Глобализация мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении понятия "глобализация" и "глобальны процессы" в изучении их деятельности в мировой экономике, в их возникновении, развитии и последствиях. В соответствии с целью поставилены следующие задачи:
- определить сущность глобализации и глобальных процессов в мировой экономике,
- рассмотреть предпосылки и факторы формирования глобальной экономики и рассмотреть основные виды международных союзов и объединений,

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая глобализация как характерная черта XXI века
1.1. Понятие глобализации мировой экономики
1.2. Движущие силы и факторы глобализации мировой экономики
1.3 Этапы глобализации
Глава 2. Последствия глобализации
2.1 Позитивные и негативные последствия глобализации
2.2 Интеграция и регионализация
2.3 Транснационализация (ТНК)
Глава 3. Проблемы и перспективы участия России в мировой глобализации
3.1. Российская экономика и глобализация
3.2.Конкурентоспособность российской экономики и ее определяющие факторы
3.3. Проблемы и перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 103.48 Кб (Скачать файл)

В России необходимо проведение активной государственной экономической  политики. Перед государством стоит  задача активно воздействовать на хозяйственные  процессы внутри страны, чтобы нейтрализовать негативное влияние внешних факторов и максимально использовать позитивные возможности, открываемые глобализацией  мирового хозяйства, для формирования благоприятного инвестиционного климата  внутри страны и обеспечения стабильного  высокого экономического роста.

Главные задачи государственной экономической  политики связаны с созданием  условий:8

а) для удержания внутри страны имеющихся ресурсов, а также для  привлечения из-за рубежа дополнительных средств, которые без государственного вмешательства, при свободной межстрановой конкуренции в условиях глобализации, были бы размещены вне национальной экономики;

б) для привлечения и эффективного использования этих ресурсов в тех  секторах национальной экономики, которые  наиболее перспективны с точки зрения задач долгосрочного развития, даже если текущие чисто рыночные, конъюнктурные  факторы создают временные преимущества для иных, менее перспективных  в долгосрочном плане секторах.

Такая постановка задач означает более  важную роль государственной структурной  политики по сравнению с мерами макроэкономического  регулирования. Макроэкономическое регулирование  влияет на конъюнктуру внутреннего  рынка в целом, между тем для  российских условий необходимо целенаправленное изменение структурных пропорций  в экономике. Такие изменения, в  свою очередь, носят долгосрочный характер, соответственно, горизонт планирования государственной политики должен приобрести необходимую глубину. Таким образом, речь идет об усилении элементов плановости, о более широком использовании программно-целевого подхода в государственной экономической политике.

Программа государственной политики должна иметь четкие временные границы, по достижении которых государственное  регулирование и государственная  поддержка экономики должны сократиться  до уровней, которые к тому времени  будут характерны и для других развитых стран мира.9 В пределах этих временных границ должны выделяться промежуточные этапы со своими сроками, целями и критериями оценки успешности проделанной работы. При этом поддержка тех или иных секторов экономики и предприятий не может быть безусловной и неограниченной, а должна обусловливаться выполнением со стороны субъектов, получающих поддержку, требований государства по повышению эффективности и конкурентоспособности.

 

3.2. Конкурентоспособность российской экономики и ее определяющие факторы

Экономика нынешней России, приобретя  некоторые черты рыночной, сохранила  и черты старой системы. В итоге  круг тех, кто может успешно вести  бизнес, сужается, что и делает монополистичной целиком всю экономику.

Поэтому не случайно, что все более  распространенным становится мнение, что деньги можно зарабатывать, только имея «особые отношения» с властью (например, муниципальной), которая  рассматривает любой бизнес на своей  территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы от конкуренции, получает экономическую ренту.

Одним из факторов низкой конкурентоспособности  России на мировом рынке является коррупция в высших эшелонах власти и несознательность большинства  наших граждан. В “карманах и  кошельках” высоких чиновников незаконным образом накоплены большие средства, и эти средства “работают” лично  на них, в то время как должны быть включены в оборотный капитал  какого либо промышленного предприятия  и работать на государство.

Необходимо также обозначить еще  одну большую проблему — ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке  рабочей силы. В первую очередь  это ограничения, сдерживающие ее мобильность. На сегодняшний день в России рабочая  сила прикована к индустриальным городам системой регистрации и  связанной с ней системой социальных благ. Семья безработного, живущая  в экономически неблагоприятном  районе, имеет пособие по безработице  и экономические субсидии, все  члены семьи лечатся бесплатно, а дети получают бесплатное среднее  образование и бесплатно пользуются услугами детских садов. Переезд, как  правило, означает утрату всех этих льгот. И в первую очередь самой главной  — права на жилье. Внеэкономические формы прикрепления людей к земле (крепостное право, изъятие паспортов  у крестьян и проч.) просто уступили место экономическим ограничениям в виде социальных благ. Но сути это не меняет: феодальная экономика всегда менее эффективна, чем капиталистическая.

Также нужно отметить, что макроэкономическая структура в России не соответствует  требованиям эффективного развития экономики. Резко сократился экспорт  наукоемкой продукции и услуг, близок к «нулевой» отметке уровень  производства конкурентоспособных  услуг и нематериальных продуктов.

Решение указанной проблемы в России возможно на основе разработки и реализации национальной доктрины, ядром которой  должна стать стратегия рационального  использования имеющихся ресурсов, основанная на активизации интеллектуальной деятельности, повышении роли образования, здравоохранения, фундаментальных  и обществоведческих наук, (развитие которых на сегодняшний день приобретает  масштаб национальных проектов государства) существенном расширении производства нематериальных благ и услуг. Особое значение приобретает стимулирование результативной интеллектуальной деятельности, являющейся качественным определителем состояния трудовых ресурсов, технико-технологических условий и факторов производства.

Последствия перечисленных тенденций  неутешительны. Давосский всемирный экономический форум в своем очередном годовом отчете о конкурентоспособности стран мира поставил Россию на 67-е место. (Приложение 2)

Нынешняя конкурентоспособность  российской экономики во многом поддерживается искусственно, в частности, за счет далеких от мировых низких цен  на продукцию топливно-энергетического  комплекса. Как видно из сегодняшнего положения цен на внешнеторговом рынке – они развиваются по нарастающей, к чему многие страны (К примеру, Украина) относятся настороженно, и хотят придать этому вопросу политический оттенок. В условиях глобального рынка выигрывают те, кто может глобально конкурировать. Это понимают все, и когда развитие энергетических ресурсов блокируется рядом высказываний западных политических деятелей, то России ничего не остается, как искать новые рынки сбыта (Китай, к примеру).

Россия располагает наибольшими  возможностями для своего социально-экономического развития по сравнению с другими  странами мира. По уровню абсолютной величины национального богатства на душу населения Россия опережает многие страны.

К сожалению, по показателю валового национального продукта на душу населения  Россия отстает от США в 5 раз, Японии - в 4 раза, Германии и ряда других западноевропейских стран - в 3,5 раза и т.д. Кроме того, сегодня 40% мирового рынка высоких  технологий концентрируется в США, в России - менее 0,5% .

В условиях укрепления рыночного механизма  становится актуальным установление сбалансированности уровня национальной и региональной конкурентоспособности. А это, в  свою очередь, возможно на основе исследования закономерностей формирования и  развития процесса конкурентоспособности  всех уровней, структур, внешних и  внутренних связей региональной экономики, анализа и оценки экономического потенциала. Понятие «конкурентоспособность регионов» является наиболее общей  категорией, объединяющей конкурентоспособность  товаров, товаропроизводителей, отраслей экономики, характеризующей положение  региона на внутреннем рынке и  обеспечивающей предпосылки для  укрепления позиций страны на мировом  рынке. По данным конъюнктурных исследований, в настоящее время только 8 регионов России обладают ярко выраженными конкурентными  преимуществами на внешнем рынке. Это  Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская  и Ростовская области. Еще у 5-ти эти  преимущества сравнительные, у 14-ти - ограниченные, а у оставшихся 62-х регионов они  по существу отсутствуют вовсе.

Выбирая варианты стратегического  развития страны и интеграции в мировое  хозяйство, необходимо принимать во внимание уровень конкурентоспособности  России, учитывать все плюсы и  минусы нашей экономики. Если говорить о плюсах, то их не так уж мало.

Конкурентные преимущества российской экономики:

    • дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;
    • низкая капиталоемкость сектора НИОКР при относительно развитой инфраструктуре;
    • значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования в промышленности, позволяющие снизить капиталоемкость технологической модернизации отрасли вообще и конкретных проектов в частности, и, кроме того, облегчающие адаптацию западных технологий среднего уровня;
    • наличие уникальных передовых технологий в ряде секторов промышленности, опирающихся на достижения российской фундаментальной и прикладной науки, традицию российской научно-технической мысли, воплощенных в изделиях, по многим параметрам не уступающих мировым аналогам.

К сожалению, реализация этих преимуществ  на практике блокируется целым рядом  стратегических слабостей. В российской экономике практически отсутствует  финансовая, организационная и информационная инфраструктура поддержки конкурентоспособности  российского конкурентоспособного экспорта и рационализации структуры  импорта. Внутренний же рынок не в  состоянии обеспечить конкурентную среду для «обкатки» товаров  и технологий, предшествующую их продвижению  на мировой рынок.

Одной из причин низкой конкурентоспособности  является то, что в России отсутствуют  законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие  государственные и общественные структуры, занимающиеся системным  обеспечением конкурентоспособности  различных объектов. А ведь правительства  многих стран разрабатывают и  реализуют специальные программы  обеспечения конкурентоспособности, берут на себя непосредственную заботу о развитии и удешевлении необходимой  для этого инфраструктуры - науки, средств связи, сбора информации, перестраивают налоговые системы в целях поощрения конкурентоспособных отраслей. Например, в США действует Национальный совет по конкурентоспособности при Президенте США.

В рамках существующих ограничителей  государство располагает несколькими  вариантами стратегий реализации конкурентных преимуществ. Один из вариантов связан с реализацией динамических конкурентных преимуществ, воплощенных в уникальных высоких технологиях.

Анализ конкурентоспособности  России дает весьма нерадостный прогноз. Относительно обнадеживает лишь то, что  задача повышения конкурентоспособности  страны теперь поставлена на самый  высокий уровень.

Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят  от реализации конкурентных преимуществ  ее промышленного комплекса. К ним  помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной  рабочей силы при ее сравнительной  дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего  оборудования, что позволяет снизить  капиталоемкость технологической  модернизации производства; наличие  уникальных передовых разработок и  технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с  ВПК.

    1. Вступление России во Всемирную торговую организацию: проблемы и перспективы

Россия с 22 августа официально стала 156-й страной-членом ВТО - вступил  в силу протокол о присоединении  РФ к этой организации, подведший  черту под 18-летним марафоном переговорного  процесса.

 Общеизвестны обязательства, которые взяла на себя Россия в рамках присоединения к ВТО. Вот некоторые из них: снижение в два раза за несколько лет общего размера субсидий сельскохозяйственным предприятиям. Объем государственной поддержки АПК в текущем году будет в пределах 9 млрд долларов, а к 2018 г. показатель должен снизиться до 4,4 млрд долларов. Экспортных субсидий сельхозпредприятия Российской Федерации получать не будут. Практически сразу же стала известна предварительная цена вступления: средний тариф на импорт всей продукции в Россию будет снижен до 7,8 % по сравнению с 10 % в 2011 г. В частности, импортная пошлина в среднем по сельскохозяйственным продуктам не будет превышать 10,8 %, пошлина на импорт промышленных товаров составит максимум 7,3 %, на химическую продукцию – 5,2 %, на автомобили – 12 %, на электрооборудование – 6,2 %, на бумагу и древесину – 8 %. При этом Российская Федерация обнулит импортные пошлины на хлопок и продукцию сектора информационных технологий.

Предстоящее вступление России в ВТО  означает формальное снятие преград  на пути российских товаров на международный  рынок с одновременным открытием  внутреннего рынка для иностранных  товаропроизводителей. В настоящее  время Россия достаточно основательно вовлечена в глобальную экономику: наша страна уже несет от этого  определенные издержки, а выгоды, из-за отсутствия членства в торговом клубе, получает не всегда.

Информация о работе Глобализация мировой экономики