Государственная собственность в рыночной экономике России: роль, значения, тенденции, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является важным вопросом в изучении курса Экономической теории. Цель работы дать общую характеристику Государственной формы собственности, раскрыть её содержание и значение в становлении рыночных отношений в России.
В задачу данной работы входит с помощью первоисточников, монографий, учебной литературы и статей последовательно рассмотреть основные этапы и проблемные моменты темы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………… …….2
I. Рыночная экономика………………………………………………………………….4
I.I Рынок и государство……………………………………………………………………….7
I.II Методы государственного воздействия на рынок…………………………………...9
II. Формы собственности………………………………………………………………14
II.I Основные черты различных форм собственности…………………………………19
III. Государственная собственность: понятия, виды, уровни……………………………24
III.I Сущность государственной собственности………………………………………..25
IV. Роль и значение государственной собственности в России………………...32
V. Тенденции и перспективы развития государственной собственности ...…36
Заключение….………………………………………………………………………………….39Список используемой литературы…………………………..…………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная собственность в рыночной экономике России роль, значения, тенденции, перспективы.docx

— 59.08 Кб (Скачать файл)

Итак, в России взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную  и смешанную формы собственности  на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок  предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию  между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной  формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере  экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.

Какова же сущность государственной  собственности?

Совсем недавно, когда  экономика страны носила административно-командный  характер, понятие сущности государственной  собственности было иное, нежели чем  сейчас.

Так, в теории марксизма  ликвидация частной собственности  на средства производства рассматривается  в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией в России вслед за завоеванием  власти в октябре 1917 года была ликвидирована  частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в  торговле. Коллективизация в деревне  заменила индивидуальную собственность  крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной  и полугосударственной), собственности.

 

В дальнейшем в СССР продолжался  процесс наращивания общественных средств производства за счет накоплений. В результате социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государственная 88,6, колхозная 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5, собственность граждан - 1,2%. Эти цифры по существу выражают высокий государственный монополизм на средства производства.

Установление господства государственной собственности, отождествлявшейся  с общенародным достоянием, имело  свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач.

На развитии государственной  собственности базировался процесс  расширенного воспроизводства. Централизация  собственности являлась основой  относительного равенства в распределении  материальных и духовных благ между  членами общества.

Вместе с тем опыт СССР и других социалистических стран  показал, что глобализация государственной  собственности имеет и крупные  минусы, которые со временем становятся нетерпимыми.

Государственные предприятия  экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности  делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия  экономических стимулов к повышению  качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники  развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.

В результате эффективность  народного хозяйства, основанного  на государственной собственности, оказалась невысокой, по многим показателям  она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста  производительности труда, из года в  год снижалась фондоотдача, росла  материалоемкость продукции.

Аналогичные недостатки проявились и в колхозной собственности.

Административные органы безраздельно командовали колхозами, определяли направление их производства, формировали органы их управления. Колхозная демократия носила формальный характер. Колхоз был лишен права  распоряжаться своей продукцией, поскольку основная ее часть поступала  государству по установленным им ценам.

Отсутствие подлинно хозяйского отношения к производству так или иначе препятствует его нормальному функционированию. Конечно, директор и службы управления предприятий стремятся к тому, чтобы они работали эффективно. Но, как часто и не без основания утверждают, хозяин всегда заинтересован в процветании фирмы, а управляющий - в сохранении своей должности.

Однако можно выделить и положительные моменты в  преобладании государственной собственности. Так, концентрация значительной части  фонда накопления в руках государства  позволила планомерно перестраивать  экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое перевооружение народного хозяйства.

 

Государственная собственность  всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние  данной формы собственности для  общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной  помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

Так какова же должна быть сущность государственной собственности, страны в которой стремятся построить  рыночную экономику?

На мой взгляд, для определения  сущности государственной собственности  достаточно определить функции вмешательства  государства, а также его монопольные  отрасли ведения: войны и национальная оборона, рост народонаселения и  урбанизация, проблемы окружающей среды  и социальная защита населения и  др.

При определении сущности государственной собственности  необходимо учитывать «потребности»  государства в лице его полномочных  органов для осуществления вышеназванных  функций. Так, например, для обороны  внешних и внутренних границ государства  необходима соответствующая материальная база (например, ВПК), которая и будет  основой для обороны.

Таким образом, сущность государственной  собственности должна определяться исходя из вышеназванных обстоятельств, а остальная часть собственности  должна принять иные формы: индивидуальная, коллективная.

В экономике западных стран  велико значение государственной собственности. В нее входят обычно некоторые  крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех  отраслей, которые обслуживают производство и социально-бытовую сферу —  грузовой транспорт, энергетика, связь  и т.д. Создание государственных  предприятий обусловлено отчасти  желанием ускорить научно-технический  прогресс. Вместе с тем государство  иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики.

Такое же значение государственной  собственности сейчас принимает  и Россия.

Государственная собственность  в нашей стране существует на 3-х  уровнях:

1. На уровне всей федерации  — федеральная собственность. 

2. На уровне субъектов  федерации (их 89). Каждый из них  имеет свою региональную собственность. 

3. Муниципальная собственность  (собственность на уровне отдельного  города, округа, села и т.д., кроме  Санкт-Петербурга и Москвы, которые  выступают как субъекты федерации).

IV Роль и значение  государственной собственности  в России.

Собственность - это отношения  между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности форму присвоения средств производства. Они порождают целую гамму отношений между ее участниками, а также между ними и обществом в лице государства. Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу

экономических отношений  собственности. Для более полного  представления о собственности  следует определить то место, которое  принадлежит ей в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность - это  основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся  форм собственности зависят и  формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает  частная собственность.

Во-вторых, от собственности  зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию  всех факторов производства.

В-третьих, собственность  есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал  Ф.Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает на первый план промышленную буржуазию.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для  нее форма собственности, это  не исключает существования и  других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков  перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности  оказывает положительное воздействие  на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних  форм собственности к другим может  идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным  вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих  условиях. В то же время имеют  место и революционные пути смены  форм собственности, когда новые  формы насильственно утверждают свое господство.

Рассмотрение системы  отношений собственности позволяет  ответить на вопрос, в чьих интересах  осуществляется экономическая деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному  интересу, то можно говорить о системе  отношений индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь  на лицо уже классовый интерес.

В ходе  дискуссий по поводу усилий России и других республик  бывшего Советского Союза  преодолеть  существующие  в  них  экономические  трудности утвердилось  мнение  о необходимости перехода от административно-командной  системы к рыночной системе свободной  конкуренции.  Рыночная экономика,  утвердившаяся в Западной Европе, в Соединенных Штатах Америки,  Канаде и ряде других стран,  функционирует  эффективно  и сравнительно успешно  удовлетворяет потребности своих  граждан.  Поэтому рыночное хозяйство  и является альтернативой для  бывших  социалистических стран; предполагается минимальное прямое вмешательство  государства в управление экономикой и переход  основных  рычагов  государственного регулирования к  индивидуальной предпринимательской  инициативе.

Итак, собственность в  экономическом смысле  - это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию  всего имущества.

Собственность принадлежит  к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков  скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом  плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается  весь мир, одной из главных своих  причин имеют, в конечном счете, попытки  изменить сложившиеся отношения  собственности, утвердить новый  строй этих отношений.

В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила  ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и  завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет ощущать  еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель - вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, создать достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего строя.

Для успешного развития собственности  необходимо  выполнение многих  экономических  и социальных условий,  в частности  необходим пересмотр самого отношения  к собственности в новых экономических  условиях.

Современная экономическая  наука сегодня по-новому рассматривает  многие процессы, происходящие в нашем  обществе. Это касается проблем собственности, соотношения плановых и рыночных методов регулирования хозяйственной  деятельности, прямых и косвенных  методов управления общественными  процессами.

С демократизацией нашего общества появились мотивы перехода к рыночной экономике, в связи  с этим были предприняты попытки  реализации данной цели, порой не самые  удачные, но, на наш взгляд, достойные  рассмотрения, поскольку именно с  них началась медленная и болезненная  ломка наших старых экономических  стереотипов.

Период перестройки ознаменовался  возрастанием  внимания к бедственному положению советских людей. Тем  не менее, сущность экономики состоит  в том, что сочувствие и желание  помочь сами по себе здесь ничего не решают. Чтобы люди жили лучше, надо производить больше товаров и  услуг высокого качества. Этим искусством мы, к сожалению, еще до сих пор  не овладели. Но правительство обеспечивало активную социальную политику при помощи повышенной эмиссии, однако если на эти  деньги не выпускается адекватного  количества товаров, то возрастает не уровень жизни, а очереди, дефициты и спекуляция, что и наблюдалось  на первых этапах перехода к рыночной экономике.

Мы считаем, что для  перехода к рынку нужно, прежде всего, в общих чертах осознавать то, к  чему движется наше общество: что такое  современный рынок.

Решив построить рыночную экономику, мы должны, прежде всего, представлять ее образ, видеть хотя бы контуры, усвоить  суть рыночных отношений. Однако глубокому  восприятию и пониманию рынка  советским человеком препятствует несколько причин.

Во-первых, мы подлинной рыночной экономики во всех ее многочисленных проявлениях практически не видели и не знали. Если кто и бывал  в странах свободного рынка, то он лицезрел только его внешний облик, не вникая в суть внутренних механизмов рыночных отношений.

Информация о работе Государственная собственность в рыночной экономике России: роль, значения, тенденции, перспективы