Государственная и муниципальная формы собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение права государственной и муниципальной собственности, как самостоятельные формы собственности.
Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:
•изучить вопрос формирования государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации;
•назвать субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности;
•определить основания возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности государственной и муниципальной собственности 5
1.1 Государственная собственность 5
1.2.Муниципальная собственность 7
1.3. Государственная политика в сфере управления собственностью 9
Глава 2. Право государственной и муниципальной собственности 13
2.1.Субъекты права 13
2.2.Объекты права 14
2.3.Права собственности 17
Список литературы 19
Заключение 20

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Сивенок 490.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно рыночная схема, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому являются не целью, а средством для роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.6

 

Глава 2. Право государственной  и муниципальной собственности

2.1.Субъекты права

 

Субъектом права называется всякий, кто способен иметь права независимо от того, пользуется ли он ими в действительности или нет. Способность иметь право называется правоспособностью. Основная задача настоящего отдела заключается в разрешении вопроса о том, кто является субъектом права, кого следует считать правоспособным.

Все государственное  имущество, независимо от того, принадлежит  оно РФ в целом или ее субъекту, подразделяется на две основные группы:

а) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями;

 б) средства соответствующего  бюджета и иное государственное  имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (государственная казна РФ или субъекта РФ).

РФ в целом или  ее субъект призваны отвечать по своим  обязательствам только тем имуществом, которое составляет их государственную казну. На практике иски о взыскании с государства убытков, причиненных незаконными действиями его органов или должностных лиц, предъявляются все чаще, а ответчиком по такому делу должны признаваться РФ или соответствующий субъект РФ в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Частная собственность, субъектами которой выступают юридические лица, призвана обслуживать исключительно их интересы. Право частной собственности охраняется законом и Конституцией Российской Федерации. Существуют две разновидности ограничения права частной собственности: а) в зависимости от вида имущества; б) по стоимости и количеству имущества. Эти ограничения могут быть предусмотрены только законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Объекты частной собственности юридические лица – «средства производства» и основные средства.

Содержание правомочий: владение, пользование и распоряжение. Будучи собственниками, гражданин или  юридическое лицо вправе передать принадлежащее  им имущество в качестве взноса или  вклада в имущество коммерческой или некоммерческой организации.7

2.2.Объекты права

Объекты гражданских  прав подразделяются на изъятые из оборота; ограниченные в обороте; находящиеся  в свободном обращении. Эта классификация  распространяется и на объекты права  собственности. В условиях, когда государственная собственность принадлежала одному субъекту, круг ее объектов был неограниченным. Иными словами, государство могло быть и на деле являлось собственником любого имущества, независимо от того, дано ли оно самой природой или создано трудом человека, равно как: и независимы от того, участвует ли имущество в гражданском обороте или нет. Ныне это положение в паяной мере может быть распространено лишь на одного субъекта государственной собственности - Российскую Федерацию. Что же касается других субъектов права государственной собственности - субъектов федерации и тем более субъектов права муниципальной собственности, то оно может быть распространено на них лишь с известными ограничениями. Ясно, например, что ядерное оружие может находиться лишь в собственности Российской Федерации, оно не может принадлежать ни субъектам федерации, ни муниципальным образованиям.

Природные ресурсы как  объекты права собственности. В числе объектов государственной и муниципальной собственности должны быть особо выделены природные ресурсы, которые ныне стали оборотоспособными. Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Определение правового режима природных ресурсов отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В числе федеральных законов, устанавливающих правовой режим природных ресурсов, могут быть названы Земельный кодекс, Основы лесного законодательства, Закон о недрах. Водный кодекс. Закон о федеральных природных ресурсах и ряд других. Гражданское законодательство в отношении природных ресурсов закрепляет два принципиально важных положения: во-первых, природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью; во-вторых, природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Таким образом, в законе закреплена презумпция права государственной  собственности на природные ресурсы, а их оборот ограничен и подчинен специальным правилам. В силу п. «и»  ст. 71 Конституции РФ в ведении  Российской Федерации находятся  федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе. Объекты, напрямую связанные с соответствующей деятельностью (например, космические аппараты), составляют исключительную собственность Российской Федерации. Возможно, однако, использование указанных объектов и на иных началах.

Недвижимые имущества  как объекты права собственности. В раду объектов государственной и муниципальной собственности особое место занимает недвижимое имущество. Ранее действовавшее законодательство советского периода за редчайшими исключениями деления имущества на движимое и недвижимое прямо не проводило, хотя подспудно оно и присутствовало. Упразднение этого деления в известной мере было связано с отменой в одном из первых декретов Советской власти права частной собственности на землю. Ныне это деление, имеющее в российском законодательстве прочные исторические корни, восстановлено. Примерный перечень имуществ, относящихся к недвижимостям, дан в п. 1 ст. 130 ГК. Правда, из указанного перечня выпало предприятие. По-видимому, это объясняется тем, что правовой режим предприятия как объекта прав специально закреплен в ст. 132 ГК. Предприятие как объект прав - это имущественный комплекс, используемый в целях предпринимательской деятельности. Понятие предприятия как имущественного комплекса не сводится ни к орудиям и средствам производства, составляющим «тело предприятия», ни даже к имуществу, а охватывает также принадлежащие предприятию исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Объектом сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав, может быть как предприятие в целом, так и его часть, в ст. 132 ГК особо подчеркивается, что предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Деление имущества на недвижимое и движимое имеет важное значение при раскрытии содержания, пределов и способов осуществления права государственной и муниципальной собственности, что будет показано в дальнейшем.

 

2.3.Права собственности

Согласно экономической  теории прав собственности, собственностью является не ресурс сам по себе, а  пучок или доля прав по использованию  ресурса.

У истоков теории прав собственности стояли два известных  американских экономиста Р. Коуз и А. Алчиан. В дальнейшей разработке этой теории принимали участие И. Байрицель,  Г. Беккер, Д. Норт, Н.С. Ченг, Р.Певзнер.

Полный «пучок прав»  состоит из 11 элементов:

    1. Право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами;
    2. Право управления, т.е. право применения полезных свойств благ для себя;
    3. Право управления, т.е. право решать, кто и ка будет обеспечивать использование благ;
    4. Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ;
    5. Право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;
    6. Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;
    7. Право на передачу прав в наследство;
    8. Право на бессрочность обладания благом;
    9. Запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;
    10. Право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания благ в уплату долга;
    11. Право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Права собственности  принимаются как санкционированные  обществом (законами государства, традициями, обычаями, распоряжениями  администрации  и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заключение

В ходе выполнения курсовой работы было выявлено, что значение государственной собственности как объекта управления очень велико. Говоря о слиянии государственной власти и собственности, следует иметь в виду два принципиальных момента.

Первый момент: термин «власть» одинаково употребим как по отношению к институту государства, так и по отношению к институту собственности. Государство обладает политической властью, но собственность — это тоже власть, вещная и абсолютная. Таким образом, по своей основополагающей природе государственная власть и власть собственника тождественны, но служат различным интересам: одна — политическим, другая — хозяйственным.

Второй момент: когда  государство одновременно с властью политической осуществляет власть собственника, эти интересы складываются. Государство осуществляет полномочия собственника, оставаясь при этом носителем политической власти, поэтому определенное смешение экономической и политической власти неизбежно. Сила данного смешения определяет общее отношение государства к экономике и правовому регулированию института права собственности.

Современное отношение  к значению государственной собственности  весьма противоречиво. Комплексный  и разноотраслевой характер института права государственной собственности обусловливает необходимость разработки его публично-правовых механизмов. Публично-правовое обеспечение рыночной экономики предполагает поддержание баланса между гражданско-правовым и административно-правовым методами регулирования экономических отношений и отношений собственности.

А муниципальная собственность  занимает важное место в составе  экономической основы местного самоуправления.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная собственность наряду с местным бюджетом и выборными органами местного самоуправления является существенным признаком понятия «муниципальное образование».

Важным моментом является то, что посредством муниципальной собственности органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие муниципального образования, структуру его экономики, деловой и инвестиционный климат, а в конечном счете — на решение многообразных задач, связанных с улучшением качества жизни населения, образующего местное сообщество.

Органы местного самоуправления, определяя порядок управления муниципальной  собственностью, должны ставить своей  основной задачей достижение наивысшего уровня благоустройства муниципального образования и социального благосостояния населения при минимальных затратах (трудовых, материальных, финансовых).

Особенно остро эта  задача встает в период экономических  кризисов, а также в условиях дефицита местного бюджета.

Практика управления муниципальной собственностью в развитых странах показывает, что к категории доходных видов собственности обычно относится земля, отдельные виды муниципальных предприятий и недвижимости, муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения, муниципальные ценные бумаги (облигации).

 

Список литературы

  1. Экономическая теория. Учебник.-Изд.  Испр. И доп./Под общ. Ред. Акад. В.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2009.-672с.-(Высшее образование).
  2. Курс экономики. Учебник.-3-е изд.,доп./ Под ред. Б.А.Райзберга. –М.: ИНФРА-М, 2001.-716с.-(Серия «Высшее образование»).
  3. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. – М.: Allpravo.Ru - 2005.[Электронный ресурс].- http://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum4439/item4473.html.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ. (ред. от 05.04.2010, с изм. от 08.05.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003).
  5. П.1 Ст. 131 «Государственная регистрация недвижимости» в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ.

 

1 Экономическая теория.Учебник.-Изд. Испр. И доп./Под общ. Ред. Акад. В.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2009.-672.-(Высшее образование). 173стр.

2 Экономическая теория. Учебник.-Изд. Испр. И доп./Под общ. Ред. Акад. В.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2009.-672.-(Высшее образование). 177стр

3 Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 августа 1995 г. - №35. - Ст. 3506.

4  Экономическая теория. Учебник.-Изд. Испр. И доп./Под общ. Ред. Акад. В.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2009.-672.-(Высшее образование). 179 стр

5 Экономическая теория. Учебник.-Изд. Испр. И доп./Под общ. Ред. Акад. В.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2009.-672.-(Высшее образование). Стр.186-188

6 Экономическая теория. Учебник.-Изд. Испр. И доп./Под общ. Ред. Акад. В.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2009.-672.-(Высшее образование). Стр 189

Информация о работе Государственная и муниципальная формы собственности