Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Исполнение законов о трудовой занятости населения - одна из важнейших гарантий обеспечения конституционного права на труд.
В сложных условиях переходного периода, когда в стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью адекватной политики занятости населения. В свою очередь, политика занятости должна опираться на рыночную экономику с социальной направленностью.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы рынка труда
1.1 Сущность и теории рынка труда
1.2 Классификация рынков труда
1.3 Механизм функционирования рынка труда
1.4 Специфика рынка труда
2. Государственное регулирование рынка труда
2.1 Исторический опыт регулирования рынка труда
2.2 Предложение труда как объект государственного регулирования
2.3 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда
2.4 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда
2.5 Способы регулирования рынка труда
2.6 Инструменты государственного регулирования
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

     Территориального  размещения свободных рабочих мест и незанятой части экономически активного населения.

     Есть  два типа регулирования рынка  труда:

     1. Пассивное регулирование – когда объектом внимания становится рабочая сила, уже по1авшая на рынок труда и активно ищущая перемещение, т.е. мероприятия, касаются в основном безработных и направлены на их скорейшее трудоустройство.

     2. Активное регулирование – направленно на предупреждение безработицы, т.е. мероприятия, имеют упреждающий характер.

     Ведущая роль в регулировании рынка труда принадлежит федеральной службе занятости, совместно с местными органами служба занятости заботится о выработке региональной программе занятости.

     Регулирующая  функция государства осуществляется через:

  • Пересмотр важнейших норм государственного, трудового и административного права, регулирующих наем и увольнение, рабочее время, условия труда, формы трудоустройства и т.д.;
  • Установление минимальной заработной платы;
  • Организация системы подготовки и переподготовки населения;
  • Социальная защита малоимущих слоев населения и высвобождаемых с производства работников;
  • Контроль над управлением безработицы;
  • Разработка федеральной программы занятости.
 

2.5 Способы регулирования рынка труда 

     Для ограничения уровня безработицы  составляются среднесрочные и долгосрочные прогнозы занятости населения по отдельным территориям и разрабатываются  по их результатам соответствующие  программы для регулирования рынка рабочей силы.

     Методы  территориального регулирования подразделяются на методы регулирования спроса и  методы регулирования предложения  рабочей силы, которые в свою очередь  делятся на методы увеличения спроса и методы сокращения спроса. Выбор  метода для практического использования и решения практических задач обусловлен ситуацией, создаваемой в тот или иной период на рынке труда.

     Для регулирования рынка труда существует Государственная система управления трудовыми ресурсами.

     Государственная система управления трудовыми ресурсами РФ включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, методы управления и механизм их использования.

     Основными задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, контроль над их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.

     В условиях развития рыночной экономики  государственное регулирование  социально-экономических отношений  носит ограниченный характер и в  основном касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни.

     Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена федеральным  собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

     Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные  законы, принятые Госдумой.

     Значительную  роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты и комиссии палат. Эти органы способствуют эффективной  деятельности парламента через подготовку, экспертизу, обоснование законов  и других нормативных документов.

     В Совете Федерации и Госдуме созданы  комитеты, в компетенцию которых  входят вопросы регулирования социально-трудовых отношений.

     Органы  исполнительной власти осуществляют исполнение законов, на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность.

     Исполнительную  власть осуществляет Правительство  РФ, формируемое Президентом.

     Правительство обеспечивает соответствие Конституции  РФ, федеральных законов, нормативных  указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.

     Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, одновременно координирующим работу по этим направлениям в РФ, является министерство труда и социального развития РФ.

     Основными задачами Минтруда РФ являются:

  • выработка политики в социально-трудовой сфере;
  • разработка направлений социальной политики Правительства;
  • координация работы в социально-трудовой сфере;
  • подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;
  • формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений;
  • участие в заключении генеральной и отраслевых тарифных соглашений;
  • регулирование рынка труда, занятости населения.

     Минтруду  РФ подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.

     Минтруд России, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы, учреждения, предприятия и органы по труду региональных субъектов РФ образуют единую систему управления социально-трудовыми вопросами в РФ.

     Судебные  органы осуществляют правосудие: наказание  нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства.

     В решении ряда социально-трудовых проблем  важную роль играют профсоюзные организации (заключение коллективных договоров, генерального и отраслевых соглашений и т.д.)

     Россия  является членом Международной организации  труда (МОТ). Многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов, обязательных для членов МОТ. 

2.6 Инструменты государственного регулирования 

     Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. В - первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокийнсианцев.

     Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.

     Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных  расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.

     Целенаправленное  воздействие на организационной  аспект фунционирования рынка труда  требует гораздо меньше бюджетных  средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.

     Одним из важнейших направлений организационной  деятельности государства выбрано  создание служб трудоустройства, первые из которых появились в последней трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.

     В России государство выступало и  будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В современных условиях экономического и социального развития необходимость  государственного регулирования рынка  труда не вызывает сомнений. Особо следует подчеркнуть, что те меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам и наемных работников, и предпринимателей. Государство на рынке труда должно выступать в качестве законодателя и арбитра, не отдавая предпочтений ни той, ни другой стороне. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным с точки зрения гармонизации социально - трудовых отношений, создания реальных предпосылок, обеспечивающих подлинное равенство сторон на рынке труда.

     Государство должно стать "катализатором" в  сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов, местных органов власти в обеспечении максимальной и  эффективной занятости. Многое можно  сделать в рамках предприятий, но при поддержке органов власти. Это - решение проблем излишней рабочей силы путем создания альтернативной занятости, расширение производства предметов потребления, переобучения, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, сокращает период вынужденной безработицы.

     Государственная политика направлена на развитие трудовых ресурсов, в том числе, разработку специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Экономика: учебник / под редакцией А.И. Архиповой, А.Н. Нестеренко, А.К. Большаковой. М: ПРОСПЕКТ, 1999. 800 с.
  2. Экономика труда. Социально трудовые отношения: учебник / под редакцией Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М: ЭКЗАМЕН, 2006.
  3. Котляр А.Н. О понятии рынка труда / Вопросы экономики.1998.
  4. Рынок труда и занятость населения: учебное пособие. / под редакцией Л.А. Кузнецовой, И.Ю. Нестеренко, А.П. Мельникова. Челябинск, 1994 - 91 с.
  5. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика / Р.М. Нуреев. М.: Норма, 2008. 576 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

Динамика  потребности в  рабочей силе и  ее занятости

Годы Средняя численность занятых, тыс. чел. Заявленная  потребность по числу рабочих  мест, тыс. ед. Доля заявленной потребности в общей занятости
2000 64317 75085 1,17
2001 64900 76283 1,17
2002 65359 76929 1,18
2003 65666 75803 1,15
2004 66407 76283 1,15
2005 66792 76929 1,15
2006 67174 77403 1,15
2007 68019 78162 1,15

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда