Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность в написании данной работы состоит в необходимости повышения качества государственного управления в Российской Федерации.
Объект исследования – государственное управление.
Предмет исследования – теория управления социально-экономическими процессами.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по Экономики.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Экономика»

на тему: «Государственное регулирование»

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Актуальность в написании данной работы состоит в необходимости повышения качества государственного управления в Российской Федерации.

Объект исследования – государственное управление.

Предмет исследования – теория управления социально-экономическими процессами.

Цель данной работы – определить роль, цели, задачи и методологию государственного управления.

Задачи работы:

  1. раскрыть сущность государственного управления;
  2. определить место государственного управления в национальной экономике;
  3. охарактеризовать финансовое обеспечение государственного регулирования;
  4. описать суть общественного сектора;
  5. составить общую характеристику государственного регулирования отраслевых и территориальных пропорций;
  6. описать методы государственного регулирования отраслевых и территориальных пропорций;
  7. обобщить полученные в ходе написания данной работы ее результаты.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что качества государственного управления влияет на конкурентоспособность страны в условиях становления и развития ее национальной экономики.

В качестве теоретической основы исследования выступили в следующем порядке (с единой нумерацией):

    1. нормативные документы и нормативно-правовые акты РФ (кодексы),
    2. учебники и учебные пособия на русском языке (согласно алфавитному порядку авторов),
    3. материалы справочной литературы,
    4. открытые электронные источники (согласно последовательности латинского алфавита в URL-адресах).

В целях достижения ранее поставленной цели была определена следующая структура работы:

    1. введение,
    2. общая часть, включающая описание рассматриваемой темы в работе,
    3. заключение,
    4. список использованной литературы, содержащий в себе теоретическую базу настоящего исследования.

Метод исследования – метод системного анализа.

Научная значимость работы состоит в том, что в ходе раскрытия темы, вынесенной в заглавие работы, рассмотрены труды многих известных ученых-экономистов, занимающихся вопросами совершенствования государственного управления.

 

Глава 1. Теоретические основы функционирования государственного управления

 

1.1 Сущность государственного управления

 

На начальном этапе формирования капитализма, на этапе первоначального капиталистического накопления производящий капиталист реципиент инвестиций и капиталист-инвестор были практически неразделимы и нередко совпадали в одном лице.

В случае, когда развитие производства требовало значительно больше средств, чем было в наличии у предпринимателя, или когда вложения были связаны с опасностями, не зависящими от воли и неконтролируемыми предпринимателем, он мог объединить свои усилия с другими предпринимателями – инвесторами.

Возможность разбогатеть – сильная мотивация, но мало кому удается пока разбогатеть, не вступая в азартную игру. 1

Теория и практика развития мирового хозяйства свидетельствует о том, что ни в коем случае не может быть эффективно функционирующей рыночной модели экономики без самого активного участия в ней в качестве регулятора государственных органов власти.

Государственные (исполнительные, законодательные, судебные) органы власти включаются в экономическую жизнь для поддержания экономической стабильности в ней, обеспечения равновесия, снижения негативного действия экономических циклов в функционировании той или иной экономики.

Прежде всего, государственные органы власти должны способствовать повышению степени эффективности финансово-хозяйственной деятельности всех ее (экономики) хозяйствующих субъектов.

Для чего оно должно активно задействовать рыночные механизмы. Кроме того, государственные (исполнительные, законодательные, судебные) органы власти должны брать на себя обеспечение правопорядка и общественного климата, способствующих повышению степени эффективности функционированию рыночной модели экономики.

Вмешательство государственных (исполнительных, законодательных, судебных) органов власти в хозяйственный процесс было характерно на всех стадиях развития рыночной модели экономики.

Однако следует заметить, что на более ранних стадиях развития рыночной модели экономики данное вмешательство сводилось е следующему:

    1. к обеспечению контроля по выявлению доходов государства и их учету,
    2. к обеспечению расхода средств государства;
    3. к обеспечению соблюдения законности и трудовой занятости;
    4. к обеспечению нормальных отношений с соседними странами;
    5. к организации и обеспечению собственной обороны и т.п.

При этом необходимо отметить то, что по мере становления и развития рыночных отношений в обществе появляется характерная данной модели экономики тенденция к монополизации.

Не контролируемое рыночное распределение приводит к резкому разрыву в уровне доходов, к снижению трудовой занятости. Подобные явления не устраивают и не могут устраивать большую часть населения любой страны, что может, в свою очередь, привести к большим социальным конфликтам.

Сама мысль о том, что только рыночная ни кем и ни чем не контролируемая модель экономики может обеспечить социально-экономическое благополучие в обществе может поставить под вопрос само существование данной экономической системы.

Поэтому сегодня государственные (исполнительные, законодательные, судебные) органы власти являются необходимым и важным субъектом любой экономики. Большая роль отводится государственным (исполнительным, законодательным, судебным) органам власти даже в тех государствах, которые традиционно ориентируются на свободный рынок.

Теоретическое понимание роли государственных органов власти в рыночной модели экономики связывается с именем британского ученого-экономиста Дж. Кейнса. Именно он впервые в мире доказал невозможность самоисцеления рыночной модели экономики в период ее рецессии, и в связи с этим необходимость проведения политики со стороны в направлении обеспечения совокупного спроса и совокупного предложения с целью вывода данной экономики из ее спада.

Позиции Дж. Кейнса всегда противостояли и продолжают и по сей день противостоять сторонники неоконсерватизма. Они стоят на догматике по поводу невмешательства государственных (исполнительных, законодательных, судебных) органов власти в экономическую жизнь хозяйствующих субъектов, утверждая о том, что функционирование системы равновесных цен предоставляет механизм, который и может обеспечить общую сбалансированность экономики без государственного вмещательства в экономику в качестве ее регулятора. Они считают, что именно этот механизм способен бороться с возникающими подобными проблемами в экономике.

Например, австрийский ученый-экономист А. Хайек отмечал, что государство должен быть исключительно «ночным сторожем», не вмешиваясь в хозяйственные процессы.

Во всех странах с высокоразвитой экономикой наблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: стихийно саморегулирующимся рынком и строго централизованным планово-государственным управлением.

Между тем в разных странах имеются свои варианты, различающиеся по:

− сферам действия рынка и государства;

− функциям государственного управления;

− формам и методам государственного вмешательства.

Любое неконтролируемое ни кем и ни чем функционирование рыночной модели экономики не возможно, но в то же время не возможно и абсолютное преобладание государственных (исполнительных, законодательных, судебных) органов власти в данной экономике. Поэтому необходим определенный консенсус или некая «золотая» середина при определении оптимальной роли государства в рыночной модели экономики – это касается всех стран мира.1

 

1.2 Место государственного  управления в национальной экономике. Общественный сектор

 

Особое место государственных (исполнительных, законодательных, судебных) органов власти в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы.

Место и роль государственных (исполнительных, законодательных, судебных) органов власти в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя их его взаимодействия с рыночным механизмом.

Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом.

Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов.

Такие ситуации именуются «провалами» рынка. Обычно к их числу относятся:

1. принятие нормативных документов и нормативно-правовых актов и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств;

2.. предоставление так называемых «общественных благ», распределения ресурсов для их производства. Для общественных благ характерны два свойства:

- во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;

- во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.

Характерным примером общественного блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому члену общества независимо ни от размера уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов.

Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить.

Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государственные (исполнительные, законодательные, судебные) органы власти;

3. наличие внешних эффектов частной предпринимательской деятельности.

Примером внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды.

Загрязнение влечет за собой дополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории.

Однако, с точки зрения предприятия строительство очистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведение специальных природоохранных мероприятий возможно только при применении регулирующих мер со стороны государства;

4. несовершенная конкуренция и  информационная асимметрия.

Тенденция к повышению уровня концентрации производства объективно присуща рыночной системе.

Поскольку рынок сам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача его регулирования возлагается на государственных структуры;

5. перераспределения в целях  обеспечения социально-экономической справедливости.

Рыночное распределение доходов может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества.

Следовательно, задачей государственного регулирования является обеспечение достойного уровня жизни для тех слоев населения, которые имеют недостаточные доходы в рамках рыночной системы или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);

6. регулирование общеэкономического равновесия, предотвращение резких циклических изменений в экономике страны.

В современной экономической науке наряду с понятием «государство» широко используется понятие «общественный сектор». Данные категории не тождественны, но тесно взаимосвязаны друг с другом.

Общественный сектор любой национальной экономики – это сфера хозяйственной деятельности, направленная на сведение к минимуму действия рынка, а также создание социально-экономических благ.

Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством.

В его состав входят:

  1. бюджетные учреждения федерального, регионального и муниципального назначения,
  2. государственные внебюджетные фонды и организации,
  3. государственные (федеральные, региональные, муниципальные) предприятия и прочие объекты госсобственности.

Информация о работе Государственное регулирование