и  
точном предоставлении информации, необходимой для разработки планов. Итак, издержки, возникающие в связи с мотивационной проблемой,  
включают следующие компоненты: 
— потери от отлынивания работников;  
—   издержки измерения вклада отдельных работников;  
—           издержки контроля работников.

Во внутрифирменной трансакции, подобно рыночной, трансакционные издержки несут все ее участники. Разработка и поддержание корпоративных стандартов невозможны без воли высшего руководства. Причем если в маленьких компаниях отсутствие корпоративных стандартов не приводит к росту трансакционных издержек , то в больших это сразу сказывается на общей экономической эффективности бизнеса и внутреннем климате компании.

Теория трансакционных издержек говорит, и практика реального менеджмента это подтверждает, что трансакционные издержки могут существенно менять как характер внутрифирменной штатной деятельности, так и конфигурацию подписанных рыночных соглашений. Изменение трансакционных издержек может приводить к организационным перестройкам и даже перераспределению прав собственности. Так, если мои трансакционные издержки меньше, чем у конкурента, то клиенту проще работать со мной и он уйдет ко мне.

3.2. Классификация внутрифирменных трансакционных издержек

 

 

Внутренние издержки фирмы подразделяются на:

  1. Расходы по построению, поддержанию и совершенствованию организационной структуры фирмы. Эти расходы связаны с целым спектром операций: управление персоналом, инвестициями и информационными технологиями, PR, лоббированием. Как правило, это постоянные трансакционные издержки;
  2. Расходы по управлению организацией.  Здесь можно выделить две группы издержек:
  3. Информационные затраты – расходы фирмы, связанные с принятием решений, мониторингом и контролем исполнения распоряжений, проверкой выполнения служебных обязанностей, агентские издержки, издержки по обработке информации и т.д.
  4. Расходы, связанные с физическим перемещением товаров и комплектующих по технологическим цепочкам. Примером могут служить внутрифирменные накладные расходы: транспортные и прочие, связанные с перемещением незавершенной продукции.

Расходы по управлению организацией, как правило, являются переменными издержками. В последние годы они привлекают особое внимание исследователей и менеджеров, так как явно «перегружают» современные фирмы. Контролировать уровень таких издержек можно, управляя трансакциями, которые эти издержки порождают. В частности, менеджеру необходимо установить, все ли трансакции, совершаемые фирмой,  являются целесообразными.

 

3.3. Способы уменьшения внутрифирменных трансакционных издержек

 

 

Среди факторов снижения трансакционных издержек следует особо выделить:

    1. Стандартизацию

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Информация о работе Внутрифирменные трансакционные издержки