Государственная собственность в развитых капиталистических странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 19:44, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной работе рассматривается сущность государственной собственности, ее значение на различных этапах развития России; ее положения в различных капиталистических странах, а так же тенденции перспективы развития государственной собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная собственность в развитых капиталистических странах.docx

— 35.46 Кб (Скачать файл)

Для государственной собственности в США характерно, что преобладающая ее часть находится в руках местной власти.

Подводя итоги выше сказанному, в развитых капиталистических странах государственная собственность имеет важное экономическое значение. По сути, государство владеет тем, чего не может иметь частное лицо физически, или же в случае владения каким – либо объектом он превращается в монополиста.

 

Роль и значение государственной собственности в России.

В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась невидимой катастрофой, последствия которой будет ощущать еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель – вернуть отношения собственности их подлинное содержание, создать достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего строя.

Для успешного развития собственности необходимо выполнение многих экономических и социальных условий, в частности необходим пересмотр самого отношения к собственности в новых экономических условиях.

Современная экономическая наука сегодня по – новому рассматривает многие процессы, происходящие в нашем обществе. Это касается проблем собственности, соотношения плановых и рыночных методов регулирования хозяйственной деятельности, прямых и косвенных методов управления общественными процессами.

С демократизацией нашего общества появились мотивы перехода к рыночной экономике, в связи с этим были предприняты попытки реализации данной цели, порой не самые удачные, но вполне достойные рассмотрения, поскольку именно с них началась медленная и болезненная ломка наших старых экономических стереотипов.

Период перестройки ознаменовался возрастанием внимания к бедственному положению советских людей. Чтобы люди жили лучше, надо производить больше товаров и услуг высокого качества. Этим искусством мы, к сожалению, еще до сих пор не овладели. Но правительство обеспечивало активную социальную политику при помощи повышенной эмиссии, однако если на эти деньги не выпускается адекватного количества товаров, то возрастает не уровень жизни, а очереди, дефициты и спекуляция, что и наблюдалось на первых этапах перехода к рыночной экономике.

Основное свойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во все отросли, охват всех регионов страны. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений.

 

Государственная собственность в переходный период

Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:

  1. результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;
  2. федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;
  3. объекты федеральной собственности отличаются большим организованным и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях;
  4. реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отросли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

Эти относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отросли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.

В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов. Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По – видимому, все государственные предприятия могут быть разделены на две категории:

    1. под прямым управлением государства;
    2. на полном коммерческом расчете.

Мировая практика показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной, в конечном счете, на человека. Преобладание же государственных форм собственности в экономике страны (в России 90% основных производственных фондов началось до недавнего времени в государственной собственности) ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребления, населения и чрезвычайно выгодна производителю.  Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения мы имеем «вымывание дешевого ассортимента», «навязывание потребителю выгодного для производителя ассортимента», занижение качества товара, нарушение сроков и объемов поставок, отказ от заключения договоров поставок, сокращение производства, возникновение дефицита продукции, неудовлетворительный массовый спрос.

Таким образом, речь может идти не об устранении государственной собственности, а об отмене ее монопольного положения. Резко сократившись (в России более чем в 2 раза), государственная собственность в общенациональной, республиканской и муниципальной формах будут играть существенную роль в экономике.

Важная проблема в развитии государственной собственности – преодоление монополизма, характерного для административно – командной системы. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия – дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ. Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности – это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий – дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает. Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитного товара. В преодолении монополизма может играть положительную роль использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. Тем не менее, одной из главных теоритических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и исполнение наиболее рациональных путей, моделей приватизации.

 

Тенденции и перспективы развития государственной собственности.

Любое государство структурирует отношения собственности, исходя из соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При этом основными подходами к решению вопросов о приоритете тех или иных форм собственности становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические факторы. Какой же будет структура отношений собственности в России? К чему приведет стремление к «цивилизованной» экономике, свойственной развитым странам?

Какова возможная сфера распространения государственной собственности в экономике?

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Если такие отросли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

Прежде всего, государственная собственность наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации. Понятно, что нет необходимости передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется безусловная прерогатива государственной собственности.

Сюда так же должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Определенная часть совхозов, доказавшая свою жизнеспособность, также может быть сохранена.

Абсолютно очевидным и не подвергающимся сомнения является то, что наука, искусство, образование и т.п. требуют не огосударствления, а государственной поддержки этих сфер, при развитии государственной формы собственности лишь в масштабах, гарантирующих работнику указанных профессий возможность свободно использовать государственные средства для осуществления своей творческой деятельности, т.е. свободно формировать научные, художественные, педагогические коллективы, используя определенные государственные ресурсы.

Что касается развития государственной собственности, то здесь, безусловно, широкие возможности оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические системы. Скажем, купные предприятия, работавшие ранее в рамках военно – промышленного комплекса, должны сохранить государственную форму собственности.

В каких бы сферах ни развивалась государственная собственность в экономике, ее главной болезнью остается бюрократические тенденции. Это явление особенно опасно в условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную по форме собственности, а собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития государственной формы как формы общественной все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности.

Так, принципиально важным для содержания государственной собственности в условиях российской экономики является вопрос о социально – экономическом влиянии государства, являющегося собственником.

В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре государственной собственности и последствия уже проделанных продвижений, следует особое внимание уделить развитию именно государственного сектора. Государственная собственность должна сохранить в перспективе весомую роль, при этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных предприятий.

Для устойчивости нашего экономического развития необходим мощный государственно – корпоративный сектор. Для этого требуются общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно.

В итоге можно сказать, что необходимо устранение не столько государственной собственности, сколько ее монополии. Государственная собственность должна сохранить в перспективе весомую роль. Вместе с тем важно обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности работников, используя и такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа.

 

Заключение.

В конце данной работы, мне бы хотелось подытожить все выше сказанное. Всем и без того понятно, что на сегодняшний день государство играет далеко не последнюю, а скорее одну из первых ролей в вопросе о собственности. И в этом, на мой взгляд, не так уж много плохого.

Да, государство ограничивает нас во владении, пользовании и распоряжении той части собственности, которая должна обслуживать и принадлежать всем. А плохо ли это? Если задуматься, то тем самым государство оберегает нас от беспорядков и самовольничества чиновников, которые могли бы владеть этой собственностью частно. Более того государство в той или иной мере ограничивает нас от жажды власти и борьбы за нее.

Государственная собственность в нашей стране еще долго будет играть главную роль в рыночной экономике. Это проявляется не только во владении государством некоторой собственности, но и обеспечении финансирования, реконструкции, развития и т.д. этой собственности.

Большая часть собственности страны не должна быть отдана в частные руки, так как частный владелец большей частью не может обеспечить правильного и нормального ее функционирования. Именно, в этом, на мой взгляд, заключается основная задача государства как собственника.

Многие общественные блага, действительно, эффективнее производить государственным, нежели частным способом, но в этом, по справедливому замечанию В. Тамбовцева, «государство может убедиться лишь на собственном опыте, приходя в своей эволюции к гораздо более сложной структуре расходов, чем сбор доходов и расходование оставшейся части на личные нужды работников организации, именуемой государством».

Информация о работе Государственная собственность в развитых капиталистических странах