Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:08, курсовая работа
Актуальность в написании данной работы состоит в необходимости повышения качества государственного управления в Российской Федерации.
Объект исследования – государственное управление.
Предмет исследования – теория управления социально-экономическими процессами.
Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ.
Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.
Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации (НКО).
Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества.
Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли.
Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе.
Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей.
Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо.
Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг.
В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством. 2
Бюджеты имеют доходные источники формирования, присущие различным уровням бюджетной системы в соответствии с бюджетной классификацией и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Доходы бюджетов — это часть национального дохода, которая поступает в ходе перераспределения в централизованные фонды государственных и муниципальных органов власти. Они формируются на фискальной и фискальной базе и с пормощью безвозмездных перечислений по бюджетному и фискальному праву, а также доходов от бизнес и прочей приносящей доход деятельности. В составе доходов бюджетов отдельно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетного учреждения, которые получены от бизнес-деятельности.
В доходах бюджета отражается также финансовая помощь, которая предоставляется в границах бюджетной системы от бюджета другого уровня в виде дотаций, субвенций и субсидий либо прочей безвозвратной и безвозмездной передачи средств.
В доходы бюджетов зачисляются и безвозмездные перечисления от физ. и юр. лиц, интернациональных организаций и правительств зарубежных стран, а также средства по взаимным расчетам.
К фискальным доходам относятся:
• фискальные сборы на прибыль (доход) предприятий и организаций;
• фискальные сборы на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
• налоги на совокупный доход;
• налоги на имущество;
• платежи за пользование природными ресурсами;
• фискальные сборы на ВЭД;
• прочие фискальные сборы налог, пошлины и сборы.
Органы исполнительной власти могут предоставлять фискальные кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате фискальных платежей и прочих обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня по фискальному праву в границах лимитов, которые установлены в законе и бюджете на соответствующий финансовый год. Это обусловлено тем, что решения органов исполнительной власти не должны влиять на наполняемость бюджетов.
К не фискальным доходам относятся:
• доходы от имущества, которое находится в гос. или муниципальной собственности;
• доходы от продажи земли и НМА;
• поступления капитальных трансфертов из негос. источников;
• хозяйственные платежи и сборы;
• штрафные санкции, возмещение ущерба;
• доходы от ВЭД;
• прочие не фискальные доходы.
К безвозмездным перечислениям относятся перечисления, которые поступают от нерезидентов, от бюджетов других уровней, от гос. внебюджетных фондов, от гос. организаций, от наднациональных организаций, а также средства, которые передаются в целевые бюджетные фонды: дотации; субвенции; средства, которые получают по взаиморасчетам; трансферты и так далее.
Далее необходимо рассмотреть особенности формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
К фискальным доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:
• собственные фискальные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных фискальных платежей и сборов по фискальному праву и пропорциями их распределения между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами, которые устанавливаются законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год;
• отчисления от федеральных регулирующих фискальных платежей и сборов, которые распределены к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, которые определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных фискальных платежей и сборов, которые передаются в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
Не фискальные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:
• доходов от управления имуществом, который находится в собственности субъектов Российской Федерации;
• доходов от платных услуг, которые оказываются бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• средств, которые получены в итоге использования мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, который причинен субъектам Российской Федерации;
• доходов в виде финансовой помощи, которая получена от федерального бюджета;
• части прибыли унитарных предприятий, которые созданы субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в границах, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации;
• прочих не фискальных доходов.
Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных фискальных сборов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных фискальных платежей и сборов могут быть переданы муниципальным бюджетам по нормативам, которые утверждаются законодательными или представительными органами субъектов Российской Федерации на срок ≥ 3-х лет.
Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации вводят региональные фискальные платежи и сборы, которые фиксируют размеры ставок по ним и предоставляют фискальные льготы по фискальному праву Российской Федерации.3
Перед практическими управленцами и исследователями встала задача определения причин возникновения кризисов и возможности их предотвращения и преодоления.4
Когда говорят о минимизации риска, то имеют в виду, конечно, первый сюжет – понятно, что вероятность реализации таких рисков необходимо снижать, а негативные последствия их реализации минимизировать.5
Нынешний этап развития рыночной модели того или иного национального хозяйства в разных государствах описывается активным вмешательством государственными органами власти в хозяйственные и общественные процессы, так как при существовании монопольных предприятий и организаций, сильного влияния профессиональных союзов не происходит авто саморегулирования того или иного рынка. В то же самое время при ограниченной возможности использования административно-управленческих методов наиболее часто применяемым хозяйственным инструментом выступают финансы. Соответственно, ключевым субъектом финансового регулирования выступают государственные органы власти.
Гос. регулирование хозяйственных процессов в общем, и в т.ч. гос. финансовое регулирование, направлено на предупреждение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты того или иного национального хозяйства развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще один путь гос. финансового регулирования – обеспечение развития более быстрыми темпами IT-отраслей того или иного национального хозяйства или их создание. Этот путь наиболее актуально для государств, которые проводят крупные системные изменения. Серьезный фактор хозяйственного развития – это общественная стабильность, поэтому гос. финансовое регулирование связано аналогичным образом с ее достижением.
Финансовое регулирование происходит, во-первых, через активизацию функционирования одних сегментов хозяйственной системы с помощью концентрации в них финансовых средств и, во-вторых, через сдерживание прочих сегментов на базе ограничения суммы поступающих в них финансовых средств. В итоге, финансовое регулирование – это воздействие на хозяйственные и общественные процессы, которое направлено на предупреждение вероятных или ликвидацию имеющихся в наличии диспропорций, обеспечение развития передовых IT и общественной стабильности, с помощью аккумуляции финансовых средств в одних сегментах той или иной национальной экономики и ограничения роста размера финансовых средств в других.
Ключевой объект гос. финансового регулирования – это отраслевая структура той или иной национальной экономики, ее территориальные пропорции, а также общественная структура социума.
Так, одной из ключевых задач, которые определенны Правительством РФ на среднесрочную перспективу – это изменение отраслевой структуры национальной экономики: рост доли перерабатывающих отраслей индустрии относительно добывающих отраслей национальной экономики. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и практической реализации инновационных технологий, решения общественных задач почти во всех государствах мира проводится гос. финансовая поддержка хозяйствующих субъектов, представителей малого бизнеса. Их развитие, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру национальной экономики.67
Требуемость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня общественно-хозяйственного развития территорий) актуальна для государств, где в исторических традициях, климат-условиях, неравномерности размещения природных ресурсов и прочих факторов имеют место серьезные диспропорции в хозяйственном потенциале отдельных регионов. Допустим, индустриальный север и селькохозяйственный юг Итальянской республики и Испанской республики; территории, которая находится за Полярным кругом и южнее его, в Норвежском королевстве, Шведском королевстве и Финляндской республике; восточные и западные земли Федеративные Республики Германии и тому подобное. В РФ одна из серьезнейших проблем – это дифференциация хозяйственного потенциала разных регионов.
Серьезное условие общественной стабильности – это широкий слой т.н. среднего класса, так как излишняя поляризация социума ведет к политической и общественной нестабильности, а это негативно сказывается на том или ином национальном хозяйстве вследствие уменьшения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда по причине плохой мотивации к ведению трудового процесса.
Формы финансового воздействия на хозяйственные и общественные процессы – это прямое и косвенное финансовое регулирование. Первый тип регулирования предполагает прямое воздействие на конкретный свой объект. Допустим, предоставление фискальных льгот малым хозяйствующим субъектам экономики в ходе реализации программы по поддержанию представителей малого бизнеса или гос. и муниципальные заказы НКО и так далее.89
Второй тип регулирования функционирует косвенно через прочие объекты.
Например, до середины девяностых годов отечественным фискальным законодательством для поддержания хозяйствующих субъектов национальной экономики из сферы агропромышленного комплекса были предусмотрены более низкие ставки по фискальному платежу на прибыль для коммерческих банков и страховых организаций, которые обслуживают аграриев.
В большом числе государств имеет место проблема т.н. перекрестного субсидирования – это ситуация, при которой эффект от гос. поддержки получает субъект хозяйствования, который не является объектом регулирования.
Допустим, в рамках гос. поддержки аграриев последним предоставляются бюджетные субсидии для льготной покупки техники и оборудования.
Исходя из чего, машиностроительные компании стараются включить сумму субсидии в стоимость своих товаров и, тем самым, гос. поддержка – это направленное не на аграриев, а на производителей техники и оборудования для агропромышленного комплекса страны.10
Среди финансовых методов воздействия на национальное хозяйство и общественные процессы наиболее распространены бюджетные (разные формы бюджетных расходов, гос. и муниципальные гарантии и тому подобное) и фискальные. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют строго заданные методы.
Методы гос. финансового регулирования отраслевых пропорций: