Государственная социальная политика Республики Беларусь: цели, структура, проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Смысл любой экономической политики в конечном итоге замыкается на ее социальном блоке и механизме его реализации. Без преобразований в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоев населения к реформированию экономики, а значит, и на успех самих реформ [5, с.6].
Таким образом, одной из составляющих политики государства является социальная политика.

Содержание

1. Государственная социальная политика Республики Беларусь:
цели, структура, проблемы и пути их решения

3
2. Основные черты монетаризма и возможности применения этой
теории в регулировании экономики Республики Беларусь

7
3. Система государственного прогнозирования и программирования
социально-экономического развития народного хозяйства, методы
и организация ее осуществления в Республике Беларусь


12
Список использованной литературы
16

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. Гос. социальная политика, монетаризм, прогнозирование соц-эк. развития народного хоз-ва.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Система государственного 

прогнозирования и программирования

социально-экономического развития

народного хозяйства, методы и организация

ее осуществления в Республике Беларусь

 

Прогнозирование и программирование экономики является сложным многоступенчатым процессом, который охватывает большой круг вопросов: социально-экономических, научно-технических, организационно-управленческих, инфраструктурных и т.д.

Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли (в частности, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (например, социально-экономическая адаптация переселенцев, обеспечение их работой и жильем); различные направления научных исследований.

Субъекты экономического программирования - государственные учреждения, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними [8, c.97].

Уровень развития государственного программирования в отдельных странах различен.

Прогнозирование может выступать  и как самостоятельная форма  государственного регулирования экономики и как научно-аналитическая стадия планирования мер по экономическому развитию. По объектам прогнозирования выделяют: экономические, экологические, научно-технические, социальные и внешнеэкономические прогнозы. По характеру прогнозирования они бывают частные и комплексные, а по продолжительности – краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.

Для быстрой ориентации и удобства использования методы прогнозирования по различным критериям объединяются в группы. Так, по информационному обеспечению они делятся на интуитивные, формализованные и комбинированные. По степени обоснования прогнозы бывают: поисковые (исследовательские), оценивающие перспективные тенденции развития экономики и нормативные, связанные с выявлением путей и сроков достижения желаемого состояния. По аппарату исследования: экстраполяции, интерполяции, корреляции, регрессии, интервью, генерации идей и др. По степени обоснования планового решения: нормативный метод, балансовый, программно-целевой. Каждый из методов предполагает последовательную реализацию этапов исследования

В условиях перехода к рыночным отношениям необходимость государственного регулирования экономики, прогнозирования и программирования ее развития продиктована усилением макроэкономической неустойчивостью и расширением интеграции страны в мировое хозяйство, ростом бюджетных расходов, связанных с обеспечением социальной защиты слабозащищенных категорий населения, решением экологических проблем и др.

Государственное прогнозирование  социально-экономического развития Республики Беларусь - деятельность государственных органов по разработке  государственных  прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы [6].

Система государственных прогнозов  социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

  • на долгосрочную перспективу – национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет (далее - национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития) и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет (далее - основные направления социально-экономического развития);
  • на среднесрочную перспективу – программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет (далее - программа социально-экономического развития);
  • на краткосрочный период – годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь (далее - годовой прогноз социально-экономического развития).

Проект Концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года разработан Минэкономики совместно с научными и общественно-политическими организациями в соответствии с Законом Республики Беларусь          «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» [6].

Закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

Кроме того, Закон определяет статус национальной стратегии устойчивого развития как базисного стратегического документа, который обновляется один раз в пять лет и на основе которого последовательно подготавливается вся предусмотренная Законом система средне- и краткосрочных программ и прогнозов страны.

В проекте  Концепции Национальной стратегии  на основе анализа сложившейся социально-экономической и экологической ситуации, оценки тенденций мирового экономического развития обоснованы стратегические цели и задачи, критерии и принципы, направления и приоритеты устойчивого развития Республики Беларусь.

В систему  органов по прогнозированию и  планированию входит законодательная, исполнительная, судебная власть. Центром и исполнительным органом по вопросам разработки и осуществления экономической политики страны является Совет Министров РБ и непосредственно Министерство экономики. Основной функцией которого, является методологическое и организационное обеспечение экономической политики государства, нашедшей отражение в законодательных актах Беларуси, а также других нормативных актах законодательной и исполнительной власти.

Система государственного прогнозирования и программирования Республики Беларусь является достаточно эффективной при решении ряда хозяйственных и социальных задач, т. к. в современной экономике существует немало проблем социально-экономического, научно-технического характера, требующих государственного вмешательства. Объективными факторами, усиливающими необходимость государственного регулирования экономики, являются: истощение ограниченных ресурсов, угроза экологических и техногенных катастроф, наличие экономических кризисов и др.

Таким образом, к важнейшим экономическим функциям государства относится обеспечение  устойчивости развития экономики и  стимулирование экономического роста, поддержание конкуренции и создание условий для развития предпринимательства, обеспечение социальных гарантий и социальной защиты населения и др. Способами реализации экономических функций является прогнозирование и программирование развития народного хозяйства в целом, его сфер, отраслей, регионов, предприятий. В управлении экономикой прогнозирование является первоосновой для любого хозяйственного решения, а программирование предоставляет механизм его реализации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): курс лекций. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 352с.
  2. Богданкевич С. Экономика Беларуси: деньги, кредит, банки (аналитический обзор). (http://www.ucpb.org/rus/showart.shtml?no=314)
  3. Кулик И.И. О моделях выхода из депрессии.

     (http://www.artlife.by/index.phtml?page=27403&l=r)

  1. М. Фридмен. (http://www.mybelarusia.com/index.php?type=special&area= 1&p=articles&id=1934&print=1)
  2. Морова А., Михайлова-Станюта И. Новые акценты социальной политики . // НЭГ. – 2002. - №14.
  3. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. №157-З. // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. –  1998 г. –  №20. –  ст.222.
  4. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. (Краткое изложение) // Белорусский экономический журнал. – 2000. – №2. – С.4-24. 
  5. Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: Материалы 3-й междунар. науч. конф., Минск, 10- 11 окт. 2002г.: В 3 т. /Науч.-исслед. экон. ин-т М-ва экономики Беларуси. - Минск, 2002. - Т. 3. - 216 с.
  6. Программа социально-экономических реформ для Беларуси

    (http://www.ucpb.org/rus/documents/soceconrefprog/7.shtml)

  1. Телегина Л.С. Экономические проблемы социальных гарантий в переходный период // Социально-экономическая политика: состояние, проблемы и пути решения: Сб. науч. тр. — Мн.: НИЭИ МО РБ, 2001. — С. 174-180.

Информация о работе Государственная социальная политика Республики Беларусь: цели, структура, проблемы и пути их решения