Государственное регулирование внешнеэкономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

В современной экономике суть государственного регулирования заключается в достижении конкретных целей, направленных на обеспечение хозяйственной деятельности и стабилизацию экономики в целом. В условиях глобализации трансграничное движение товаров, работ, услуг посредством международного разделения труда, специализации и кооперирования производства приводит к повышению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов, что позволяет рассматривать его как существенный фактор достижения устойчивого экономического развития в стране. Вместе с тем, активное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей сопровождается возникновением ряда проблем и предъявляет новые требования к роли и функциям государственного регулирования взаимодействия национальной и мировой экономик.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность внешнеэкономической деятельности………………....5
1.1. Цели и принципы внешнеэкономической деятельности……………...5
1.2. Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в РФ...7
1.3. Основные направления, формы регулирования и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…12
Глава 2. Государственное регулирование внешнеэкономических
отношений……………………………………………………………………16
2.1. Государственное регулирование внешней торговли………………….16
2.2. Государственное регулирование валютно-финансовых отношений...29
Заключение…………………………………………………………………..34
Список использованных источников………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ГОС.РЕГУЛ. АЛЕКСЕЕВА 3531.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Демпинг.

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может быть, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию. Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует свой доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается того же результата путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынков путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Антидемпинговые меры сводятся к взиманию с экспортера компенсации за ущерб национальной промышленности и производителю, обычно в пользу последнего, часто в виде дополнительной пошлины. Для констатации демпинга используются два основных критерия: ценовой, или стоимостный, и экономический ущерб.

Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом конкретном случае индивидуально. Такая пошлина назначается не автоматически: она взимается только после расследования на предмет подтверждения факта демпинга и, что важно, — выявления экономического ущерба предпринимателю импортирующей страны.

Временные антидемпинговые пошлины являются своего рода предупреждением о возможности принятия более суровых мер в отношении экспортера. Постоянные выглядят наиболее серьезной мерой, применение которой приводит к значительным потерям экспортера, а возможно, и к его полному уходу с рынка.

Наряду с перечисленными антидемпинговыми мерами используется и такая, когда экспортер принимает  на себя обязательство по соблюдению минимального уровня цен («нормальной  стоимости») или по ограничению количества поставляемого товара.

Однако проблема антидемпинговых  мер в мировой практике продолжает оставаться довольно сложной, а способы  борьбы — недостаточно эффективными. Так, среди десятков антидемпинговых  и компенсационных исков, предъявляемых  ежегодно в Министерство торговли США и Международную торговую комиссию, имеют место дела о несообразных приговорах, о правилах, которые легко обойти, о бездеятельности органов в реализации решений. Это приводит к нежелательным экономическим последствиям. Например, Мексика, не создавшая собственной телевизионной технологии, долгое время поставляла на американский рынок 70% импортируемых телевизоров по заниженным ценам только потому, что она обошла таможенные пошлины на цветные кинескопы, введенные США для борьбы с демпингом товаров из Японии, Кореи, Сингапура и Канады.

Претензии со стороны  западных государств к виновникам демпинга таят большую угрозу, прежде всего  введением количественных ограничений  в отношении таких экспортеров.

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции. К их числу относится торговое эмбарго - введение государством запрета на ввоз в какую- либо страну или вывоз из нее товаров, причем, как правило, по политическим мотивам. Но экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут носить и коллективный характер, например когда они вводятся по решению ООН.

 

 

2.2. Государственное  регулирование валютно-финансовых  отношений

 

 

Между валютными отношениями и экономикой существует прямая связь6, заключающаяся в их взаимном влиянии. Поэтому регулирование валютных отношений следует рассматривать в системе управления экономикой. А поскольку определяющая роль в управлении экономикой как единой целостной системой принадлежит государству, то и в сфере валютных отношений регулирующие функции также осуществляет государство.

Одним из инструментов регулирования  в системе валютных отношений  является валютная политика страны.

В рамках общей цели валютной политики государства ее конкретные задачи на разных этапах исторического  развития определяются валютно-экономическим  положением страны, процессами, происходящими  в системе мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. В зависимости от этих факторов каждая страна определяет направления и формы валютной политики. Например, на одном этапе необходимо сосредоточить усилия на преодолении последствий валютного кризиса, на другом — направить основные усилия на стабилизацию и укрепление национальной валюты. А на каком-то этапе появляется возможность либерализации валютных связей страны. Но в условиях глобализации экономики и интеграционных процессов, происходящих в мировом хозяйстве, не может быть абсолютно независимой валютной политики в отдельно взятой стране. При установлении принципов взаимоотношений стран неизбежна дискриминация более слабых государств. И этот фактор также влияет на регламентацию валютных отношений между странами.

Валютная политика представляет собой совокупность правовых, организационных и других мер в сфере валютных отношений, осуществляемых государством внутри страны и в международных валютно-кредитных связях в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.

Рыночное и государственное  регулирование валютных отношений осуществляется параллельно, дополняя друг друга. Рыночное регулирование основано на действии закона о соотношении спроса и предложения валют на валютном рынке. В зависимости от этого устанавливается их курсовое соотношение. Но значительные колебания валютных курсов отрицательно влияют как на национальную, гак и на мировую экономику, приводят к тяжелым социальным последствиям. Государственное регулирование призвано устранять эти негативные последствия.

Валютная политика является составной частью общей экономической политики страны и служит инструментом расширения внешнеэкономической деятельности и мирохозяйственных связей. В зависимости от целей различают текущую и долговременную (структурную) политику.

Задача текущей валютной политики заключается в обеспечении нормального функционирования национальных и международных валютных механизмов, в оперативном регулировании валютного курса, валютных операций, валютного рынка.

Долгосрочная (структурная) валютная политика охватывает довольно продолжительный период времени и представляет собой комплекс мер, направленных на осуществление последовательных изменений таких ключевых элементов валютной системы, как порядок проведения международных расчетов, режим валютных курсов и паритетов, использование золота и резервных валют, международных платежных средств.

Объективными факторами  проведения долгосрочной валютной политики являются усиление экономической взаимозависимости  национальных хозяйств и изменение  их роли в мировом хозяйстве. Основные методы ее реализации — межгосударственные переговоры и соглашения, валютные реформы.

Основными формами валютной политики государства являются: дисконтная, девизная политика и ее разновидность  — валютная интервенция, валютные ограничения, регулирование конвертируемости валют, режимов валютного курса, девальвация, ревальвация, диверсификация валютных резервов.

Дисконтная валютная политика как элемент текущей валютной политики государства состоит в использовании учетной ставки процента для регулирования движения инвестиций, балансирования платежных обязательств, для корректировки валютного курса. Системой экономических и правовых мер, применяемых в этих целях, дисконтная политика оказывает воздействие на внутреннюю экономику и сферу международных экономических отношений — на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, на миграцию инвестиций.

Девизная валютная политика заключается в регулировании валютного курса путем покупки и продажи иностранной валюты с использованием валютной интервенции, а также в применении валютных ограничений. Валютная интервенция — это метод воздействия государственных органов на курс национальной валюты: в целях его повышения Центральный банк продает иностранную валюту в обмен на национальную, а для снижения скупает иностранную валюту, воздействуя таким образом на соотношение спроса и предложения.

Для покрытия расходов иностранной  валюты при проведении интервенции используются официальные золотовалютные резервы либо взаимные кредиты центральных банков по межбанковским соглашениям. В некоторых странах для этого создаются специальные стабилизационные фонды. А с середины 70-х годов практикуется проведение коллективной валютной интервенции центральных банков ряда стран для регулирования курса ведущих валют.

Недостатком валютной интервенции  как инструмента воздействия  на валютный курс являются огромные затраты, которые не всегда бывают оправданными. Они дают временный результат, но могут и не преодолеть влияния  рыночных факторов курсообразования и не привести к стабилизации валютных курсов.

Традиционным элементом  валютной политики государства является регулирование режимов валютного  курса и конвертируемости валют. Эти вопросы являются объектом как  национального, так и межгосударственного регулирования. Органом межгосударственного валютного регулирования является МВФ. В 1978 г. после внесения изменений в Устав Фонд предоставил странам-членам свободу выбора режима валютного курса. Теперь каждая страна самостоятельно решает вопросы, касающиеся установления режима валютного курса национальной валюты и степени се конвертируемости.

Девальвация и ревальвация используются в качестве метода валютной политики в том случае, когда курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным единицам завышен или занижен в сравнении с рыночным. Девальвация — это снижение курса национальной валюты, а ревальвация — повышение ее курса.

Содержание понятий  девальвации и ревальвации менялось в связи с изменениями, происходящими в денежно-кредитной и валютной системах. В период золотого стандарта девальвация означала снижение государством официального золотого содержания денежной единицы, а ревальвация — повышение ее золотого содержания. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к краху золотого стандарта. После этого и до отмены золотых паритетов в 1976-1978 гг. девальвация и ревальвация означали изменение не только золотого содержания, но и курса национальных валют по отношению к иностранным валютам.

Изменение курсов национальных валют по отношению к иностранным официально фиксируется в законодательном порядке лишь периодически. В условиях режима плавающих курсов их изменения происходят постоянно, поэтому в течение относительно длительного периода времени может иметь место значительное снижение рыночного курса национальной валюты. Такое длительное по времени и значительное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, происходящее стихийно, также называется девальвацией в современном понимании этого термина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, мы выполнили задачи, поставленные во введении, а именно:

- цели и принципы  ВЭД

- органы, регулирующие  ВЭД в РФ

- формы и  методы регулирования ВЭД

- регулирование  внешней торговли и валютно-финансовых отношений

Реализация  ВЭД в стране образует систему  внешнеэкономических связей государства. Поэтому внешнеэкономические связи  можно определить как совокупность направлений, форм, методов, и средств  торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между странами. Во внешнеэкономических связях воедино переплетаются экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и финансово-кредитные операции между странами и территориями.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики, которая обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Границы государственного регулирования определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой – правилами международных организаций.

Объективная необходимость  государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой хозяйствования развитых стран.

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  • Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юрист, 2001. – 304 с.

  • Атаманчук Г.В.Государственное управление. - Н.: "Юри¬дическая литература", 2007.
  • Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики Допущено Учебно-методическим объединением в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений 
    М.: Финансы и статистика, 2007. - 480 с.

  • Н.А. Платонова, В.А. Шумаева, И.В. Бушуева Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Альфа – М, 2008 – 652 с.
  • Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 727 с.
  • Спиридонов Н.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 256 с.
  • Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 № 126-ФЗ
  • Федеральный закон от 08.07.1997 N 96-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"
  • Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономических отношений