Государственное регулирование монополистической деятельности на примере развитых индустриальных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой: раскрыть важность государственного регулирования монополистической деятельности на примере развитых индустриальных стран.
Задачи:
- изучить возникновение, сущность, формы, виды и тенденции монополии;
- проанализировать опыт зарубежных индустриальных развитых странпо антимонопольному регулированию;
- рассмотреть и сделать аналих методов антимонопольной политики в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике
1.1. Возникновение и сущность монополии…………………………………...5
1.2. Формы и виды монополий………………………………………………….6
1.3. Монопольная цена. Монополия и конкуренция………………………….11
2. Монополия и антимонопольное регулирование за рубежом
2.1. Опыт антимонопольного регулирования в западных странах…………..15
2.2. Антимонопольное регулирование в США………………………………..21
3. Антимонопольная политика в РФ
3.1. Особенности российского монополизма………………………………….26
3.2. Антимонопольная политика в России……………………………………..29
3.3. Методы антимонопольной политики……………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………43
Список используемой литературы……………………………………………..45
Приложение……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

      При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, МАП может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.

      Новое для российского антимонопольного законодательства понятие "группа лиц" конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями, т.е. при проведении государственного контроля за сделками антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют приобретателя или сами подконтрольны ему.

      Российское  антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

      В целом контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях.

           Запрет на недобросовестную конкуренцию.  Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.

      Растет  интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия  и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования.

           Запреты на действия органов  власти и управления, которые  могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

           Реестр как инструмент антимонопольного  контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

      В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатаная сталь), Магнитогорский металлургический комбинат (штрипсы сортовые качественные), "Уфанефтехим" (каучуки этиленпропиленовые), "Волжское химволокно" (нити полиуретановые текстильные) и др.

      Количество  включенных в реестр предприятий  зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр.

      Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие  значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

      Но  внесение предприятия в реестр еще  не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями 5-8 закона "О конкуренции", причем расширительное применение термина "монополист" не допускается.

      Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа:

           - с развитой конкуренцией - рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки транспортного, строительного и машиностроительного комплексов;

          - олигополистические с небольшим  числом производителей - рынки отдельных товаров длительного пользования (автомобили, компьютеры, бытовая техника). Они особенно трудно поддаются демонополизации, потому что при формальном отсутствии доминирования какого-либо из производителей создаются благоприятные возможности для монополистического сговора, который юридически доказать довольно сложно;

           - монополизированные, в том числе  рынки естественных монополий.

      Структура товарных рынков, характер и уровень  монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства и санации убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.

      В России к естественным монополиям относят, прежде всего, РАО "ЕЭС России", "Газпром" и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии. Меры, намеченные Указом Президента РФ "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий" от 28 апреля 1997 г. № 426, воспринимаются неоднозначно.

      Хотя  структурная реформа в этой сфере  направлена на повышение экономической эффективности естественных монополий, рациональное использование их производственного потенциала, формирование конкурентных (рыночных) отношений, противники демонополизации считают, что реализация намеченных планов потребует затрат, которые превысят будущий эффект. Тем не менее, реформирование естественных монополий - одна из главных задач реструктуризации российской экономики.[15] 
 
 
 

Заключение.

      Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

      С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

      Изучение  монопольных рынков актуально для  принятия экономических решений по разным вопросам.

      Система государственного   регулирования   экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента

      предусматривает создание благоприятных условий  для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное   регулирование   - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование  - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

      В целом, европейское законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной политике свободы торговли и минимизации  прямого государственного вмешательства  в хозяйственную деятельность предпринимателей. Немецкое антимонопольное законодательство занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства.

      Основой функционирования современной рыночной экономики является независимое  поведение хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения открытой конкуренции. Сегодня в России проведение эффективной конкурентной политики становится одним из важнейших факторов экономического роста. Созданные десять лет назад как инструмент формирования и государственного регулирования цивилизованного рынка, российские антимонопольные органы стали одним из основных гарантов демонополизации экономики, существования единого экономического пространства, преодоления административных барьеров и свободы предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

1. Авдашева  С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и  др. Под ред. А. Г. Цыганова. Конкуренция  и антимонопольное регулирование.Учебное  пособие для ВУЗов. Москва: Логос, 1999 г. 368 стр.

 2. Вильсон Дж, Цапелик В.. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 1995 год № 11.

 3. Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США. М.: Наука, 1997. С 211-223.

 4. Колесов А.И., Исаенко Е.В. , Исаенко А.В. Рынок и антимонопольное регулирование. Белгород, 1999 г. 139 – 140 стр.

 5. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.

6.О.Ю.  Мамедов. Современная Экономика.  Лекционный курс. Многоуровневое  учебное пособие. Издание десятое.  Ростов-на-Дону: Еникс, 2007 год.

7. Миронов  В., Зимогляд В., Яковлев А. «Российский  монополизм и приватизация»// Экономист 1995 год № 6.

 8. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. - 1998. - №1. - с.14-30.

9. И.  Николаев, О. Точилкина, М. Титова, Е. Глумова. 

«Второе Дыхание» - Программа социально-экономического развития России на 2008-2010 года». Общество и Экономика, №11-12, 2007 год.

10. Самуэльсон  П. Экономикс стр. 531.

11.Стародубровская  Н. Основы антимонопольной политики. //"Вопросы Экономики" 1990г. №6.

12.Сухотин  Ю.В., Богачев В.Н. и др.; Монополизм и антимонопольная политика; РАН. – М.: Наука, 1993.

13. Чувилин  Е, Дмитриева В. Государственное  регулирование и контроль цен  в капиталистических странах, //Финансы  и статистика, - Москва, 1991, -N 5.

14.William G. Shepherd. Public policies towards business. Eighth edition. Irwin. С.331-333, 335-336.

15. http://fas.gov.ru - официальный сайт ФАС России 

Информация о работе Государственное регулирование монополистической деятельности на примере развитых индустриальных стран