Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 16:48, реферат
Проблема государственного регулирования заработной платы и доходов остаётся одной из наиболее острых для России. Ведь в период переходного состояния России к рыночной экономике, роль государства во всех сферах постепенно снижается, предоставляя всё большие свободы предпринимателям и домохозяйствам для самостоятельной экономической деятельности. Роль государства в регулировании доходов граждан, безусловно, очень важна. В период депрессивного состояния экономики происходит спад финансовой устойчивости благосостояния населения, в связи с этим у граждан должна быть уверенность в гарантиях по выплате и росту заработной платы, обеспечиваемых государством. Также, во время подъёма экономики государство должно следить за уровнем доходов и заработной платы населения.
Таким образом, целью данной работы является изучение государственного регулирования заработной платы.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Государственное регулирование заработной платы и доходов в России и за рубежом
1.1 Мировой опыт в организации заработной платы и доходов работников……………………………………………………………...………4
1.2 Государственное регулирование заработной платы в России……...….…8
1.3 Законодательное установление минимума заработной платы………...…11
1.4 Индексация доходов и начисленной заработной платы………………..…12
1.5 Роль налогов в регулировании заработной платы и доходов………...…..13
Глава 2. Приоритетные направления государственного регулирования заработной платы в России
2.1 Новая оплата труда бюджетникам в РФ……………….……..…………….14
2.2 Минимальная оплата труда в РФ………………………….………………..17
Заключение…………………………………………………………………….…20
Список литературы…………………………………...……………………….…22
2.2 Минимальный размер
оплаты труда в России
Минимальный размер оплаты труда́ (общепринятая
аббревиатура — МРОТ) — законодательно
установленный минимум, применяемый для
регулирования оплаты труда, а также для
определения размеров пособий по временной
нетрудоспособности. МРОТ также используется
для определения величины налогов, сборов,
штрафов и иных платежей, которые исчисляются
в соответствии с законодательством Российской
Федерации в зависимости от минимального
размера оплаты труда. Устанавливаемый
федеральным законом размер месячной
заработной платы за труд неквалифицированного
работника, полностью отработавшего норму
рабочего времени при выполнении простых
работ в нормальных условиях труда. В величину
минимального размера оплаты труда не
включаются компенсационные, стимулирующие
и социальные выплаты.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается
одновременно на всей территории Российской
Федерации федеральным законом и не может
быть ниже размера прожиточного минимума
трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный
федеральным законом, обеспечивается:
организациями, финансируемыми из федерального
бюджета, — за счет средств федерального
бюджета;
организациями, финансируемыми из бюджетов
субъектов Российской Федерации, — за
счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации;
организациями, финансируемыми из местных
бюджетов, — за счет средств местных бюджетов;
другими работодателями — за счет собственных
средств.
Месячная заработная плата работника,
отработавшего за этот период норму рабочего
времени и выполнившего нормы труда (трудовые
обязанности), не может быть ниже минимального
размера оплаты труда.
Размеры тарифных ставок, окладов (должностных
окладов), а также базовых окладов (базовых
должностных окладов), базовых ставок
заработной платы по профессиональным
квалификационным группам работников
не могут быть ниже минимального размера
оплаты труда.
Значение минимальной заработной платы
не всегда привязано к величине прожиточного
минимума. Оно определяется в каждый период
времени финансовыми возможностями государства,
периодически изменяется. Используется
для исчисления размеров государственных
налогов, платежей, штрафов. К минимальной
заработной плате привязывается и величина
разных платежей и налогов с физических
лиц, исчисляемая в долях минимального
уровня оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда в России
за последние годы
С 01 июля 2000
132 рубля в месяц
С 01 января 2001
200 рублей в месяц
С 01 июля 2001
300 рублей в месяц
С 01 мая 2002
450 рублей в месяц
С 01 октября 2003
600 рублей в месяц
С 01 января 2005
720 рублей в месяц
С 01 мая 2006
1100 рублей в месяц
Если сопоставить размеры минимальной
оплаты труда и прожиточного минимума,
то экономическая политика государства
выглядит странно. Разрыв между этими
показателями более чем трехкратный. Величина
МРОТ составляет 1100 рублей в месяц, а прожиточный
минимум равен примерно 3500 рублей. Как
говорится, прогресс не наблюдается. Конечно,
следуя элементарной экономической логике
МРОТ должен догнать и перегнать прожиточный
минимум.
Субъектам Российской Федерации предоставляется
право своими законами устанавливать
зарплату выше федерального уровня МРОТ
во внебюджетной сфере. В законопроекте
также предлагается ввести и административную
ответственность работодателей внебюджетной
сферы, которые будут занижать минимальную
зарплату. Кодекс об административных
нарушениях намечено дополнить статьей
о наложении административных штрафов
на должностных лиц или о приостановлении
деятельности предприятия.
Пока эти законодательные инициативы
не нашли поддержки у руководителей предприятий
и предприниматели. Возможно, им больше
понравится другой подход.
Кстати, известно, что промышленный рост
в нашей стране сдерживается среди прочих
факторов еще и низкой покупательной способностью
населения. Есть надежды, что повышение
МРОТ позволит покончить с нищенским существованием
большинства граждан и будет способствовать
более активному экономическому развитию
России.
Заключение
Из данной работы видно, что заработная
плата – это сложное понятие, поскольку
оно отражает отношения между собственником
капитала и наёмным работником, которые
складываются на рынке труда и в производстве
новой стоимости. И её величина зависит
от следующих основных социально-производственных
и рыночных факторов.
Во-первых, размер заработной платы человека
зависит от величины стоимости его рабочей
силы. Для каждой группы работников такая
стоимость имеет нижний и верхний уровни.
Наименьшим пределом является сумма стоимости
жизненных средств, идущих на восстановление
работоспособности труженика самой низкой
квалификации. Во многих странах официально
подсчитывается прожиточный минимум,
который определяет границу бедности
– размер средств, идущих для простого
поддержания жизнедеятельности работников,
и устанавливается минимальный уровень
заработной платы. Верхняя граница стоимости
рабочей силы учитывает дополнительные
затраты на получение высокой квалификации
и удовлетворения социально-культурных
потребностей.
Во-вторых, размеры заработка зависят
от уровня квалификации. Рабочая сила
повышенной квалификации требует для
своего воспроизводства лучших в количественном
и качественном отношениях жизненных
условий.
В-третьих, на величину заработной платы
влияют национальные различия между странами,
степень развитости экономических, культурных
и социальных условий жизни населения.
Данные различия зависят от научно-технического
уровня производства, достигнутого роста
производительности труда, степени развитости
рабочей силы, нормального для данного
общества качества жизни и иных факторов.
В-четвёртых, на величину оплаты труда
влияют рыночные факторы. Конкуренция
между наёмными работниками ведёт к тому,
что в национальном масштабе устанавливается
примерно одинаковая оплата труда работников
определённой профессии с равным уровнем
образования и квалификации.
Все рассмотренные факторы, воздействующие
на величину вознаграждения за труд, дают
возможность и необходимость применять
разные формы заработной платы.
Как уже было сказано выше, в условиях
перехода России к системе рыночного хозяйствования
в связи с изменениями в экономическом
и социальном развитии страны существенно
меняется и политика в области оплаты
труда, социальной поддержки и защиты
работников. Многие функции государства
по реализации этой политики, как и в США,
переданы непосредственно предприятиям,
которые самостоятельно устанавливают
формы, системы и размеры и оплаты труда,
материального стимулирования его результатов.
Понятие “заработная плата” наполнилось
новым содержанием и охватывает все виды
заработков (а также различных премий,
доплат, надбавок, и социальных льгот),
начисленных в денежных и натуральных
формах (независимо от источников финансирования),
включая денежные суммы, начисленные работникам
в соответствии с законодательством РФ
за неотработанное время (ежегодный отпуск,
праздничные дни и т.п.).
Список литературы
Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория
и переходная экономика. – М.: ИНФРА-М,
2008. – 313 с.
Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.:
Изд-во ВЛАДОС, 2007. – 378 с.
Курс экономической теории: учебник/ Ред.коллегия:
М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. – 4-е изд., перераб.
И доп. – Киров: «АСА», 2008. – 752 с.
Лубнев Ю.П., Кравцова Н.И. Краткая энциклопедия
по экономической теории и практики: /Рост.гос.эконом.акад.
— Ростов н/Д., 2008. – 318 с.
Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы,
проблемы и политика/Пер. с 13-го англ.изд.
– М.: ИНФРА-М, 2008. – 974 с.
Мэнкью Н. Грегори. Макроэкономика/Пер
с англ. — М.: Изд-во МГУ, 2006. – 166 с.
Новая иллюстрированная энциклопедия.
Кн.7. Жа-Ит: — М.: Большая Российская энциклопедия,
2007. – 255 с.: ил.
Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция.
– М.: Изд-во Банки и Биржи, 2008. – С. 148.
Информация о работе Государственное регулирование заработной платы в рыночной экономике