Государственная собственность в рыночной экономике России: роль, значения, тенденции, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является важным вопросом в изучении курса Экономической теории. Цель работы дать общую характеристику Государственной формы собственности, раскрыть её содержание и значение в становлении рыночных отношений в России.
В задачу данной работы входит с помощью первоисточников, монографий, учебной литературы и статей последовательно рассмотреть основные этапы и проблемные моменты темы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………… …….2
I. Рыночная экономика………………………………………………………………….4
I.I Рынок и государство……………………………………………………………………….7
I.II Методы государственного воздействия на рынок…………………………………...9
II. Формы собственности………………………………………………………………14
II.I Основные черты различных форм собственности…………………………………19
III. Государственная собственность: понятия, виды, уровни……………………………24
III.I Сущность государственной собственности………………………………………..25
IV. Роль и значение государственной собственности в России………………...32
V. Тенденции и перспективы развития государственной собственности ...…36
Заключение….………………………………………………………………………………….39Список используемой литературы…………………………..…………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная собственность в рыночной экономике России роль, значения, тенденции, перспективы.docx

— 59.08 Кб (Скачать файл)

Субвенционная форма регулирования  предполагает предоставление государственных  субсидий или налоговых  льгот  отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для  формирования общественного капитала (инфраструктуры).  На  основе  субсидий  может оказываться поддержка  и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении  социальных программ.  Существуют также  и специальные, или целевые  субсидии,  которые  предусматривают  расходование средств  бюджета по строго определенным программам.  Доля субвенций в  ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем  самым изменяет распределение ресурсов,  и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки,  которые невозможно покрыть по рыночных ценах.

Государственное предпринимательство  осуществляется в тех областях,  где хозяйственность  противоречит  природе  частных фирм или же требуются  огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства  состоит в том, что первоочередная   цель   государственного   предпринимательства  состоит не в получении дохода,  а в решении социально-экономических  задач,  таких как обеспечение  необходимых темпов роста, сглаживание  циклических колебаний, поддержание  занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.  Данная форма  регулирования обеспечивает поддержку  малорентабельных предприятий и  отраслей хозяйства,  которые жизненно важны для воспроизводства.  Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика,  транспорт,  связь). К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством,  относятся  также  предоставление  населению  льгот  в различных областях социальной инфраструктуры,  помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,  проведение  региональной  политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест,  охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,  строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Дело в том, что по сравнению  с частными государственные предприятия  являются менее эффективными.  Государственное  предприятие,  пусть  даже  наделенное  самыми  широкими  правами и  ответственностью,  всегда отстает  от  частного  в  степени  хозяйственной  самостоятельности.  В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные,  так и нерыночные, идущие от  государства мотивы.  Политические мотивы переменчивы,  они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому  госпредприятия  часто  оказываются  в  сложной  и неясной обстановке,  предсказать  которую намного сложнее, чем  рыночную конъюнктуру.  Спрогнозировать  вероятные колебания спроса и  цен гораздо легче,  чем предугадать  поведение нового министра  или  же  чиновника,  решения  которого  зачастую  определяют судьбу предприятия.  За ними могут стоять политические цели,  которые не  имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления  в бюджет,  желание сохранить  штаты и повысить заработную плату  и т.д.).  Как правило,  государственные  предприятия не готовы к рыночному  соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя,  но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы,  гарантии сбыта  в рамках госзаказов).  У государственных  предприятий нет  обязательств  перед  акционерами, банкротство  им обычно не грозит. Все это негативно  сказывается на динамике затрат и  цен,  скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д.

Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и  потому,  что частный сектор втягивается  в коррупцию: через взятку чиновнику  можно добиться больших  результатов,  чем за счет снижения издержек.      Если экономика обременена  избыточным  количеством  государственных  предприятий,  в сложное положение попадают их работники.  Именно они становятся первой жертвой правительственной  политики,  направленной на преодоление  чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают  замораживание зарплаты.  Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся  в 80-е годы по экономикам западных стран  не вызвала  широких  протестов  со  стороны основной массы занятых  в государственном секторе.  Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления,  они  сумеют в полной мере использовать преимущества  рыночного  хозяйства,  стать  совладельцами частных  предприятий.

 

 

 

 

 

 

II. Формы собственности 

Форма собственности - это  ее вид, характеризуемый по  признаку субъекта собственности. То есть форма  собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности  субъекту единой природы.

Существуют следующие  формы собственности:

Индивидуальная (индивидуализированная) собственность, в пределах которой  субъект собственности персонифицирован как физическое лицо, индивидуум, обладающий полным правом (в рамках законности) распоряжения принадлежащим ему  объектом собственности или частью, долей объекта. При такой форме  собственности собственник знает, что же принадлежит именно ему.

В пределах индивидуальной собственности  в зависимости от природы объекта  собственности и характера его  использования собственником можно  различать личную и частную собственность, но они различаются двояким образом.

Во-первых, личная собственность  охватывает объекты индивидуальной собственности, используемые, потребляемые только самим собственником. Соответственно частная собственность - это объекты  индивидуальной собственности, предоставляемые  в пользование и потребление  за определенную плату другим лицам. Такое определение применимо  к объектам в виде имущества и  предметов потребления. С другой стороны, можно вообще считать, что  личная собственность - собственность  на предметы домашнего обихода, личное имущество, потребительские товары.

Другой подход к частной  собственности заключается в  том, что это объекты индивидуальной собственности, используемые с применением  чужого, наемного труда, тогда как  личная собственность охватывает только объекты, используемые с применением  личного труда собственника. Такое  определение распространяется, естественно, в основном на средства производства.

Вторая основная форма  собственности - это коллективная в  широком смысле это слова или  многоличностная собственность. В пределах многоличностной формы субъект собственности не персонифицирован как индивидуум, а представляет собой совокупность, сообщество, коллектив собственников. Субъект собственности может выступать в виде уполномоченного лица или группы лиц, но гораздо чаще выступает и официально оформляется правовым образом как единое юридическое лицо (хозяйственное общество, предприятие, компания) либо государственный орган, общественная организация.

Беря свое начало в узкоколлективной, групповой собственности, в рамках которой имеет место прямое непосредственное участие и контроль со стороны  собственника за пользование объектом собственности, многоличностная собственность простирается до государственной, общенародной, где воздействие на направление пользования объектом собственности со стороны собственника (народа) значительно опосредовано.

Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет частную, государственную  и муниципальную форму собственности, признавая в тоже время  возможность  существования других форм. В тоже время широко известно разделение собственности  на собственность юридических и  физических лиц.

Общенародная собственность  на природные богатства, не вовлеченные  в общественное производство и обладающее всеобщей доступностью, включая землю, воды, воздушное пространство, флору, фауну. Эти богатства следует  назвать общенародным достоянием. Они  являются исключительным объектом собственности  всего народа. По отношению к этому  объекту собственности должна применяться  формула: “это то, что принадлежит  всем вместе и каждому в отдельности на правах равнодоступности”.На пользование такой собственностью дворник имеет равные права с президентом, все становятся в общую очередь. Распорядительство общенародной собственностью по поручению ее владельца - народа, могут осуществлять только органы народовластия.

Что же касается государственной  собственности, то она вовлечена  в общественное производство и потому не может принадлежать всем на равных началах.

В итоге в укрупненном  представлении совокупность форм собственности  охватывает:

Общенародную - в виде природных богатств общенародного пользования, обладающих общей и равной доступностью для всех членов общества;

Государственную - природные  богатства, основные производственные средства, информация, представляющие часть общенародной собственности - переданную по воле народа и решению  органов народовластия в ведение  и распоряжение государственных  органов на определенных условиях использования  с одновременным делегированием ответственности;

Региональную государственную, переданную в ведение и распоряжение региональных государственных органов (собственность субъектов федерации);

Коммунальную, муниципальную, переданную в распоряжение внутренних органов;

Коллективную, представляющую неделимую часть общенародной, государственной, региональной собственности, переданную на определенный или неограниченный срок коллективу лиц, а также арендованную и используемую в соответствии с  системой правил и норм, установленных  законом, договором, уставом. Это по сути производная форма собственности, возникающая в результате передачи прав собственности;

Общую - в виде имущества, ценностей, денежных средств, ценных бумаг, созданных, приобретенных, первоначально  принадлежащих двум или нескольким лицам, членам ассоциированной группы, используемых ими по собственному усмотрению, при соблюдении общих установленных  законом правил и ограничений (к  таким формам в определенной степени  относятся акционерная, коллективно-долевая, кооперативная собственность). Общая собственность делится на совместную, в рамках которой объект собственности принадлежит всем участникам, лицам на равных началах, без выделения долей, и долевую собственность, при которой определена доля каждого из отдельных собственников, участников, лиц в общем праве собственности;

Индивидуальную, представляющую имущество, предметы, информацию, принадлежащие  лично индивидууму и используемые им по собственному усмотрению при  соблюдении правовых норм, распространяющихся на граждан-собственников.

 

Целесообразно также выделять собственность общественных организаций  и групповую, семейную собственность.

В структуре форм и отношений  собственности следует различать  натурально-вещественный и стоимостный  аспекты. При неделимости натурально-вещественного  состава объекта собственности  делению может подлежать только денежная стоимость. Поэтому вполне возможны ситуации (и они часто наблюдаются), когда собственник вправе претендовать на денежную стоимость объекта, но не на сам объект.

Не существует и не может  существовать абсолютного разделения форм собственности, неизбежны смешанные  формы собственности, в том числе  переходные от одной формы к другой. К примеру, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства - общей, на землю - государственной и все эти  факторы производства соединены  на одном предприятии, то собственность  предприятия заведомо становится смешанной. Следует признать  взаимопроникновение  и общее существование разных форм собственности в пределах одного объекта. Одни и те же средства производства могут быть одновременно в определенном ракурсе объектами разных форм собственности. И заведомо могут различаться  владелец, распорядитель, пользователь объекта.

На территории страны, в  составе ее национального богатства  может находиться собственность  иностранных граждан, организаций, государств в виде объектов, целиком или частично принадлежащих иностранным субъектам. Такое собственническое проникновение, к которому в нашей стране проявляется крайне настороженное отношение как со стороны отдельных групп населения, так и в правительственных кругах, есть неизбежное следствие развития внешэкономических связей и включения страны в мирохозяйственную систему. Так что в число форм собственности правомерно включить иностранную собственность в изолированном виде или в виде части смешанной собственности (совместные предприятия). Объектом такой собственности могут прежде всего быть средства производства, здания, имущество, инвестиционный капитал, кредитованные средства, залоговое имущество.

Следует  указать на появившееся  в последние годы явное стремление подвести под нее законодательную  основу. На федеральном и республиканском  уровнях принимаются законодательные акты об аренде и арендных отношениях, о собственности, о земле и землепользовании, об иностранных инвестициях. В число таких актов уже вошел Гражданский кодекс Российской Федерации, со временем войдет и закон об интеллектуальной собственности. хотя принятые российские законы во многом несовершенны, они образуют первичный правовой фундамент собственнических структур и отношений, К упомянутому пакету законов тесно примыкают законодательные акты о разгосударствлении и приватизации собственности, которые призваны направить в нужное русло процессы изменения сложившихся форм отношений собственности.                                                                                                       

II.I Основные черты разных  форм собственности.

Формы собственности представляют собой различные комбинации признаков (правомочий). Рассмотрим их, начиная  с самых простых и заканчивая самыми сложными.

1. Индивидуальная собственность.  Эта форма концентрирует в  одном субъекте все перечисленные  признаки: труд, управление, распоряжение  доходом и имуществом. В современной  экономике сюда могут быть  причислены те, кого принято называть  некорпорированными собственниками. В России к этой фор­ме могут быть отнесены: крестьяне, ведущие свое обособленное хозяйство; отдельные торговцы (включая "челноков"); частнопрактикующие врачи, адвокаты и все те, в ком сосредоточены труд, управление, распоряжение доходом и имуществом.

2. Частная собственность.  Частная собственность близка  по содержанию с индивидуальной в том смысле, что основные правомочия сконцентрированы в одном физическом лице или юридическом лице. Но частная собственность, как особая форма, отличается от индивидуальной тем, что признаки (правомочия) здесь могут разделяться и персонифицироваться в разных субъектах. Трудятся одни, а распоряжаются доходом и имуществом другие. Положение последних определяется экономической властью, а положение первых — экономической зависимостью. В промежуточном положении находится управляющий (менеджер), поскольку, как отмечалось выше, управляющие участвуют в выполнении функций по распоряжению. Если частное лицо, будучи собственником условий производства, не применяет труд наемных работников, то такую собственность следует определить как индивидуальную (или частно-трудовую).

Информация о работе Государственная собственность в рыночной экономике России: роль, значения, тенденции, перспективы