Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 16:55, контрольная работа
Собственность является основой любой экономической системы. Управление государственной собственностью представляет собой одно из важных направлений бюджетной политики. Особенность государственной собственности как инструмента бюджетной политики заключается в том, что она представляет собой совокупность отношений, возникающих между экономическими субъектами в целях реализации интересов всего общества.
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Теоретические основы управления государственной собственностью……4
2.1. Цели и задачи управления государственной собственностью………7
2.2 Функции управления государственной собственностью……………11
3.Аналитическая часть. Повышение эффективности управления государственной собственностью……………………………………………..17
4.Стратегическая часть. Тенденции и перспективы развития государственной собственности……………………………………………………………………23
5.Заключение……………………………………………………………………26
6.Список литературы……………………………………………………………
Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов детально регламентируются соответствующими правовыми актами.
Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономики ресурсов.
Государство заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем создается система подготовки и аттестации управляющих.
Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в федеральной собственности, доли РФ в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, федеральная недвижимость, в следующей логической последовательности:
оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы);
постановка целей и задач управления;
предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);
контроль эффективности управления.
2.2 Функции управления государственной собственностью
Государственная собственность играет важнейшую роль в функционировании государства, обеспечении экономической стабильности и позволяет ему выполнять свои социальные функции:
- государственная собственность создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала. Это становится возможным потому, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие общенациональное значение, ключевые отрасли производственной инфраструктуры. Так, полностью в государственной собственности находятся электроэнергетика в Японии, Канаде и Франции, железнодорожный транспорт во Франции, Италии, Швеции, Испании и Австрии, авиатранспорт во Франции и Испании, почтовая связь в США и Японии. Государство нередко является собственником важнейших природных ресурсов, интеллектуальных и историко-культурных ценностей. Оно финансирует фундаментальную науку, разработку и внедрение высоких технологий, ему принадлежит значительная часть информационной продукции и т.д.;
- она позволяет государству быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права;
- государственная собственность обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, экономическая безопасность и т.д.);
- государство создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства, принимая на себя долю издержек в тех сферах деятельности, которые не выгодны последнему. Например, ни в одной стране (даже высокоразвитой) рынок не способен обеспечить оперативного управления воспроизводством в аграрной сфере. Свободный перелив капитала в эту сферу лишь под влиянием управления «невидимой руки рынка» невозможен. Здесь нужны государственное регулирование и поддержка;
- государственная собственность обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ; национальную безопасность;
- она позволяет сглаживать удары кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из них путем снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высших технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий.
Любое государство структурирует отношения собственности, исходя из соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При этом основными подходами к решению вопросов о приоритете тех или иных форм собственности становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические факторы.
В процессе переходного периода необходимо формировать российскую модель смешанной экономики. Различные модели (англо-американская, японская, шведская и т.д.) смешанной экономики функционируют и являются признанными в мире. Российская модель определяется как общими характерными компонентами, смешанной экономики, так и специфическими объективными и субъективными, историческими и современными условиями России, ее экономикой и обществом. «Анализ возможностей и путей развития России требует знания национальных традиций отношения к собственности и предпринимательской активности, умения видеть специфику их сохранения и проявления в поступках и поведении наших современников».
Безусловно при переходу к смешанной экономике необходимо преодолеть тотальную монополию государственной собственности. Однако это не означает преуменьшения значения последней. Она и в данных условиях выполняет важнейшие функции, поэтому необходимо эффективное управление ею. Управление имеет две составляющие: с одной стороны, контроль за трансформацией государственной собственности в частную до рационального уровня, с другой, управление ее воспроизводством и использованием.
К сожалению, в начале нынешних реформ ни один из названных процессов не был главным, решение целого комплекса социальных проблем откладывалось на будущее. Шло тотальное разрушение государственной собственности, главным инструментом чего была так называемая широкомасштабная приватизация. Государство было объявлено антиподом рынку, многие формы централизованного регулирования экономики отвергались, а приватизация госимущества стала главным приоритетом государственных преобразований. Негативное отношение к государственной собственности привело к потере управления ею, которое нужно восстанавливать. Цель выкупа власти у номенклатуры, сменилась задачей пополнения бюджетных доходов, балансирования бюджетного дефицита. Вместе с тем реформа управления государственным имуществом не сводится лишь к обеспечению бюджетных доходов государства. Сохранение в собственности государства значительно числа пакетов акций стратегических и иных предприятий, передача прав собственности от одного субъекта хозяйственных отношений к другому (без изменения статуса государственной собственности), межведомственные конфликты прямо влияют на эффективность соответствующих предприятий и, более широко, на состояние инвестиционного климата в России. В этом смысле проблема рационализации использования государственной собственности становится одним из важнейших факторов развития экономики.
Таким образом, вопросы управления государственной собственностью, улучшения ее отдачи потребуют большой работы, прежде всего со стороны государственных органов. Это длительный процесс, который должен быть увязан со всеми сторонами экономических и социальных преобразований. Государство должно стать эффективным собственником, соединяя в своей деятельности в этой сфере экономические и социальные компоненты.
Применительно к каждому объекту, находящему в собственности государства, должна быть определена цель, которую оно преследует и достижению которой служит данный объект. Это необходимо, в частности, для того, чтобы сохранить стратегически важные объекты в собственности государства и одновременно передавать в частный сектор объекты, не связанные с выполнением государством своих функций. Необходимо поддерживать рациональное число объектов государственной собственности, постоянно совершенствуя финансовый механизм контроля и управления ими.
Построение эффективной системы управления государственной собственностью является одной основных задач бюджетной политики России.
В соответствии с Гражданским кодексом к государственной собственности относится собственность Российской Федерации (федеральная собственность) и собственность субъектов федерации. Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. По своей экономической сущности муниципальная собственность также является государственной.
На Правительство РФ возложены обязанности по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития, в том числе и прогноза развития государственного сектора экономики. Вместе с тем в российском законодательстве рамки государственного сектора России четко не очерчены и государственный сектор как объект управления не выделен.
Отсутствие эффективной системы управления государственной собственностью не только ведет к нарастанию кризисных явлений в самом госсекторе, но и к потерям для бюджета, является одной из преград на пути структурной перестройки экономики, препятствуя развитию корпоративного сектора. Рационализация деятельности государственных организаций диктуется необходимостью повышения эффективности использования ресурсов в системе государственных финансов, обеспечивая их концентрацию на решении важнейших задач социально-экономического развития.
К причинам кризисного состояния системы управления государственной собственностью относится недостаточное развитие рыночных институтов, обеспечивающих защиту прав собственности, конкурентную среду и соблюдение контрактных обязательств. В условиях недостаточной конкуренции и отсутствия необходимых механизмов защиты прав собственности менеджеры как государственных, так и частных предприятий стремятся к принятию решений, выгодных в первую очередь им, даже если такие решения оказываются экономически неэффективными.
В долгосрочной перспективе влияние конкуренции, эффективных мер защиты прав собственности, а также санкций за неисполнение обязательств способствует повышению эффективности управления бизнесом. Напротив, в ситуации, когда влияние конкурентных факторов недостаточно и государство утратило инструменты контроля за принадлежащей ему собственностью, происходит нарастание таких негативных явлений, как задержки заработной платы, неплатежи поставщикам, уклонение от уплаты налогов, не влекущих за собой санкции в отношении менеджеров, управляющих государственными активами.
Ограниченность реальных прав государства как собственника и отсутствие эффективного механизма финансового контроля ведет к «растаскиванию» активов, перетоку финансовых ресурсов в «теневую экономику». Владение акциями, долями и другими активами не обеспечивает участия государства в реальном управлении и принятии решений, что делает практически невозможным увеличение доходов федерального бюджета и использование государственных активов как инструмента бюджетной политики в интересах обеспечения экономического роста и стимулирования инвестиционной активности.
Доля государственной собственности в российской экономике значительно уменьшилась. Тем не менее государство по-прежнему является крупнейшим собственником, что определяет необходимость построения системы управления государственной собственностью в контексте социально-экономических преобразований в стране.
3.Аналитическая часть. Повышение эффективности управления государственной собственностью
Повышение эффективности управления государственной собственностью предполагает:
- получение дополнительных доходов в федеральный бюджет от управления активами и их приватизации;
- активизацию инвестиционного процесса;
- оптимизацию структуры государственной собственности;
- привлечение к участию в приватизации субъектов малого предпринимательства.
В настоящее время сохраняется значительный потенциал для оптимизации структуры государственных активов. В частности, данные, приведенные в таблице 1, позволяют сделать вывод о нерациональности структуры их распределения по отраслям. Если значительное количество государственных организаций в машиностроении, транспортном комплексе, научно-образовательной сфере объяснимо, то наличие их значительного числа в пищевой промышленности, строительстве и торговле в целом неоправданно.
Таблица 1
Распределение ГУП и федеральных пакетов акций по основным отраслям экономики по состоянию на 01.01.2011
Наименование отрасли | Кол-во ГУП всего по отрасли | Кол-во ОАО, всего по отрасли |
электроэнергетика | 31 | 26 |
топливная промышленность | 35 | 131 |
черная металлургия | 16 | 126 |
цветная металлургия | 27 | 38 |
химическая промышленность | 42 | 66 |
машиностроение и металлообработка | 879 | 778 |
промышленность строительных материалов | 83 | 100 |
легкая промышленность | 153 | 67 |
пищевая промышленность | 64 | 214 |
полиграфическая промышленность | 219 | 24 |
сельское и лесное хозяйство | 1368 | 83 |
транспорт и связь | 1033 | 477 |
строительство | 988 | 622 |
торговля и общественное питание | 909 | 179 |
материально-техническое снабжение и сбыт | 692 | 499 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 162 | 67 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 226 | 28 |
образование, наука и научное обслуживание | 1491 | 410 |
Справочно: всего в фед. собственности | 9394 | 4407 |
Информация о работе Государственная политика по управлению государственной собственностью