Государственное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ влияния государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и обоснование комплекса мер, способных обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть основные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования;
- обосновать субъектно-объектную структуру внешнеторговых отношений;
-обосновать формальные и содержательные изменения в процессе генезиса внешнеторговых отношений и системы их государственного регулирования в России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие государственного регулирования внешней торговли в мировой экономике 4
2. Государственное регулирование внешней торговли
2.1. Законодательная база внешнеторговой деятельности России 10
2.2. Организационные основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 13
2.3. Тарифные и нетарифные методы регулирование внешней торговли 31
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Гос регулирование внешней торговли в РФ.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

    В  отдельных случаях вводится государственная монополия на экспорт того или иного товара через государственные организации или фирмы, назначенные государством. В некоторых странах разрабатываются и осуществляются среднесрочные внешнеторговые программы. Государство осуществляет страхование, кредитование, гарантирование. Широко применяются, несмотря на запрет, экспортные субсидии, которые носят скрытный характер и предоставляются в виде прямых платежей или налоговых льгот; в форме субсидированных займов экспортерам; экспортных кредитов иностранцам под низкий процент.

 

     2. Права и законодательная база государственного регулирования внешней торговли в РФ 

    2.1. Законодательная база внешнеторговой деятельности России 

    В настоящее время основу российского  законодательства составляют законы:

    - "О таможенном тарифе";

    - "О мерах по защите экономических  интересов Российской Федерации  при осуществлении внешней торговли  товарами";

    - "О военно-техническом сотрудничестве  Российской Федерации с иностранными  государствами";

    - "О координации международных  и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации";

    - "Об экспортном контроле";

    - Таможенный кодекс;

    - "Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности"; 
- "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

    Таможенный кодекс Российской Федерации определяет основы таможенного дела. В 1992-1993 гг. были приняты Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе", которые в тот период создали правовую основу для работы таможенных органов. Однако вскоре потребовались такие законодательные положения, которые имели бы в своей основе многосторонние соглашения, заключенные в рамках ВТО и Международной таможенной организации.

    В настоящее время Таможенный кодекс регулирует перемещение товаров  через таможенные границы, устанавливает таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля. Нарушения таможенных правил и ответственность за это также предусмотрены специальными разделами.

    В Таможенном кодексе даются определения  основных понятий, используемых в таможенной системе страны. Рассматриваются такие вопросы, как страна происхождения товара, таможенные процедуры, режимы, платежи и др.

    В Федеральном законе "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности" сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней торговли России1. Внешнеторговая деятельность России рассматривается в этом законе как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли. 
В соответствии с указанным законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают любые российские и иностранные лица.

    Законом определяются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия РФ и субъектов РФ в  области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

    Уточняется  распределение компетенции между  РФ и субъектами РФ, между органами федеральной власти в области  внешнеторговой деятельности.

    Уточняются  определения основных понятий (внешнеторговая деятельность, импорт и экспорт) и  вводится ряд новых (международный  транзит, зона свободной торговли, таможенный союз).

    Законом устанавливаются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности на основе таможенно-тарифного и нетарифного методов, а также запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью и мер экономического и административного характера.

    Участники внешнеторговой деятельности:

    - внешнеторговые фирмы разных форм собственности, которые выступают главными субъектами внешнеторговых связей;

    - государственные внешнеторговые  организации -правопреемники общесоюзных  внешнеторговых объединений и  вновь созданные, имеющие статус  федеральных государственных предприятий;

    - участники мелкооптовой торговли.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, подлежат учету в таможенных органах, причем этот учет носит добровольный характер. 
К методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России относятся:

    - таможенно-тарифное регулирование;

    - методы нетарифного регулирования;

    - запреты и ограничения внешней  торговли;

    - меры экономического и административного  характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности2.

    В данном законе зафиксировано также  положение о национальном режиме в отношении товаров, происходящих из иностранных государств: товарам, происходящим из иностранного государства, предоставляется режим не менее  благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения.

    Специально  сформулированы положения о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью, особых видах запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. 

    2.2. Организационные основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 

    Эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности во многом определяется его организацией. Как известно, наилучшая организационная структура та, которая способствует повышению эффективности данного вида деятельности.

    Понятие организации как процесса означает, с одной стороны, внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную его строением, а с другой стороны, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

    В понятии «организация» отражаются закономерности системы, относящиеся к функционированию и взаимодействию ее частей.

    Исследуя  организацию государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, можно  выделить два ее аспекта — упорядоченность и направленность.

    Направленность  отражает результирующий вектор реформирования системы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, учитывающий  важнейшие факторы, уже не раз упоминавшиеся в настоящем исследовании, — курс России на вступление в ВТО и приведение российского механизма внешнеторгового регулирования в соответствие с правилами и стандартами этой международной организации, проводимые в нашей стране крупномасштабные реформы — административная, муниципальная, реформа федеративного устройства.

    Упорядоченность проявляется, прежде всего, в институциональной составляющей механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

    Организация государственного регулирования внешней  торговли означает систематическую  координацию в решении важнейших задач внешнеторговой политики, которые стоят перед субъектами и институтами, составляющими институциональную подсистему механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

    Исследование  организационных основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности предполагает необходимость изучения, во-первых, системы органов, участвующих в механизме государственного регулирования, во-вторых, распределения между ними полномочий в сфере внешнеторгового регулирования и, в-третьих, организации координации и взаимодействия между этими органами.

    Формирование  механизма государственного регулирования — это постоянная работа по его оптимизации, совершенствованию его институциональной составляющей.

    Система органов, участвующих в государственном регулировании внешнеторговой деятельности, отражает структуру государственного устройства Российской Федерации и включает три уровня — федеральный, региональный (субъект Российской Федерации) и местный. Таким образом, она может быть представлена как совокупность:

    1) федеральных органов государственной  власти;

    2) органов государственной власти  субъектов Российской Федерации;

    3) органов местного самоуправления.

    В этой связи следует сделать одно важное терминологическое уточнение. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года органы местного самоуправления в Российской Федерации были выведены за рамки системы государственных органов. С формально-юридической позиции эти органы не являются государственными, а осуществляемая ими деятельность не может определиться как государственная.

    Следовательно, говоря о системе регулирования внешнеторговой деятельности, в которой участвуют органы местного самоуправления, осуществляющие регулятивную функцию и наделенные соответствующими властными полномочиями, следовало бы использовать термин «публичное регулирование», а не «государственное регулирование». Для сравнения отметим, что, определяя финансовую систему Российской Федерации, которая включает в себя и местные (муниципальные) финансы, уже говорят не о государственных финансах, а о публичных финансах, имея в виду тот факт, что муниципальные финансы не принадлежат более государству и находятся в муниципальной собственности (собственности соответствующих муниципальных образований).

    На  федеральном уровне в систему органов государственного регулирования внешнеторговой деятельности входят органы государственной власти Российской Федерации общей компетенции и государственные органы, наделенные специальной компетенцией. Во втором случае речь идет о федеральных органах исполнительной власти, основной задачей которых является осуществление государственного управления в сфере внешней торговли.

    Органы  общей компетенции  — это органы законодательной и исполнительной власти, участвующие в формировании и реализации внешнеторговой политики Российской Федерации. К ним относятся  Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Встречаются исследования, в которых в систему государственного регулирования экономической, в том числе внешнеторговой, деятельности включаются и судебные органы. Автор не разделяет такой точки зрения и считает, что судебные органы осуществляют в государственном механизме свою основную и единственную функцию — отправление правосудия. И в этом смысле они не могут участвовать непосредственно в осуществлении государственного регулирования внешнеторговой деятельности, но осуществляют функцию контроля за соблюдением законности и обеспечения правопорядка в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Кроме того, государственные органы общей компетенции, как уже отмечалось, участвуют в формировании и реализации внешнеторговой политики. Что же касается судебных органов, то специфика выполняемых ими задач исключает саму возможность участия в политике: отправление правосудия должно быть деполитизировано.

    В целях осуществления государственного управления в сфере внешней торговли создаются специализированные органы федеральной исполнительной власти. В результате административной реформы, начавшейся в Российской Федерации в 2004 году, систему таких органов составляют Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) и находящиеся в его ведении Федеральная таможенная служба (ФТС России) и Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

    Минэкономразвития России является «профильным» федеральным  министерством в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Минэкономразвития России является правопреемником Министерства внешней торговли СССР и министерств, ведавших государственным регулированием внешней торговли в Российской Федерации (Министерство внешнеэкономических связей РФ, Министерство промышленности и торговли РФ). Организационно-правовые основы деятельности Минэкономразвития России закреплены в Положении о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. N 443).

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли