Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 19:22, курсовая работа
Смысл любой экономической политики в конечном итоге замыкается на ее социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоев населения к реформированию экономики, а значит, и на успех самих реформ [5, с.6].
Таким образом, одной из составляющих политики государства является социальная политика.
1. Государственная социальная политика Республики Беларусь:
цели, структура, проблемы и пути их решения
3
2. Основные черты монетаризма и возможности применения этой
теории в регулировании экономики Республики Беларусь
7
3. Система государственного прогнозирования и программирования
социально-экономического развития народного хозяйства, методы
и организация ее осуществления в Республике Беларусь
12
Список использованной литературы
16
Прогнозирование и программирование экономики является сложным многоступенчатым процессом, который охватывает большой круг вопросов: социально-экономических, научно-технических, организационно-управленческих, инфраструктурных и т.д.
Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.
Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли (в частности, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (например, социально-экономическая адаптация переселенцев, обеспечение их работой и жильем); различные направления научных исследований.
Субъекты экономического программирования - государственные учреждения, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними [8, c.97].
Уровень развития государственного программирования в отдельных странах различен.
Прогнозирование может выступать и как самостоятельная форма государственного регулирования экономики и как научно-аналитическая стадия планирования мер по экономическому развитию. По объектам прогнозирования выделяют: экономические, экологические, научно-технические, социальные и внешнеэкономические прогнозы. По характеру прогнозирования они бывают частные и комплексные, а по продолжительности – краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.
Для быстрой ориентации и удобства использования методы прогнозирования по различным критериям объединяются в группы. Так, по информационному обеспечению они делятся на интуитивные, формализованные и комбинированные. По степени обоснования прогнозы бывают: поисковые (исследовательские), оценивающие перспективные тенденции развития экономики и нормативные, связанные с выявлением путей и сроков достижения желаемого состояния. По аппарату исследования: экстраполяции, интерполяции, корреляции, регрессии, интервью, генерации идей и др. По степени обоснования планового решения: нормативный метод, балансовый, программно-целевой. Каждый из методов предполагает последовательную реализацию этапов исследования
В условиях перехода к рыночным отношениям необходимость государственного регулирования экономики, прогнозирования и программирования ее развития продиктована усилением макроэкономической неустойчивостью и расширением интеграции страны в мировое хозяйство, ростом бюджетных расходов, связанных с обеспечением социальной защиты слабозащищенных категорий населения, решением экологических проблем и др.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь - деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы [6].
Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:
Проект Концепции Национальной
стратегии устойчивого
Закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.
Кроме того, Закон определяет статус национальной стратегии устойчивого развития как базисного стратегического документа, который обновляется один раз в пять лет и на основе которого последовательно подготавливается вся предусмотренная Законом система средне- и краткосрочных программ и прогнозов страны.
В проекте Концепции Национальной стратегии на основе анализа сложившейся социально-экономической и экологической ситуации, оценки тенденций мирового экономического развития обоснованы стратегические цели и задачи, критерии и принципы, направления и приоритеты устойчивого развития Республики Беларусь.
В систему органов по прогнозированию и планированию входит законодательная, исполнительная, судебная власть. Центром и исполнительным органом по вопросам разработки и осуществления экономической политики страны является Совет Министров РБ и непосредственно Министерство экономики. Основной функцией которого, является методологическое и организационное обеспечение экономической политики государства, нашедшей отражение в законодательных актах Беларуси, а также других нормативных актах законодательной и исполнительной власти.
Система государственного
прогнозирования и
Таким образом,
к важнейшим экономическим
(http://www.artlife.by/index.
(http://www.ucpb.org/rus/