Геоэкономические войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 02:29, реферат

Краткое описание

Современные процессы глобализации мировой экономики, проявляющиеся в углублении взаимозависимости стран на мировой хозяйственной арене и одновременно - в усилении экономических противоречий между рыночно развитыми и развивающимися государствами, ужесточении конкурентной борьбы на мировых рынках, нарастании существенных изменений в экологических системах, актуализируют задачу концептуального анализа форм и тенденций развития самой глобализации, а также принципов экономического развития в глобализирующемся мире.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение (1).docx

— 29.93 Кб (Скачать файл)

- обоснование общего категориального  и понятийного аппарата, наполнение  их конкретным содержанием, становление  новой судебной международной  лексики (геоэкономические войны, экономическое  изматывание, геоэкономический сговор, жертвы геоэкономического нападения, геоэкономический агрессор, кредитный  удар, геоэкономическая контрибуция, геоэкономический плацдарм и  т.д.); 

- выработка устава и  организационно-функциональной структуры  геоэкономического трибунала; 

- мониторинг и контроль  за поведением мировых трансграничных  финансовых потоков и блуждающих  интернационализированных воспроизводственных  циклов (ядер) с целью своевременного  выявления первых признаков геоэкономического  нападения и принятие неотложных  мер по предотвращению развязывания  геоэкономических войн, координация  усилий по стабилизации глобальной  ситуации с другими международными  организациями; 

- рассмотрение исков со  стороны жертв геоэкономического  нападения; 

- доведение до мировой  общественности и правительств  решений геоэкономического трибунала  по искам жертв геоэкономического  нападения. 

Организационно-функциональные основы построения геоэкономического трибунала. Мировая практика показывает, что любая международная организация учитывает в своем построении и форме сложившийся опыт функционирования родственных (подобных) организаций. На начальном этапе такая организация, как геоэкономический трибунал, могла либо выступить под эгидой уже существующих "родственных" структур, либо сразу зарождаться как особая, самостоятельная ячейка (организация). Представляется, что наиболее приемлемым путем становления геоэкономического трибунала может оказаться второй из вышеупомянутых способов. Это диктуется следующими соображениями. 

Само появление геоэкономического трибунала, так же как и других геоэкономических и геофинансовых институтов отражает главенствующую тенденцию мирового развития, восходящую на уровень реальных цивилизованных моделей. В рамках сегодняшней техногенной фазы постиндустриализма центральными векторами мирового развития становятся геоэкономика и геофинансы, имеющие техногенную окраску. Все остальные приоритеты и векторы подпадают под влияние этой окраски - геоэкономика и геофинансы "подминают" под себя геополитику, геостратегию, трансформируют другие несистемные сферы (религию, культуру, этнонациональные формы и пр.). Это вызывает огромную деформацию, ведет к неустойчивому развитию, накоплению огромной тектонической напряженности на межцивилизационном стыке, зарождает новейшие классы угроз и вызовов безопасному развитию. В силу этого институциональная и международно-правовая основы геоэкономической и геофинансовой сфер требуют своей сугубо самостоятельной формы. 

Следует провести четкую, ясную грань между нарождающимися новейшими геоэкономическими и геофинансовыми институтами и институтами политического и военно-политического характера, которые хотя и продолжают нести свою функцию, но функция эта вторичная, косвенная, вспомогательная, иными словами подчиненная геоэкономической и геофинансовой трансформации мира. Однако возникает опасность: при построении геоэкономических и геофинансовых структур, в том числе и геоэкономического трибунала, они могут впитать в себя схемы работы и функции, заимствованные из геополитических и военно-политических арсеналов, отработанных в послевоенных рамках - в период ведения международных "холодных" и локальных "горячих" войн, что сдеформирует работу новейших институтов, в частности геоэкономического трибунала, тем самым сохранив и умножив, но уже в преобразованной форме опасность геополитических пристрастий с их традиционной приверженностью к силовому и идеологизированному способу мышления и решения международных дел, геополитическому переделу мира и сопутствующим им мировым и региональным войнам. Сегодня вся система международных институтов, в том числе экономических и финансовых, несет на себе эту печать. "Холодная война" формально закончилась, а институты (ее порождение) сохранились. Они не приспособлены работать в новых геоэкономических условиях. 

Субъекты и объекты. Очень важно определиться на начальном этапе становления геоэкономического трибунала с кругом стран и мировых структур, которые бы делегировали в эту организацию своих представителей. Здесь следует сделать несколько принципиальных акцентов: 

Акцент первый. Практика показывает, что геоэкономическими и геофинансовыми агрессорами могут выступать: 

а) "страны-системы", в ядро которых входят развитые страны; 

б) блуждающие транснационализированные системы, это прежде всего геофинансовые трансграничные потоки (в лице своих институциональных форм) и интернационализированные воспроизводимые ядра (ИВЯ). 

Под стать этому просматривается членение жертв геоэкономического и геофинансового нападения. Это прежде всего: 

- страны, только втягивающие  в себя интернационализированные  воспроизводственные циклы и  которые не уравновешивают этот  процесс функционированием на  чужих территориях, т.е. "страны-системы", опрокинутые "вовнутрь" (кстати, к  таким странам могут относиться  и развитые страны); 

- традиционными жертвами  геоэкономической агрессии выступают  страны "третьего мира", хозяйственная  инфраструктура которых деформирована  предыдущей десятилетней деятельностью  ТНК, что привело к хозяйственному  монокультурному развитию целых  регионов на уровне сырьевых  и трудовых придатков мировых  воспроизводственных циклов; 

- и, наконец, объектами нападения  в геоэкономических войнах могут  стать любые устойчиво функционирующие  экономические системы (структуры, организации, предприятия), которые  имеют развитую производственно-технологическую  и социальную базу, способную  к перекомпоновке при ее "срезании" в силу беспрерывных инновационных  революций. Это выступает исходной  позицией для постоянного воспроизводства  условий, которые формируют мировой  доход, а именно - разрушать вполне  жизнеспособные и жизнестойкие  производственные экономические  структуры в угоду новейшим. 

Акцент второй. Рассмотренное выше - это только первый высший класс участников конфликтов - геоэкономических агрессоров и их жертв. Далее просматриваются нижестоящие уровни подобных конфликтов и их участников, которые постепенно теряют глобальный и международный, т.е. внешний, характер, - они находятся в национальных рамках. И хотя здесь участники конфликтов, казалось бы, подпадают под юрисдикцию государства, но тем не менее, учитывая его ослабленную роль в условиях глобализации, с одной стороны, а с другой стороны - всеобъемлющее влияние трансграничных финансовых потоков на любую хозяйствующую структуру, такие конфликты не могут не возникать, и наиболее действенное их разрешение может быть в рамках геоэкономического трибунала. 

Акцент третий. В этой ситуации состав геоэкономического трибунала приобретает исключительно важное значение. Сложность заключается в том, что любая страна может выступить как в роли геоэкономического агрессора, так и в роли жертвы геоэкономического нападения. В этой ситуации наиболее приемлемыми в качестве представительной части геоэкономического трибунала должны выступать представители таких организаций и структур, интересы которых равноудалены как от агрессоров, так и от их жертв. 

Деяния, подсудные геоэкономическому трибуналу. Что можно отнести к предмету геоэкономических споров? В этом вопросе только начинает складываться мировая практика и обобщаться первый опыт. Здесь необходим беспристрастный анализ побудительных мотивов, приведших к тем или иным конфликтам. Два момента предопределяют этот анализ: 

- установление той относительно  зыбкой грани, черты, за которой  здоровая конкуренция на мировом  геоэкономическом атласе мира  подменяется правом сильного  на перераспределение в свою  пользу мирового дохода и всех  преимуществ взаимодействия в  глобализированном мире, навязывание  кабальных условий государствам  и их структурам, за которым  начинается безвозвратная деформация  той или иной "страны-партнера", перекачка национального дохода  в мировой, что ведет к маргинализации  населения страны, а следовательно, к социальной неустойчивости  и угрозе социальных конфликтов; 

- должны вычленяться при  таких деяниях особые приемы  и методы, в частности целенаправленно  применяемые высокие геоэкономические  и геофинансовые технологии. К  последним можно отнести: кредитный  удар; оперирование в сфере мировых  виртуальных финансов; внедрение  ультрасовременных новаций в  не подготовленные для этого  инфраструктуры ("геоэкономический  бумеранг") и др., что ведет к  экономическому истощению при  освоении этой новации; искусственное  сокращение цикла жизни товара  и связанных с ним организационных  структур; милитаризацию экономики  и как результат общее обеднение  ее гражданского сектора и  т.д. 

Исполнение решений геоэкономического трибунала. Должна быть выработана система жестких мер, применяемых к геоэкономическому и геофинансовому агрессору, при этом градация этих мер может быть в довольно широких пределах. Укажем только на некоторые из них: это, прежде всего, геоэкономическая и геофинансовая контрибуция - возмещение ущерба, причиненного жертве геоэкономического нападения. 

Возмещение ущерба не должно ограничиваться какими-то определенными временными рамками. Здесь вступает в свои права геоэкономическая память. Возмездие за геоэкономические преступления неотвратимо. При этом не должно иметь значения, в какой форме жертва подверглась геоэкономическому нападению. В форме ли "непрямых" действий, т.е. не военными методами, а используя только высокие геоэкономические и геофинансовые технологии либо вплетение в подобные высокие технологии военной компоненты (синдром Ирана, Кувейта, Косово). В любом случае, геоэкономический трибунал налагает геоэкономическую контрибуцию за геоэкономические и геофинансовые преступления. Здесь следует выделить и особо указать на еще одну важную сторону рассмотренной проблемы, а именно, - ответственность за геоэкономические преступления и их увязка с преступлением против человечества. Сложилась такая ситуация, когда возможен уход от ответственности за экономические преступления: караются, прежде всего, исполнители (вооруженные силы) как непосредственные участники вооруженного нападения, затем политики и дипломаты - второй эшелон ответственных, ибо они в геополитическом мире непосредственно плетут опасную интригу, ведущую к кровавым разборкам, а затем уже представители экономической сферы (финансисты, банкиры, промышленники, экономисты и т.д.). Последним геополитика отводила и до сих пор отводит как бы техническую роль, и их безответственность как бы сама собой подразумевается, хотя на практике их глубинная роль в мировых конфликтах первостепенна, но геополитика вкупе с геостратегией и дипломатией это тщательно скрывали, за что и жестоко были наканы. 

Так, на Нюрнбергском процессе главари Третьего рейха за преступления против человечества заслуженно жестоко поплатились, однако при этом от возмездия в целом ускользнули главари экономико-финансовой машины, которая наравне с геополитической и геостратегической несет ответственность за преступления против человечества. В современном глобализирующемся мире ситуация должна резко поменяться. 

Создание глобальных геоэфинансовых фондов мирового равновесия. Решения геоэкономического трибунала могут быть разнообразны, и шкала геоэкономических возмещений за причиненный ущерб может быть довольно широкой. Возмещение нанесенного ущерба может иметь различную форму. 

Среди наиболее приемлемых отметим следующие: 

- безвозмездная выплата  пострадавшей стороне контрибуции  в денежном выражении; 

- предоставление безвозмездного  займа на восстановление пострадавших  от геоэкономического нападения  отраслей народного хозяйства; 

- долгосрочное кредитование  на льготных условиях; 

- организация помощи в  формировании программ развития. 

- направление специалистов  для оказания квалифицированных  услуг по разработке программ  по стабилизации экономики; 

- погашение долга пострадавшей  стране за счет страны-агрессора; 

- оказание безвозмездной  технической помощи по реконструкции  тех отраслей экономики, которые  наиболее пострадали от геоэкономической  агрессии, и т.д. Но какие бы санкции и меры принуждения ни налагались на "страну-агрессора", какие бы меры по преследованию организаторов и непосредственных "вдохновителей" геоэкономической агрессии ни применялись, важнейшей сферой консолидации мирового сообщества перед лицом опасностей возникновения все новых и новых геоэкономических войн можно считать меры, связанные с предотвращением геоэкономического и геофинансового нападения. Речь идет о выработке мер и коллективных шагов, которые, с одной стороны, снижали бы порог рисков по развязыванию геоэкономических войн, а с другой - были бы направлены на преодоление их последствий. Безусловно, к таким мерам можно отнести создание глобальных геофинансовых фондов мирового равновесия. 

"Справедлива" ли геоэкономическая  контрибуция? Как в свое время (1945-1961 гг.) колониальные страны потребовали  от мирового сообщества компенсации  за столетия колонизации, так  страны - жертвы недобросовестной  финансовой конкуренции, геоэкономического  нападения (умышленные кредитные  удары, развал банковской инфраструктуры  и фондового рынка и др.) поставят  в геоэкономическом трибунале  вопрос о возмещении убытков (геоэкономическая  контрибуция). 

Информация о работе Геоэкономические войны