Государственная экономическая политика в макроэкономической модели «новых классиков»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:16, контрольная работа

Краткое описание

Государство способно воздействовать и на кривую совокупного предложения. Так, снижение налогов может повысить стимулы к интенсификации производства и росту частных инвестиций. Со временем это сместит кривую совокупного предложения вправо. Государство способствует росту совокупного предложения, участвуя в переподготовке рабочей силы и трудоустройстве безработных. В целях повышения эффективности национального хозяйства государство участвует в финансировании научных исследований и разработок. Повышению эффективности использования наличных производственных ресурсов служит государственная политика содействия конкуренции. Все это приводит к сдвигу кривой совокупного предложения вправо.

Содержание

1. Предпосылки и постулаты экономики предложения………………………...3
2. Фискальная и кредитно-денежная политика в модели «новых классиков»………………………………………………………………………..11
3. Практическая реализация результатов теоретических исследований……..14
4. Задание………………………………………………………………………...18
Библиографический список……………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 214.25 Кб (Скачать файл)

Постулат  о равенстве цены спроса и цены предложения всей произведенной продукции следует рассматривать как "аксиому параллельных линий" классической теории3.

2. Фискальная и кредитно-денежная  политика в модели «новых классиков»

Для регулирования  экономической конъюнктуры государство  может одновременно применять инструменты  и фискальной, и денежной политики.

Для комплексного представления последствий стабилизационной политики государства в концепции  новых классиков используется макроэкономическая модель, состоящая из двух дифференциальных уравнений - динамических функций совокупного  спроса и совокупного предложения

(3)

(4)

где At - независимый от реальной кассы спрос на блага, включая государственные расходы; 

h и g - коэффициенты согласования размерности; 

t и  t - стохастические переменные с нулевым ожиданием, представляющие все неучтенные в модели случайные факторы сформирования совокупного спроса и предложения.

 

Благодаря гибкости цен правые части равенств (3) и (4) всегда равны друг другу.

В соответствии с концепцией рациональных ожиданий

(5)

(6)

Из системы  уравнений (5) и (6) следует, что ожидаемое значение темпа инфляции формируется на основе намерений правительства:

(7)

Чтобы выделить факторы, отклоняющие фактические  значения реального национального  дохода и темпа инфляции от ожидаемых  их значений, вычтем из равенства (3) равенство (4) и из равенства (5) равенство (6):

(8)

(9)

Приравняв правые части равенств (8) и  (9) друг к другу и решив полученное равенство относительно  t, найдем равновесный темп инфляции:

(10)

Подставив значение  t* в равенство (9) и учитывая равенство (6), определим равновесную величину национального дохода:

(11)

Из равенств (10) и (11) следует, что при отсутствии непредвиденных обстоятельств ( t =  t = 0) и неожиданных мероприятий стабилизационной политики правительства (At = Ate и  t =  te), фактический темп инфляции равен ожидаемому, а объем производства - величине национального дохода полной занятости. Любое непредвиденное событие, будь то экзогенные шоки технического прогресса или мероприятия экономической политики, отклоняют фактические значения от ожидаемых. При случайном повышении совокупного спроса ( t > 0) уровень цен повышается; в случае непредвиденного роста совокупного предложения ( t > 0) темп инфляции снижается.

Когда государство  не проводит активной стабилизационной политики (At =  t = 0, а потому и Ate  =  te = 0), тогда величина национального дохода колеблется около значения национального дохода полной занятости, а уровень цен растет или понижается в зависимости от того, возникают ли экзогенные шоки на стороне спроса или предложения, и от того, положительные или отрицательные значения принимают параметры  t и  t.

Таким образом, из модели новых классиков следует, что текущая величина национального  дохода отклоняется от своего значения при полной занятости по двум причинам: из-за случайных экзогенных шоков  и вследствие непредвиденных мероприятий  стабилизационной политики. Но каков  бы ни был объем производства, благодаря  гибкости цен совокупный спрос всегда равен совокупному предложению. Экономика всегда находится в равновесном состоянии, хотя величина национального дохода подвержена конъюнктурным колебаниям.

Пусть возник непредвиденный отрицательный шок  предложения ( t < 0; резкое повышение цен на энергоносители). Тогда в соответствии с равенствами (10) и (11) темп инфляции возрастет, а реальный национальный доход уменьшится. Если правительство для устранения возникшей стагфляции объявит о проведении экспансионистской стабилизационной политики (At > At-1 и/или  t >  t-1) то, как следует из равенств (10) и (11), эффекта от нее не будет.

При антиципированной денежной политике ( t =  te) не только увеличение предложения денег, но и постоянное повышение темпа его роста не влияет на значения реальных экономических величин. В этом суть провозглашенной «новыми классиками» супернейтральности денег.

В соответствии с концепцией новых классиков  только неантиципированные мероприятия экономической политики оказывают воздействие на реальный сектор. Но такая политика по определению долго продолжаться не может. Если правительство строит свою экономическую политику на «сюрпризах» (неожиданные денежные реформы, непредсказуемые изменения системы налогообложения, непредусмотренные переносы выплат по государственному долгу и пр.), то равновесие, в конечном счете, устанавливается при менее благоприятных условиях вследствие возникновения дополнительных общественных издержек (недоверие к отечественной валюте, уклонение от уплаты налогов, сужение кредитной сферы и пр.). При непредсказуемой денежной политике даже изменение относительных цен экономические субъекты принимают за изменение уровня цен и в результате парализуется аллокационная функция рынка4.

3. Практическая реализация результатов  теоретических исследований

Одними  из основных инструментов денежно-кредитного регулирования являются рефинансирование и депозитные операции.

При сохранявшемся в 2011 году высоком уровне ликвидности в банковском секторе определяющее значение для динамики краткосрочных процентных ставок на рынке межбанковских кредитов имели ставки по депозитным операциям Банка России на фиксированных условиях. С целью повышения действенности процентной политики Банк России принял решение о возобновлении с 29 марта 2011 года проведения депозитных операций на стандартном условии «овернайт», а в сентябре продлил срок приема заявок кредитных организаций по этим операциям с использованием системы «Рейтерс­Дилинг». После выравнивания процентных ставок по депозитным операциям «овернайт», «том­некст», «спот­некст» и «до востребования» с 1 июня 2011 г. единая процентная ставка по этим видам депозитов стала формировать нижнюю границу коридора процентных ставок по операциям Банка России, а его ширина при этом сократилась на 0,25 процентного пункта.

В декабре 2011 года Банк России повысил ставки по депозитным операциям на 0,25 процентного пункта при сохранении ставки рефинансирования и ставок по операциям предоставления ликвидности на неизменном уровне. Сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России было направлено на повышение эффективности процентной политики, в том числе на снижение волатильности рыночных процентных ставок.

Данные об изменении в 2011 году ставки рефинансирования и ставок по операциям Банка России приведены в приложениях 2 и 3.

Изменение процентных ставок по операциям Банка России заметно  повлияло на динамику процентных ставок рынка межбанковских кредитов. В январе­июне 2012 года на рынке МБК преобладала понижательная динамика ставок на фоне снижения ставок по операциям Банка России. В III квартале 2011 года ставки денежного рынка стабилизировались на сложившемся в июне 2011 года уровне, а в IV квартале 2011 года отмечался их слабый рост.   

Средневзвешенная ставка MIACR по однодневным кредитам в рублях в декабре 2011 года была на 2,2 процентного пункта ниже аналогичного показателя за декабрь 2010 года.

В условиях постепенной макроэкономической стабилизации, а также под влиянием понижательной динамики ставки рефинансирования и ставок по операциям Банка России процентные ставки по кредитам нефинансовым заемщикам в 2011 году снизились и достигли исторических минимумов, за исключением ставок по кредитам физическим лицам. Средневзвешенная процентная ставка по кредитам нефинансовым организациям в рублях на срок до 1 года уменьшилась с 13,9% годовых в январе до 9,1% годовых в декабре 2011 года, на срок свыше 1 года – с 14,5 до 9,8% годовых. Существенно, на 8,9 процентного пункта (до 24,7% годовых), уменьшилась средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам физическим лицам на срок до 1 года. Средневзвешенная процентная ставка по кредитам физическим лицам в рублях на срок свыше 1 года снизилась в меньшей степени: с 20,3% годовых в январе до 16,7% годовых в декабре 2011 года.

Банк России проводил депозитные операции по фиксированным процентным ставкам на стандартных условиях «овернайт», «том­некст», «спот­некст», «до востребования», «1 неделя», «спот­неделя», а также по процентным ставкам, определяемым на аукционной основе со сроками привлечения средств в депозиты «4 недели» и «3 месяца». Общий объем заключенных Банком России депозитных сделок за 2011 год увеличился по сравнению с 2010 годом в 2 раза и составил 35,3 трлн. руб., в том числе по фиксированным процентным ставкам – 34,1 трлн. рублей и на аукционной основе – 1,2 трлн. руб. Средний объем задолженности Банка России по депозитам в 2011 году возрос по сравнению с предыдущим годом на 97,5%, до 566,1 млрд. руб.

В целях усиления воздействия  операций Банка России на краткосрочные  ставки денежного рынка в ноябре 2011 года были приняты решения о переходе к эмиссии трехмесячных ОБР с периодичностью размещения один раз в два месяца (ранее первичное размещение ОБР проводилось на шесть месяцев с периодичностью размещения один раз в три месяца) и о прекращении с 15.12.2011 г. выполнения Банком России функций маркет­мейкера по своим облигациям на вторичном рынке5.

В 2011 году Банк России продолжил практику дестимулирования использования банками кредитов без обеспечения: на фоне снижения в первом полугодии 2011 года процентных ставок по другим инструментам денежно­кредитной политики минимальные процентные ставки по кредитам без обеспечения оставались неизменными. При этом Банк России сохранял возможности банковского сектора по рефинансированию ранее взятых кредитов без обеспечения посредством регулярного проведения аукционов и установления на них соответствующих лимитов. В сложившихся условиях спрос на указанные кредиты последовательно снижался, а с третьей декады октября 2011 года полностью отсутствовал.

В 2011 году Банк России в качестве инструментов предоставления денежных средств кредитным организациям использовал операции прямого РЕПО, кредиты «овернайт», ломбардные кредиты, кредиты, обеспеченные нерыночными активами, кредиты без обеспечения, а также некоторые другие операции.

В условиях высокого уровня свободных средств в банковской системе совокупный объем сделок прямо о РЕПО Банка России в рамках аукционов и по фиксированной ставке за 2011 год сократился до 2,0 трлн. рублей с 3,1 трлн. рублей в 2010 году. Средний объем задолженности кредитных организаций по данному инструменту за 2011 год уменьшился более чем в 1 раз относительно аналогичного показателя 2010 года – до 21,1 млрд. руб6.

Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты «овернайт» для завершения операционного дня. Объем предоставленных Банком России кредитов «овернайт» в 2011 году уменьшился по сравнению с 2010 годом на 26,%, до 229,9 млрд. рублей. Средний объем задолженности по данному виду кредитов составил в 2011 году 0,9 млрд. рублей, сократившись по сравнению с предыдущим годом на 27,1%.

Дополнительным механизмом рефинансирования кредитных организаций  в 2011 году оставались аукционы по размещению временно свободных средств федерального бюджета на банковские депозиты. В 2011 году состоялось четырнадцать аукционов, на которых было размещено 387,2 млрд. рублей. Объем задолженности кредитных организаций по размещенным в них депозитам Минфина России по состоянию на 1.01.2012 г. составил 158,4 млрд. рублей7.

Следующим инструментом денежно-кредитного регулирования  являются обязательные резервные требования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Задание

Известно, что функционирование национальной экономики отражается следующей  моделью. Предложение труда: Ns = 400 W/P. Функция сбережений: S = -800 + 100r. Производственная функция: Y = 2К1/2 N1/2. Инвестиционный спрос предпринимателей представлен функцией: I= 1200 – 100r. Спрос на реальные кассовые остатки: L = 0,4 Y. Количество денег в обращении: Ms = 3600. Государственный бюджет сбалансирован: G = Т= 150. Объем применяемого капитала: K0 = 400. Инфляционные ожидания отсутствуют.

Как изменятся  а) уровень цен, б) равновесный объем  реального национального дохода, в) реальный объем потребления и  г) реальный объем частных инвестиций при снижении налогов на 50 ед.?

Решение:

Функционирование  представленной системы описывается  неоклассической моделью общего макроэкономического равновесия, о  чем свидетельствуют:

а) зависимость  сбережений от процентной ставки;

б) зависимость  предложения труда от реальной ставки заработной платы.

Согласно  неоклассической модели объем потребления  домашних хозяйств определяется по остаточному  признаку, как разница: C=Yv-S.

Поэтому для определения потребительских  расходов необходимо найти объем  сбережений домохозяйств. Данная экономическая  система является закрытой, при этом T0=G0=28 150. Следовательно, выполняется следующее равенство: I=S, тогда 220-20r 1200-100 r = -20+10r.

Решив данное равенство, находим ставку процента (r = 8%) и объем сбережений (S=60 ед.). Определив по производственной функции  величину национального дохода, вычислим объем потребительских расходов:

Y=(8464)1/2x(900)1/2=2760 ед.

C=(Y-T)-S=(2760-28)-60=2672 ед.

В неоклассической  модели ставка реальной заработной платы  равна предельному продукту труда: MPN=dY/dN=w, тогда, согласно данным условиям задачи, выполняется равенство: 1/2/2N1/2=w => w=92/(2x30)=1,53.

Уровень цен определяется из количественного  уравнения обмена: Mv=PY => P=Mv/Y=1380x2,4/2760. Откуда P=1,2.

Информация о работе Государственная экономическая политика в макроэкономической модели «новых классиков»