Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является – рассмотрение основных направлений государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе.
Объектом исследования являются малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве НСО.
Предметом исследования является государственная поддержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве НСО.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе необходимость направления результ.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Развитие малых форм хозяйствования, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, входит в число приоритетных направлений государственной политики развития агропромышленного комплекса. Это нашло свое подтверждение в Государственной программе развития сельского хозяйства

и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Программа предусматриваем мероприятия по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе.

Основным направлением государственной поддержки является субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам. В рамках государственной программы малым формам хозяйствования – крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство – предусмотрено предоставление субсидируемых кредитов и займов на развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности на срок от 2-8 лет в размере до 10 млн. руб. на один вид кредита.

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) из федерального бюджета предоставляются в размере 95% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ субъектам Российской Федерации на условиях их финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ в размере 5%.

Доступ малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам расширился. По данным Минсельхоза России, общий объем субсидируемых кредитов и займов малых форм хозяйствования в 2008 году с учетом переходящих кредитов и займов прошлых лет достиг 82,3 млрд. руб. Объемы субсидируемых кредитов и займов выросли по всем категориям заемщиков.

Получателями основной суммы субсидируемых кредитов и займов стали личные подсобные хозяйства (65,3%). Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (без кредитных) получили в 2008 г. 1 480 субсидированных кредитов и займов, то есть были прокредитованы ¾ работающих снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов.

Общий объем кредитно-финансовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов составил в 2008 году 4,7 млрд. руб.

Основной объем кредитов и займов личные подсобные хозяйства брали на сельскохозяйственные нужды на срок до 5 лет (89%), крестьянские (фермерские) хозяйства – на срок до 8 лет (63,7%),  сельскохозяйственные потребительские обслуживающие кооперативы – сроком до 2 и 8 лет примерно в равной доле.

В 2008 году средний размер кредита, взятого в коммерческом банке, по личным подсобным хозяйствам составил 140,5 тыс. руб., по крестьянским (фермерским) хозяйствам – 1,3 млн. руб., по сельскохозяйственным потребительским обслуживающим кооперативам – 4,1 млн. руб. Средний размер займа, предоставленного кредитными кооперативами, составил 120,9 тыс. руб. по личным подсобным хозяйствам, 495,1 тыс. руб. – по крестьянским (фермерским) хозяйствам и 988,9 тыс. руб. – по сельскохозяйственным потребительским обслуживающим кооперативам.

Вместе с тем, по данным мониторинга Государственной программы в 2008 году, 28% респондентов из числа владельцев личных подсобных хозяйств совсем не знали о ее существовании, 21,8% опасались, что не смогут вернуть кредит, а 11,6% высказали недовольство сложной и длительной процедуры оформления кредита.

В 2009 году на субсидирование процентных ставок из федерального бюджета предусмотрено более 62,0 млрд. руб., в том числе по краткосрочным кредитам – 14,9 млрд. руб., инвестиционным – 41,1 млрд. руб. На развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе государство направляет 6,0 млрд. руб.

В качестве антикризисных мер, направленных на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей можно рассматривать постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 года №348 «О внесении изменений а Правила распределения и предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах». Речь идет о пролонгации (продлении) полученных кредитов и займов, в том числе:

    1. крестьянским (фермерским) хозяйствам:
    • на срок до 6 месяцев по краткосрочным кредитам, полученным на срок до 1 года для проведения сезонных работ;
    • на срок до 3 лет по инвестиционным кредитам, полученным на срок от 2 до 8 лет;
    1. гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство:
    • на срок до 2 лет по кредитам, полученным на срок до 5 лет приобретение сельскохозяйственных животных, техники, оборудования для животноводства и переработки продукции;
    • на срок до 1 года по кредитам, полученным на срок до 2 лет на проведение сезонных работ.

По информации субъектов РФ, за 9 месяцев 2009 года выдано кредитов и займов:

    • крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на сумму 10,742 млрд. руб.;
    • сельскохозяйственным потребительским кооперативам – на сумму 2,583 млрд. руб.;
    • личным подсобным хозяйствам – на сумму 15,953 млрд. руб.

В Новосибирской области, как и в других регионах страны, существует проблема сельского хозяйствования на селе, так как многие деревни пустуют, люди едут в города. Что бы привлечь людей оставаться на местах государство не только обеспечивает кредитование бизнеса, но и предоставляет всевозможные государственные программы, по улучшению жилья и др.

 

    1. Развитие сельскохозяйственной кооперации в НСО

 

Важное направление, обеспечивающее гармоничное развитие малого бизнеса на селе – это сельскохозяйственная кооперация.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы  (СПК) создаются гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. То есть основной задачей такого кооператива является кооперирование земельных паев для ведения сельскохозяйственной деятельности. В Новосибирской области это – СПК «Рассвет», занимающийся птицеводством, СПК «Кирзинский», занимающийся разведением крупного рогатого скота, СПК «Заря», занимающийся выращиванием зерновых культур и др.

Являясь сельскохозяйственными товаропроизводителями, сельскохозяйственные производственные кооперативы имеют право на получение государственной поддержки в рамках Государственной программы. Кроме того, государство предоставляет сельскохозяйственным кооперативам право на добровольной основе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы являются некоммерческими структурами и создаются сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Основным направлением деятельности таких кооперативов является не сельскохозяйственное производство, а обслуживание сельскохозяйственного производства членов кооперативов, в том числе снабжение и сбыт сельскохозяйственной продукции, финансовое обеспечение деятельности членов кооперативов.

Непосредственно переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции занимаются перерабатывающие и сбытовые (торговые) потребительские кооперативы. К перерабатывающим кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, конопли, лесо- и пиломатериалов и других). Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынков сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.

Форма потребительской кооперации является наиболее эффективной формой совместной деятельности малых форм хозяйствования, так как реализация переработанной продукции значительно повышает доходы членов кооперативов. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», придавая сельскохозяйственной потребительской кооперации особое значение, способствовал ее интенсивному развитию.

Через кооперативы малые  сельхозтоваропроизводители получают возможность использовать преимущества крупных предприятий, быть конкурентноспособными на рынке. В лице кооператива у государства появляется профессиональный партнер, с которым можно решить стратегические задачи развития экономики аграрного сектора.

По данным субъектов РФ, на 1 октября 2009 года в целом по России зарегистрировано 5904 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 1912 кредитных, 1126 перерабатывающих, 2867 снабженческо-сбытовых. Из общего числа зарегистрированных кооперативов фактически работающих 3949 (66,9%), в том числе кредитных – 1399 (73,2%), перерабатывающих – 679 (61,9), снабженческо-сбытовых – 1853 (64,6%).

По состоянию на 1 января 2008 года, по России, работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов насчитывалось 2178 единиц, а по данным на 1 октября 2009 года этот показатель составил 3949 единиц, то есть в ходе реализации Государственной программы их число возросло на 81%. Удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов на уровне 66,9% объясняется интенсивно продолжающимся процессом регистрации сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Согласно сводным данным, 2409 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без кредитных), представивших бухгалтерскую отчетность о своей деятельности за первое полугодие 2009 года.., в состав этих кооперативов входят 51 810 членов, из которых 80,5% - личные подсобные хозяйства и 5,5% - крестьянские (фермерские) хозяйства.

Общий товарооборот сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без кредитных), представивших бухгалтерскую отчетность о своей деятельности, за шесть месяцев 2009 года составил 6,2 млрд. руб., что на 36,3% больше показателя аналогичного периода предыдущего года.

Таким образом, можно отметить, что сельскохозяйственные потребительские кооперативы, как форма хозяйствования, очень нужна для нашего региона. Эта форма хозяйствования обеспечивает большую долю сельхоз продукции в регионе и удобна для кооператоров в плане получения субсидий и кредитования.

 

 

    1. Обеспечение доступа на рынки сельскохозяйственной продукции для малых форм хозяйствования в НСО.

 

Развитие сельских территорий и связанного с ними сельскохозяйственного производства сдерживает отсутствие равных условий конкуренции, обусловленное двумя проблемами:

    • мелкие товаропроизводители не имеют выхода в розничные торговые сети;
    • крупные товаропроизводители не хотят и не могут эффективно работать в условиях удаленных рынков сбыта.

Для обеспечения реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями продукции развивается сеть сельскохозяйственных кооперативных рынков. Создаваемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, которые выступают в качестве управляющих рынками компаний и ведут на рынке торгово-закупочную деятельность.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», а в Новосибирской области это закон от 6 апреля 2007 г. N 102-ОЗ "О некоторых вопросах организации розничных рынков на территории Новосибирской области" регулируют правовые отношения в сфере реализации продукции  на розничных рынках и направлены на защиту отечественных товаропроизводителей. В соответствии с законом, сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет возможность самостоятельно реализовать произведенную им продукцию на розничных рынках, в том числе на сельскохозяйственных рынках или сельскохозяйственных кооперативных рынках, при соблюдении установленных законом требований.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в соответствии с Федеральным законом № 271-ФЗ получили возможность выступать в качестве управляющей рынком компании и при этом вести на рынке торгово-закупочную деятельность. Это создает определенные преимущества для членов кооператива по осуществлению самостоятельной торговли на рынке, позволяет производителям централизовать сбыт продукции  на рынке через кооператив.

Минсельхоз России последовательно выступает с предложениями по расширению доступа сельхозтоваропроизводителей также и в розничную торговую сеть. Это особенно актуально для личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Развитие ярмарочных форм торговли сельхозпродукцией напрямую связано с облегчением доступа местных сельхозтоваропроизводителей к потребителю, их уходом от «сетевой зависимости», также с экономией средств малообеспеченных слоев населения, что в условиях финансово-экономического кризиса выполняет важную функцию по обеспечению социальной стабильности.

Нормативная база, регулирующая проведение региональных ярмарок, в том числе ярмарок «выходного дня» регионами разработана, законодательно оформлена и действует. Минсельхоз России в работе с регионами просит уделять самое серьезное внимание расширению доступа местных производителей сельскохозяйственной продукции к каналам прямой (без посредников) реализации произведенной ими продукции покупателю, в том числе и для продукции личных подсобных хозяйств. [5]

Для решения сбыта продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, необходимо активное участие органов управления агропромышленного комплекса. Следует шире развивать ярмарочные формы торговли в виде сезонных ярмарок, ярмарок выходного дня, выставочных ярмарок и др.

  1. Пути решения проблем

 

    1. В сфере развития и продвижения малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве НСО   

Государственная поддержка в развитии и продвижении малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве Новосибирской области заключается в выделении субсидий для малого бизнеса на селе, кредитования, обеспечения условий для торговли и др. В Новосибирской области принято Постановление от 14 июня 2011 года N 250-п « Об утверждении порядка предоставления субсидий…».

Но следует отметить, что для частных лиц данные субсидии почти недоступны, так как низкая стоимость, располагаемых сельской семьей активов, не позволяет быстро и надолго привлечь банковские кредиты. Кроме того, зачастую банкам не выгодна работа с микрозаемщиками. Вследствие чего, такая семья, из-за невозможности заниматься бизнесом на селе, скорее всего, переедет в город, а за ней вторая и третья. В конце концов, это приведёт к тому, что сельская территория опустеет и на ней будет просто напросто некому заниматься хозяйствованием. Иным выходом для сельчан может являться создание СПК, но опять же, не всегда есть возможность создания, так как большая часть сельчан предпочтёт переехать в город, из-за недостатка благоустроенности сельхоз территорий и возможностей для успешного хозяйствования на селе.

Информация о работе Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе