Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа
Цель данной курсовой: раскрыть важность государственного регулирования монополистической деятельности на примере развитых индустриальных стран.
Задачи:
- изучить возникновение, сущность, формы, виды и тенденции монополии;
- проанализировать опыт зарубежных индустриальных развитых странпо антимонопольному регулированию;
- рассмотреть и сделать аналих методов антимонопольной политики в РФ.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике
1.1. Возникновение и сущность монополии…………………………………...5
1.2. Формы и виды монополий………………………………………………….6
1.3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция………………………….11
2. Монополия и антимонопольное регулирование за рубежом
2.1. Опыт антимонопольного регулирования в западных странах…………..15
2.2. Антимонопольное регулирование в США………………………………..21
3. Антимонопольная политика в РФ
3.1. Особенности российского монополизма………………………………….26
3.2. Антимонопольная политика в России……………………………………..29
3.3. Методы антимонопольной политики……………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………43
Список используемой литературы……………………………………………..45
Приложение……………………………………………………
6.
Упорядочение оказания
7. Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий.
В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств;
8.
Организация антимонопольного
Необходимо
разработать процедуры
9. Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня.
С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом. [1]
В каждой развитой стране существует организация, занимающаяся осуществлением антимонопольной политики. Главным орудием таких организаций является антимонопольное законодательство, которое содержит описание нелегальной практики, имеет ключевое значение для эффективности антимонопольного законодательства. Несмотря на общие цели, содержание антимонопольных законов в разных странах может довольно существенно отличаться.
Основными
системами антимонопольной
В
европейской системе
Основой антимонопольной политики Европейского Союза (ЕС) является Римский договор. Статья 81 (ранее 85) Договора в определенном смысле эквивалентна первому разделу закона Шермана («любой контракт, трастовый договор или просто соглашение, ограничивающие торговлю в нескольких штатах или с другими государствами» признается незаконным). Запрещаются соглашения и согласованные действия, предотвращающие, ограничивающие или искажающие конкуренцию в рамках общего рынка. Статья 82 (ранее 85) запрещает злоупотребление доминирующим положением. В определенном смысле, она эквивалентна второму разделу закона Шермана («любое лицо, которое самостоятельно или совместно с кем-либо монополизирует или пытается монополизировать торговую деятельность между штатами или с другими государствами, признается совершающим преступление»). Для применения этих двух базовых статей, в ЕС разработаны многочисленные подзаконные акты, где конкретизируется описание нелегальной практики, условия применения законов, исключения из применения антимонопольного законодательства и др. Подзаконные акты обновляются Европейской Комиссией - дополнительным органом ЕС - сравнительно часто: большая часть действующих в настоящее время разработаны в течение последних десяти лет.
Антимонопольное регулирование на уровне ЕС возникло и развивалось вместе с другими институтами объединенной Европы. Основной целью антимонопольной политики считается обеспечение конкуренции в масштабах общего рынка и предотвращение ограничений экономической интеграции. Комиссия по конкуренции выполняет роль наднационального регулирующего органа, на который возложена, в том числе функция противодействия «экономическому национализму» со стороны отдельных стран. При этом последовательно применяется принцип рассмотрения на уровне ЕС только дел, связанных с поведением крупнейших участников и затрагивающих экономику нескольких стран-участников.
Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания, в которой сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности.
Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей. [13]
В функции Ведомства входит: сбор и анализ информации о злоупотреблениях господствующим положением, передача дел о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществление контроля за предполагаемыми слияниями предприятий, передача дел о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждение дел по поводу установления и поддержания перепродажных цен.
Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.
Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах нашего столетия ряда нормативных актов в области ограничения торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975г. и других. Как результат работы над созданием правовых основ регулирования процессов монополизации в 1980 г. был разработан и принят Закон о конкуренции.
В
Германии государственным регулированием
рыночных отношений, которое ведет
к смягчению отрицательных
Следует
отметить, что Картельный закон Германии
состоит из двух принципов: принципе
запрещения и принципе контроля и регулирования
монополистической деятельности. Как
и в США, он запрещает определенную категорию
соглашений, например картельные договоры
и картельные постановления. Однако эти
запреты сопровождаются многочисленными
исключениями, которые в значительной
степени нейтрализуют принцип запрещения
монопольной практики. Так, если Закон
Шермана объявляет незаконным заключение
любого договора, ограничивающего торговлю,
то Картельный закон Германии признает
недействительным исполнение картельных
договоров или постановлений. Кроме того,
в отличие от горизонтальных конкурентных
ограничений, вертикальные ограничения
формально не запрещаются. Они подлежат
административному контролю с целью предупреждения
антиконкурентной практики.
2.2. Антимонопольное регулирование в США.
Наиболее
разработанным принято считать
антимонопольное
Закон Шермана(1890 год).
Этот закон составляет ядро
антитрестовской политики в
Федеральное правительство США
в соответствии с этим законом
имеет право привлекать к суду
фирмы и деловые предприятия,
причем спектр вероятных
Кроме того, все частные лица,
считающие, что понесли убытки
в результате нарушения кем
- либо Закона Шермана, имеют
право возбудить дело в суде
и, в случае признания
Закон Клейтона(1914 год) и
Закон о Федеральной торговой комиссии.
Органы Федерального
Одновременно с Законом
Закон Робинсона- Питмэна(1936 год)-
запрет на ограничительную
К 1950 г. к закону Клейтона была принятапоправка Селлера- Кефовера: уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем скупки активов. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера - Кефовера ограничивала вертикальные слияния.
Многие экономисты сомневаются по поводу якобы неизменной эффективности антимонопольной политики государства. Например, П. Хейне настойчиво проводит мысль о том, что антимонопольное регулирование (независимо от его благих намерений) защищает не свободную конкуренцию, а определенные группы конкурентов. «Важно помнить,- подчеркивает Хейне,- что наиболее эффективное давление на государственную политику оказывают не потребители, а производители. И слишком часто эта политика будет формироваться под влиянием стремления производителей защищать себя от суровых законов конкурентной жизни».
Государственные службы, призванные осуществлять реализацию антимонопольного законодательства, могут руководствоваться двумя принципами: во-первых, жестко следуя букве закона и, во-вторых, «принципам разумности». Дело в том, что во многих отношениях юридический язык антитрестовских актов (например, Закон Шермана) настолько декларативен, что федеральный суд США мог бы подвести под сферу его действия «любых двух партнеров, решивших вести совместное дело» (П. Хейне). Поэтому, «принцип разумности» означает, что только неразумное ограничение торговли (соглашения, слияния, разрушение ценностей, т. е. искусственный дефицит) подпадают под действия акта Шермана. Но что считать неразумным ограничением?