Государственная и муниципальная формы собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение права государственной и муниципальной собственности, как самостоятельные формы собственности.
Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:
•изучить вопрос формирования государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации;
•назвать субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности;
•определить основания возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности государственной и муниципальной собственности 5
1.1 Государственная собственность 5
1.2.Муниципальная собственность 7
1.3. Государственная политика в сфере управления собственностью 9
Глава 2. Право государственной и муниципальной собственности 13
2.1.Субъекты права 13
2.2.Объекты права 14
2.3.Права собственности 17
Список литературы 19
Заключение 20

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Сивенок 490.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Государственная и муниципальная формы собственности

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

2010

 

Содержание

 

Введение

Собственность как экономическая  категория, согласно марксистской теории, существует независимо от воли и сознания людей.1

Государственная собственность  — это имущество, принадлежащее  на праве собственности Российской Федерации или субъектам Российской Федерации.

Муниципальная собственность  — имущество, принадлежащее на праве  собственности муниципальным образованиям: городским, сельским поселениям и пр.

Главной особенностью государственной  и муниципальной собственности  является ее публичный характер: она призвана служить обеспечению публично-правовых задач и функций государства и муниципальных образований. Еще одной особенностью является наличие у публично-правовых образований полномочий устанавливать для себя и иных собственников общеобязательные правила поведения в виде издания нормативных правовых актов различного уровня. У государства это полномочие основано на суверенитете, в силу которого оно обладает на территории Российской Федерации всей полнотой государственной власти. У иных публично-правовых образований такое полномочие производно от суверенитета государства, на территории которого они находятся, и закрепляется за ними с санкции государства.

Целью курсовой работы является изучение права государственной и муниципальной собственности, как самостоятельные формы собственности.

Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:

    • изучить вопрос формирования государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации;
    • назвать субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности;
    • определить основания возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности;

 

Глава 1. Особенности государственной  и муниципальной собственности

1.1 Государственная собственность

Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

Особенностью института  государственной собственности  является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности  охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

Государственная форма  собственности применяется в тех сферах экономики, в которых объективно велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах. Сюда относятся такие виды деятельности, возникшие в процессе развития общественных производительных сил, которые могут функционировать только как единое целое, благодаря чему объективно складывается  государственная форма управления ими и их материальной основой. Государственная форма собственности возникает и при необходимости государственной помощи для санации терпящих банкротство негосударственных предприятий. Происходит это на основе национализации фактических убыточных предприятий, их санации с помощью  государственных средств и последующей реприватизацией.

Мировой опыт показывает, что государственная собственность  может быть эффективной, так как  имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами  собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированную в конечном счете на человека. В то же время независимо от экономического и социального строя государственная собственность в большинстве случаев функционирует с меньшей эффективностью, чем друге фирмы. С одной стороны, это связанно с развитием государственной собственности в сферах, где возможности рынка ограниченны и снижается мотивация к труду. С другой – эффективность государственной собственности может снижаться и в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за обезличенности собственности и утратой предприятием рыночной ориентации. Преобладание же государственной формы собственности в экономике страны (в России 90% основных производственных фондов находилось до недавнего времени в госсобственности) ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубно сказывается на развитии экономики, для удовлетворения потребностей людей и является чрезвычайно выгодной для производителя. Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения «вымывается дешевый ассортимент», потребителю навязывается выгодный для производителя ассортимент, снижается качество товара, нарушаются сроки и объемы доставок, сокращается производство, возникает дефицит продукции, не удовлетворяется массовый спрос.

Таким образом, речь может  идти об устранении не государственной собственности, а ее монопольного положения. Резко сократившись, государственная собственность в виде общенациональной  будет играть существенную роль в экономике.2

1.2.Муниципальная собственность

Данная категория давно  известна нашему гражданскому праву. Российский закон не считает муниципальную собственность разновидностью государственной. Это самостоятельная форма (вид) собственности. В нее входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество (п. 1 ст.29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).3

Муниципализация – (от лат. Municipium – самоуправляющаяся община) означает передачу государственной властью права собственности на землю, строения, предприятия местного хозяйства органам городского самоуправления.

Объектами муниципальной  собственности в городах становятся прежде всего системы их жизнеобеспечения: водопроводная и канализационная  сети, газовое хозяйство, электроснабжение, транспорт, жилой фонд и дт. Сосредоточение этих служб в ведении городских властей дает немало преимуществ как самим городам, так и населению. Прежде всего это экономическая выгода: объединенное городское хозяйство и предоставляемые им населению услуги оказываются, как правило, значительно дешевле, нежели в случае рассредоточения этих служб по отдельным частным собственникам. Благодаря упорядочению финансов содержание муниципальной собственности и городского хозяйства обходится дешевле и государственному бюджету- муниципализация способствует уменьшению дотаций из последнего.

Муниципальная собственность  становится той экономической базой, благодаря которой появляется возможность  улучшать и облегчать условия  жизни населения. Муниципалитеты принимают  на себя значительную часть затрат на содержание нетрудоспособных членов общества,  особенно в сложные для страны периоды.

Сосредоточение в единых руках всех технических служб  города позволяет, упорядочив их эксплуатацию, представлять населению дополнительные удобства.

Еще одно преимущество муниципализации собственности- возможность видеть и обеспечивать перспективы развития городов и их хозяйства, строить и развивать городские службы с расчетом на будущее.

Городское самоуправление получает исключительное право производства отдельных продуктов и услуг, выполнение ряда работ для населения. Ввиду общественной роли, которую играют подобные предприятия, на них нельзя смотреть только с точки зрения доходности. Основным требованием, предъявляемым в предприятиям, перешедшим в собственность городской или сельской власти, является снабжение населения доброкачественными продуктами и услугами по возможно более низким ценам, а иногда и бесплатно.4

 

1.3. Государственная политика в сфере управления собственностью

Огосударствление  всей общественной жизни означает, что государство занимает  монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Огосударствление имеет  различные сферы и формы проявления:

  1. огосударствление процессов присвоения условий, факторов производства и результатов производства, что неизбежно приводит к отчуждению непосредственных производителей от средств и результатов производства. Отсюда возникает объективная необходимость создания формирования форм  присвоения работниками и трудовыми коллективами средств и результатов производства, при которых они могли бы относиться к ним как к своим, а не чужим.
  2. Огосударствление управления общественным производством, проявляющееся через монополию государства на экономические процессы (директивный характер государственного планирования, определение только государством ближайших и долгосрочных целей развития экономики в целом и отдельных ее звеньев, монополия и распределение материально-технических ресурсов и товаров народного потребления)

Разгосударствление-это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Оно означает снятие с  государства большинства функций  хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня тенденция к разгосударствлению  приняла общемировой характер.

Разгосударствление может  осуществляться по различным направлениям:

      1. Разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонополизация;
      2. Создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;
      3. Возникновение новых организационных структур, новых форм предпринимательской деятельности, между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.

В тесной связи с разгосударствлением  находится приватизация.

Приватизация- одно из направлений  разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация государственных  и муниципальных предприятий  в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами у государства  местных органов власти в собственность:

    • Предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия;
    • Материальных и нематериальных активов предприятий;
    • Долей государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ;
    • Принадлежащих приватизируемым предприятиям долей в капитале иных предприятий.

Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением  сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации  отношений собственности, а вторая является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства.

После приватизации субъектами собственности  становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества и т.д.

Масштабы приватизации в той  или другой стране зависят от того, насколько широко использовался  в них метод национализации частного секторов в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, Япония, ФРГ), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.5

Информация о работе Государственная и муниципальная формы собственности