Глобальные проблемы мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит во всестороннем изучении глобальных проблем мировой экономики, с более подробным анализом социально-экономических проблем. Обозначим задачи курсовой работы:
Изучить теоретические основы выбранной темы: понятие глобальных проблем в целом, их черты, причины возникновения и развития. Дать их классификацию.
Провести анализ проявления глобальных социально-экономических проблем в современном мире (различные регионы мира: индустриально развитые, развивающиеся и развитые страны).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….... 3
1. ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ …………………………………………………………...…....4
1.1 Понятие глобальных проблем ………………………………………………….4
1.2 Причины возникновения глобальных проблем ……………………………….6
2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………7
2.1 Классификация глобальных проблем …………………………….....................7
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ……………..………………..23
3.1 Взаимозависимый характер решения глобальных проблем ……………..…23
3.2 Пути преодоления бедности и отсталости …………………………………...25
3.3 Конверсия и новые аспекты поддержания мира …………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

     Среднегодовые темпы прироста мирового населения  постепенно замедляются. Это обусловлено тем, что страны Северной Америки, Европы (включая Россию) и Япония перешли к простому воспроизводству населения, для которого характерен незначительной прирост или относительно небольшая естественная убыль населения. Одновременно существенно уменьшился естественный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Однако замедление темпов практически не означает смягчения остроты мировой демографической ситуации в первые десятилетия XXI в., так как отмеченное снижение темпов оказывается пока недостаточным, чтобы существенно уменьшить абсолютный прирост.

     Особая  острота глобальной демографической  проблемы проистекает от того, что свыше 80% прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. Ареной демографического взрыва в настоящее время являются страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока и в несколько меньшей степени —  Южной Азии.

     Демографический взрыв в развивающихся странах

     Современный демографический взрыв начался  в 50-60-х гг. и, по мнению ряда ученых, будет продолжаться, по крайней мере, до конца первой четверти XXI в. Главной  его причиной является то, что на современном этапе в развивающихся  странах сложился своеобразный переходный тип воспроизводства населения, при котором снижение смертности не сопровождается соответствующим сокращением рождаемости. Смертность в среднем по развивающимся странам снизилась. Темпы снижения смертности оказались беспрецедентными в мировой истории (всего лишь за 20—30 лет, иногда даже за 15 лет). Это произошло в решающей степени в результате активных мероприятий по борьбе с эпидемиями, использования принципиально новых медицинских препаратов, улучшения общих санитарно-гигиенических условий жизни населения. В то же время рождаемость в развивающихся странах в целом остается еще достаточно высокой.

Главное последствие быстрого роста населения  заключается в том, что если в  Европе демографический взрыв следовал за экономическим ростом и изменениями в социальной сфере, то в развивающихся странах резкое ускорение темпов роста населения опередило модернизацию производства и социальной сферы.

     Демографический взрыв привел к усиливающейся  концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где численность рабочей силы росла в пять-шесть раз быстрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ресурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития.

     В связи с этим одним из важнейших аспектов глобальной демографической проблемы в современных условиях является обеспечение занятости и эффективного использования трудовых ресурсов развивающихся стран. Решение проблемы занятости в этих странах возможно путем как создания новых рабочих мест в современных отраслях их экономики, так и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны.

     Пути  выхода из демографического кризиса в развивающихся  странах

     Основные  демографические показатели — рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) — зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного и т.д.). Отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения (2,2% по сравнению с 0,8% в развитых и постсоциалистических странах). В то же время в развивающихся странах, как и прежде в развитых, усиливается тенденция возрастания социально-психологических факторов демографического поведения при относительном снижении роли естественно-биологических факторов. Поэтому в странах, достигших более высокого уровня развития (Юго-Восточной и Восточной Азии, Латинской Америки), проявляется довольно устойчивая тенденция к снижению рождаемости (18% —в Восточной Азии против 29% — в Южной Азии и 44% — в Тропической Африке). В то же время по уровню смертности развивающиеся страны мало отличаются от развитых (соответственно 9 и 10%). Все это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы. 

     7. Проблема устойчивого  развития

     Большое влияние на формирование концепций  развития с учетом экологических  ограничений оказал доклад «Наше  общее будущее», выполненный по заданию ООН Международной комиссией по окружающей среде и развитию под председательством Г.Х. Брундтланд (1987 г.). Целью доклада являлась подготовка глобальной программы изменений в мировом развитии. В нем были предложены долгосрочные стратегии в области охраны окружающей среды, которые смогли бы обеспечить устойчивое развитие мировой экономики на длительный период, а также рассмотрены средства и способы, используя которые, мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы использования природных ресурсов. Выводы и рекомендации комиссии получили положительную оценку Генеральной Ассамблеи ООН. К числу самых значимых следует отнести документы конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., в частности программу «Повестка дня на XXI век», которая представляет собой глобальную программу экономического и социального развития человечества на будущий век.

     Все развитые государства мира выразили свое стремление следовать по направлению к устойчивому развитию, и практически все концептуальные официальные государственные и международные документы последних лет в качестве базовой идеологии используют понятие устойчивого развития.

     Центральное место в понятии устойчивого  развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых сегодня экономических решений. Можно выделить четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу (указанный подход основывается на классификации природных ресурсов и динамике их воспроизводства)

     1.Относительно  возобновимых природных ресурсов (земля, 
лес и т.д.) — их количество или возможность увеличивать биомассу, по крайней мере, не должны уменьшаться в течение некоторого времени, т.е. должно существовать хотя бы их простое воспроизводство.

     2.     Относительно невозбновимых природных ресурсов (полезные ископаемые) — необходимо максимально возможное замедление темпов исчерпания их запасов с перспективой замены в будущем на другие неограниченные или возобновимые виды ресурсов (частичная замена нефти, газа, угля на альтернативные источники энергии — солнечную, ветровую, геотермальную, приливов и отливов, биомассы).

     3.     Относительно отходов — должна быть предусмотрена возможность минимизации их количества на основе внедрения мало 
отходных, безотходных, ресурсосберегающих технологий.

     4.     Загрязнение окружающей среды, как суммарное, так и по 
видам, в перспективе не должно превышать его современного 
уровня. Необходимо предусмотреть возможность минимизации 
загрязнения до социально и экономически приемлемого уровня.

В завершение следует сказать несколько слов о путях достижения устойчивого развития. Обобщая самые разные точки зрения по этому вопросу, можно объединить их в два основных подхода.

     Первый  подход — это стратегия «тотальной очистки», которая связывает устойчивое развитие человечества с экологически чистой энергетикой, безотходными технологиями, замкнутыми циклами производства. Данный подход исходит из того, что изменения в окружающей среде и деградация экологических систем являются следствием неправильного ведения хозяйства и могут быть устранены путем такой его перестройки, которая не будет угнетать окружающую среду. Однако создание абсолютно замкнутого технологического цикла или невозможно, или слишком дорого. Поэтому внедрить в жизнь в полной мере концепцию устойчивого развития в соответствии с первым подходом не представляется возможным.

Второй  подход — это стратегия ограниченного  потребления. Она основывается на том, что человечество потребляет слишком  много природных ресурсов, и именно это вызывает их истощение и деградацию окружающей природной среды.

     Оба подхода исходят из того, что главным  источником экологических проблем служит слишком высокий уровень потребления природных благ. 

     8. Проблема развития  человеческого потенциала

     Развитие  экономики любой страны и мировой  экономики вцелом, особенно в современную  эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное — их качеством. А оно проявляется прежде всего в виде квалификации трудовой морали.

     Изменение условий и характера труда  и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более  возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой — необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

     Изменяющиеся  условия труда предъявляют в  настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

     Образование и проблема человеческого  потенциала

     Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

     Одним из показателей квалификационного  уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней  и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии — 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки — менее трех лет, в Восточной Африке — около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования  — это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения. 

     Индекс  развития человеческого потенциала (ИРЧП) – как комплексный показатель социально-экономического развития

     Индекс  развития человеческого потенциала (ИРЧП) — индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.

     При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

     Средняя продолжительность предстоящей  жизни при рождении (СППЖР) — оценивает долголетие.

     Уровень грамотности взрослого населения  страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса).

     Уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения при паритете покупательной  способности (ППС) в долларах США.

     В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: высокий (0,8…1), средний (0,5…0,8) и низкий (0…0,5) уровень.

     Отчёт 2008 показывает, что ИРЧП во всех странах  мира растёт, за исключением некоторых  стран постсоветского пространства и Африки. В первой группе индекс падает из-за ухудшения образования, экономики и высокой смертности. Во второй группе — из-за СПИДа и сопутствующей ему смертности.

     Большая часть данных для отчёта 2008 получена в 2006 и ранее. Не все страны-члены  ООН могут предоставить необходимые  статистические данные. Часть стран  перечисленных в конце статьи отсутствуют в отчёте, так как не желают или не могут предоставить статистику. Эти страны отнесены к группе стран с средним и низким ИРЧП.

     По  данным отчёта, 25 из 26 стран с низким ИРЧП расположены в Африке, ещё  одна страна — Восточный Тимор.

     Самые лучшие показатели ИРЧП – Исландия (0,968), Норвегия (0,968), Канада (0,967), худший - Сьерра-Леоне ( 0,329).

     Россия  занимает 73 место в списке с индексом ИРЧП = 0,806 (что является довольно высоким  показателем, но при этом этот индекс в России на 2008 год хуже, чем в Белоруссии и Казахстане). Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 г. Россия занимала 52 место,1995 — 114, в 2004 — 57 [1], в 2005 — 62 с индексом 0,795 [2], в 2006 — 65 с индексом 0,797 [3], в 2007 году — 67 место с индексом 0,802 [4]. Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 27 ноября 2007 года на самом деле относятся к 2005. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и чуть снизившимся уровнем образования.

Информация о работе Глобальные проблемы мировой экономики