Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 10:46, доклад
В этой ситуации на первый план научных исследований выходит определение основных характеристик экономики, зарождение которой мы наблюдаем. Это подтверждается многообразием подходов, описывающих трансформации социально-экономической системы, использующих различные термины (постмодернистское, постэкономическое, посткапиталистическое, постисторическое, постцивилизационное, постматериалистическое, постиндустриальное и т.д.), но ставящих своей целью формирование новой системы теоретического знания, адекватной формирующейся действительности.
Введение
3
1. Стадии экономического развития
4
2. Сущность постиндустриализации
5
3. Особенности будущей экономики
6
4. Проблемы постиндустриализации
10
5. Воздействие постиндустриализации на мировое хозяйство
11
Заключение
12
Список литературы
13
Содержание
Введение |
3 |
1. Стадии экономического развития |
4 |
2. Сущность постиндустриализации |
5 |
3. Особенности будущей экономики |
6 |
4. Проблемы постиндустриализации |
10 |
5. Воздействие постиндустриализации на мировое хозяйство |
11 |
Заключение |
12 |
Список литературы |
13 |
Введение
Век двадцатый стал началом новой, так называемой постиндустриальной, информационной или постэкономической эпохи, среди отличительных черт которой - быстрый научно-технический прогресс, радикальные изменения структуры общественного богатства и занятости, удовлетворение основных потребностей большинства жителей развитых стран Запада благодаря достигнутому производственному потенциалу, появление признаков вытеснения творчеством традиционных форм труда, утверждение постэкономической системы ценностей, в центре которой - человек с его стремлением к самосовершенствованию.
В этой ситуации на первый план научных исследований выходит определение основных характеристик экономики, зарождение которой мы наблюдаем. Это подтверждается многообразием подходов, описывающих трансформации социально-экономической системы, использующих различные термины (постмодернистское, постэкономическое, посткапиталистическое, постисторическое, постцивилизационное, постматериалистическое, постиндустриальное и т.д.), но ставящих своей целью формирование новой системы теоретического знания, адекватной формирующейся действительности.
Таким образом, актуальность темы настоящей работы обусловлена необходимостью выявления и поиска путей решения проблем, создаваемых трансформационными изменениями мировой социально-экономической системы, детерминирующих дальнейшее развитие экономики России.
Целью данной работы выступает развитие и реализация теории постиндустриальной экономики, как интегральной методологической концепции, описывающей трансформации современной социально-экономической системы.
1. Стадии экономического развития
Начавшаяся в середине XX в. в развитых странах постиндустриализация остается главной тенденцией в мировой экономике начала XXI в., распространяясь на все страны. Постиндустриализацией называется переход от индустриального общества к постиндустриальному.
Основная часть истории
Процесс активной индустриализации закончился в развитых странах примерно в первой половине XX в., в большинстве постсоциалистических и некоторых развивающихся странах — ближе к концу XX в. Главным сектором индустриальной экономики стал вторичный (промышленность и строительство). В таблице №1 сделана попытка сравнения трёх стадий экономического развития по некоторым основным параметрам.
Таблица №1. Стадии экономического развития
Параметр |
Стадии экономического развития | ||
Доиндустриальная (аграрная) |
Индустриальная |
Постиндустриальная | |
Ведущий сектор экономики |
Сельское хозяйство |
Промышленность |
Услуги |
Основной производственный ресурс |
Природный капитал |
Произведённый капитал |
Человеческий капитал |
Характер базовых технологий |
Трудоёмкие |
Капиталоёмкие |
Наукоёмкие |
Основной тип конечной продукции |
Продукты питания |
Промышленные потребительские товары |
Информация и знания |
Преобладающий характер производственной деятельности |
Взаимодействие человека с природой |
Взаимодействие с |
Взаимодействие между людьми |
Главный фактор экономического роста |
Природные ресурсы (плодородие почв, климат) |
Производительность работников физического труда |
Производительность работников умственного труда |
Относительное падение
доли и значения промышленности в
связи с усиливающимся
2. Сущность постиндустриализации
Хотя во многих развивающихся странах еще продолжается активная индустриализация, для современного мира характерно быстрое увеличение доли третичного сектора (услуг) в экономике. Так, в России в третичном секторе уже работает более половины всех занятых, а численность занятых во вторичном секторе перестала расти еще в 70-80-е гг. (в 90-е гг. она даже сокращалась). В США в третичном секторе занято 75% работающих.
Причем быстрый рост этого сектора происходит прежде всего за счет науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, социального обеспечения, индустрии отдыха. В России в этих отраслях (у нас они часто называются научными и социально-культурными отраслями) занято уже 1/2 работающих (в 1970 г. — около 1/5). Общим для данной группы отраслей третичного сектора является то, что по сравнению со многими другими отраслями сферы услуг (транспорт и связь, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, кредитование, финансы и страхование) они больше ориентированы на производство и распространение знаний, и обслуживание людей, чем на обслуживание отраслей материального производства. Крупными отраслями сферы услуг остаются и те, что традиционно ориентировались преимущественно на обслуживание людей — это торговля и общественное питание, государственное управление (включая «силовые» ведомства).
В доиндустриальном (традиционном) обществе главным экономическим ресурсом были природные ресурсы, прежде всего сельскохозяйственные угодья (земля). Экономические отношения строились в основном вокруг владения землей и ее обработки. В индустриальном обществе главным ресурсом стал капитал, как в реальной форме (средства производства), так и в денежной. Экономические отношения здесь строятся во многом на базе владения и использования этого капитала.
В постиндустриальном обществе основными ресурсами становятся знания и труд. Экономические отношения во многом определяются способностями вырабатывать и использовать новые знания. Отсюда огромное внимание к производству знаний (науке) и носителям этих знаний (высокообразованной, творческой и физически здоровой рабочей силе). Интеллектуальное развитие общества становится необычно важной предпосылкой хозяйственной жизни, а сама эта жизнь во многом определяется постоянными нововведениями (инновациями). Повышенное внимание к знаниям, информации приводит к тому, что постиндустриальное общество часто называют информационным.
3. Особенности будущей экономики
Важнейшими чертами постиндустриальной экономики являются:
· изменение структуры производства и потребления (преимущественно за счет возрастания роли услуг). Так, в России уже в начале 90-х гг. в структуре производства ВВП услуги стали преобладать над товарами, а в структуре потребительских расходов населения доля услуг сейчас составляет около 1/6 и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Растет доля услуг и во внешнеторговом обороте: в России она возросла с 12% в начале 90-х гг. до 20% в конце 90-х гг. Одновременно идет изменение структуры секторов экономики, причем это изменение происходит не только внутри сферы услуг (см. выше), но и в сфере материального производства. Это прежде всего рост в первичном и вторичном секторах тех отраслей, которые относятся к наукоемким (в них доля расходов на НИОКР составляет не менее 3,5—4% от объема продаж, а доля занятых в НИОКР — не менее 2,5—3% от всех занятых в отрасли). Увеличивается и доля их продукции в мировой торговле;
· рост уровня образования, прежде всего за счет послешкольного. В середине 90-х гг. доля молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет, охваченных этим образованием, составляла в наименее развитых странах несколько процентов, в развитых — десятки процентов (в Японии — 30%, Германии — 36%). В некоторых бывших советских республиках этот показатель доходит до 42—46% (в России, Украине, Белоруссии, Казахстане), ставя эти страны на весьма высокое место в мире по охвату молодого поколения высшим и средним профессиональным образованием. Однако первое место, бесспорно, делят США и Канада (в США — более 80%). В результате население, в том числе работающее, имеет все более высокий уровень образования. Так, в России 52% работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование, и этот показатель продолжает расти. В большинстве стран мира это ведет к росту доходов образованной части населения, так как высокий уровень образования обычно обеспечивает высокую квалификацию и соответственно высокую заработную плату. В США работник с высшим образованием имеет доходы почти в три раза выше, чем работник с незаконченным средним образованием;
· новое отношение к труду. Для высококвалифицированных работников характерны творческое отношение к труду и высокие требования к человеческим отношениям на работе. Нередко для них это важнее, чем чисто материальные стимулы, тем более что в развитых странах заработная плата квалифицированных работников уже давно обеспечивает им удовлетворение повседневных чужд (полноценное питание, жилье, транспорт, медицинское обслуживание, отдых и т.д.). Иначе говоря, они стремятся к тому, чтобы работа была не только высокооплачиваемой, но и интересной, а обстановка на работе — демократической и гуманной. Это часто совпадает со стремлением их работодателей получать более высокую отдачу от своих главных и все более дорогих экономических ресурсов (удельный вес затрат на оплату труда и НИОКР в издержках производства возрастает). В результате идет переход к такой системе трудовых отношений, которая называется трудовой демократией. Она основана на идее соучастия каждого работника в капитале компании, ее прибылях, ее управлении. Так, соучастие в управлении идет через представителей трудового коллектива в руководящих органах компании, регулярное распространение в трудовом коллективе информации о положении компании, широкую автономию подразделений компании;
· повышенное внимание к окружающей среде, прежде всего через переход к устойчивому развитию. Постиндустриальное общество стремится перейти к такому экономическому росту, который опирался бы не на природные ресурсы, а прежде всего на использование знаний и трудовых ресурсов. Это снижает нагрузку на природу и сохраняет ее для будущих поколений. Обычно меньшую нагрузку на окружающую среду оказывают наукоемкие отрасли сферы материального производства. Следствием этого является постепенное оздоровление окружающей среды в развитых странах. Однако в новых индустриальных странах, Китае и других государствах, где идет активная индустриализация, нагрузка на природные ресурсы возрастает, экологическая ситуация ухудшается;
· гуманизация (социализация) экономики. Создав в ходе индустриализации огромные производственные мощности в материальной сфере, современное общество теперь вкладывает средства в развитие ставших главными для него экономических ресурсов — знания и особенно человека. Основным объектом приложения инвестиций, а также расходов бюджета становятся социально-культурные отрасли. Так, если в нашей стране в годы довоенных пятилеток в эти отрасли направлялось около 30% всех капиталовложений, то в 60-е гг. — более 1/3 и в 90-е гг. — около 40%. Образно говоря, главными становятся вложения в человеческий, а не в основной и оборотный капитал;
· информатизация общества. Если знания (информация) приобретают все большую силу, то вложения в получение и применение их становятся все более эффективными (прибыльными), спрос на них быстро растет. В результате в современной экономике постоянно увеличивается численность производителей знаний (занятых в науке и научном обслуживании), их распространителей (информационных сетей, учебных заведений, инновационных фирм) и потребителей (все общество). Благодаря развитию современных средств связи, электроники современное потребление информации облегчается, становясь доступным рядовым потребителям. Общество становится все более насыщенным знаниями и тягой к ним, превращаясь в информационное, компьютеризированное общество;
· ренессанс малого бизнеса. Быстрое обесценение старых знаний и еще более быстрое распространение новых, высокий уровень доходов значительной части общества ведут к быстрому обновлению и высокой дифференциации выпускаемой продукции. Засилье стандартизированной массовой продукции, характерное для индустриального общества, ослабевает, так как высокообразованный зажиточный покупатель требует все более приспособленной к его вкусам продукции, а современная экономика позволяет это делать лучше. В этих условиях более жизнеспособными становятся малые предприятия, причем не только в сфере услуг, но и в сфере материального производства. К тому же в обществе, где главные лимитирующие ресурсы — знания и труд, а не земля и капитал, квалифицированные и предприимчивые люди имеют больше шансов на ведение собственного бизнеса. Отчасти это относится и к предприятиям среднего размера. В результате доля малых и средних предприятий в ВВП ведущих развитых стран превышает 50% (в России — пока около 10%). Малый бизнес играет заметную роль и в международных экономических отношениях. Примером может быть так называемая неорганизованная внешняя торговля, достигающая в российском импорте около 20 млрд долл. в год и во многом обеспечиваемая «челноками», т.е. индивидуальными и мелкими предпринимателями;
Информация о работе Воздействие постиндустриализации на мировое хозяйство