Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:12, доклад
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес – основа рыночной экономики.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование государственной поддержки
малого бизнеса……………………………………………………………………5
1.1. Малый бизнес: понятие, особенности и проблемы развития…………….5
1.2. Формы и методы государственной поддержки малого бизнеса................7
Глава 2. Анализ форм государственной поддержки предприятий
малого бизнеса в РФ……………………...............……………………………..12
2.1.Государственные программы развития малого бизнеса в РФ…................12
2.2. Налогообложение как форма государственной поддержки
малого бизнеса…...................................................................................................15
2.3. Льготное кредитование малого бизнеса…………….…………………..…19
Заключение………………………………………….…………………………....23
Библиографический список…………………………………………………..…25
Специальные налоговые режимы позволяют в значительной мере снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это положительно сказывается на развитии производства, оживлении инновационной деятельности.
2.3. Льготное кредитование малого бизнеса
Основные особенности кредитования малого бизнеса в условиях кризиса – это размер получаемых кредитов, их обеспечение и уплачиваемая процентная ставка. Многие банки считают, что кредиты малому бизнесу – дело рискованное и не спешат выдавать средства предпринимателям. Сами же представители малого и среднего бизнеса среди причин, затрудняющих получение кредитов, выделяют следующие: проблемы залога и гарантий, и высокие процентные ставки (9,с.22).
Одна из слабых сторон существующих кредитных программ
для малого бизнеса – нежелание банков
давать кредиты на открытие бизнеса. Чаще
всего займ можно получить только тогда,
когда предприятие уже функционирует
(от трёх месяцев – для торгового предприятия,
от шести – для предприятий, оказывающих
услуги или производящих продукцию). Помимо
этого, одним из условий получения кредита
часто является наличие залога, в качестве
которого выступает движимое и недвижимое
имущество клиента. Это могут быть: сертификаты,
автотранспортное средство, оборудование,
товары и т.п. Также рассматривается платежеспособность
заёмщика.
На сегодняшний день недвижимость, автомобили
и иные активы упали в цене, доходы большинства
предприятий тоже снизились, поэтому многие
бизнесмены могут рассчитывать только
на небольшие суммы кредитов. Кроме того,
многие банки в условиях кризиса выдают
кредиты малому бизнесу под 20-30 % годовых.
В связи с тем, что Правительство РФ считает поддержку малого и среднего бизнеса приоритетным направлением, включая кредитование малого бизнеса в условиях кризиса, в 2009 году государство направило 30 млрд. рублей на реализацию специальной программы Внешэкономбанка. Суть программы в следующем: банки, желающие выдавать кредиты малому бизнесу, должны подать заявку во Внешэкономбанк, который будет рефинансировать эти кредиты согласно утверждённым лимитам. Выдача кредитов другим банкам Внешэкономбанком будет осуществляться под 10,5-10,7%. По словам министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной, маржа банков не должна превышать 2-3%, тогда субъекты малого и среднего предпринимательства смогут получать кредиты под 13-14% годовых. Программа Внешэкономбанка предусматривает и финансирование небанковской инфраструктуры, поддерживающей малый бизнес, и включающей кредитные кооперативы и финансовые организации. Сюда же относятся факторинговые и лизинговые компании, работающие с малым бизнесом (6, с. 6).
Российскому банку развития
государством было выделено 25 миллиардов
рублей для реализации программы
льготного кредитования малого бизнеса. В рамках первого этапа,
банк отобрал заявок на 13 миллиардов рублей,
из них квота Омской области составила
108 млн. рублей. На первом этапе реализации
программы определены четыре банка –
партнера, которые будут выдавать льготные
кредиты в нашем регионе: ОАО «Омск-Банк»,
ООО «Коммерческий банк «Легион», омский
филиал ОАО «АК БАРС БАНК», и омский операционный
офис филиала КБ «ЛОКО-Банк». Предприниматели
смогут получить на развитие своего бизнеса
кредиты под 15% годовых. Кредитование
под приемлемые проценты – это форма поддержки,
в которой в наибольшей степени нуждается
малый бизнес (7,с.7).
Региональная власть Омской области
уделяет особое внимание развитию малого
бизнеса. По оценке Института исследования
проблем предпринимательства, Омская
область находится на 5 месте в рейтинге
регионов России по уровню развития малого
бизнеса. В 2010 году объем финансовых вложений
в малый бизнес, в том числе в рамках совместного
кредитования, должен составить 1 млрд.
200 млн. рублей, инвестиции в основной капитал
должны вырасти на 14 %, объем отгруженных
товаров собственного производства — на
6%. Доли занятых в малом предпринимательстве
должна составить не менее 22 % от общего
числа занятых — такие задачи поставил
Губернатор Омской области Леонид Полежаев,
выступая с Бюджетным посланием. Для поддержки
малого предпринимательства предполагается
задействовать как собственные средства
Омской области, так и привлечь в регион
ресурсы федеральных программ, в частности,
программы льготного кредитования. Предполагается,
что субъекты малого и среднего предпринимательства
(к ним относятся предприятия с годовым
оборотом до 400 млн. рублей и количеством
занятых работников до 100 человек) смогут
получить кредит сроком до трех лет под
14-15 % годовых. Сейчас коммерческие банки
выдают кредиты в среднем под 18-20% годовых
(7,с.9).
Льготное кредитование под низкие проценты – это наиболее востребованная форма поддержки малого бизнеса. Сейчас предприниматели остро нуждаются в оборотных средствах, а условия кредитования, предлагаемые коммерческими банками, для них бывают неподъемны, государство от этого ничего не теряет, ведь оно предоставляет региональным банкам — участникам программы средства под 10,5% (почти по ставке рефинансирования Центробанка РФ). При этом, стимулирование малого бизнеса дает быстрый рост этого сектора экономики, а значит рост поступлений в бюджет от единого налога на вмененный доход, единого социального налога.
Таким образом, как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов Федерации, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.
Заключение
Подводя итог, хотелось бы обратить особое внимание на следующие моменты представленной курсовой работы. Субъектами малого предпринимательства являются юридические лица, как коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах.
К основным характеристикам, позволяющим малому бизнесу динамично развиваться относятся: быстрое реагирование на рыночную конъюнктуру; решение социальных вопросов, возможность быстро создавать новые рабочие места; противодействие монополизму в экономике; активизация структурной перестройки экономики.
Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь – для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
Экономический риск в сфере малого бизнеса, как правило, выше, и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Вот почему повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии – мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку государства (7, с.55).
В России и в нашем
регионе поддержка частной
Развитие предпринимательской деятельности в России – сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей. Пока он идет путем проб и ошибок. Иногда пытается перенять зарубежный опыт. Такие попытки бывают успешными только в случае учета специфики нашей страны. Самый эффективный способ решения любой проблемы – ее четкое определение на основе системы ценностей и недвусмысленной концепции. Это задача теоретического исследования российской экономики (4, с. 216).
Библиографический список
4. Беспалов М. В.
Особенности функционирования
5. Беспалов М. В. Основные направления
государственной политики по поддержке
субъектов предпринимательской деятельности
в условиях нестабильной экономической
среды.// «Национальные интересы: приоритеты
и безопасность», № 4 (61), 2010. – с. 17-24.
6. Бертенев С. А.
История экономических учений: учебник
/ С. А. Бертенев. – 2-е изд., перераб.
и доп. – М.: Магистр, 2009. – 478 с.
7. Видяпин В. И., Журавлева Г, П. Экономическая
теория: учебник / В. И. Видяпин, Г. П. Журавлева.
– 4-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2008. – 640 с.
8. Гусева Т., Клеванова Н. Государственная
поддержка реальность и перспективы развития
малого и среднего предпринимательства//Право
и экономика. 2010. № 1 с.4-9.
9. Кошелева Т.Н. Методические подходы к
анализу развития малого предпринимательства
// Экономика и управление. 2009. № 8 с. 54-56.
10. Крюков С. П. Поддержка малого бизнеса
увеличивается // Деньги и кредит. 2009 №
6 с. 6-7.
11. Лапуста М. Г. Малое
предпринимательство/ М. Г. Лапуста. - М.: Инфра-М, 2010. – 685 с.
12. Лапуста М. Г. Предпринимательство/ М.
Г. Лапуста. - М.: Инфра –М, 2009. – 608 с.
14. Мусатова М.М. Институциональные управления
// ЭКО. 2009. № 2 с. 23-15. Пелих А. С. Сущность
предпринимательства и предпринимательская
деятельность // Основы предпринимательства,
2004. - 230 с.
16. Регионы России. Социально-экономические
показатели. 2009:
Р32 990 с.- М., 2009. -Стат. сб. / Росстат.
17. Смит А. «Исследование о природе и причинах
богатства народов»: - М.: Соцэкгиз, 1962.
– 654 с.
18. Сидорчук Р. Р. Некоторые проблемы малого
бизнеса // ЭКО. 2009. № 1. с. 174-187.
19. Терешин Г. В. Оценка эффективной деятельности
муниципалитетов по развитию малого предпринимательства
// Экономика и управление. 2009. № 9 с. 91-94.
20. Филобокова Л. Ю. Методология системного
подхода к управлению финансами в малом
предпринимательстве/ Филобокова Л. Ю.//
Финансовый менеджмент. 2009 № 6, с. 17-24.
21. Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической
теории. / М. Н. Чепурин. – М.: Коллектив
авторов, 2007, 848 с.
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса