Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:00, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. В этом свете термин регулируемая рыночная экономика обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Государство в экономической системе общества………………………….4
1. 1. Государство как экономический субъект………………………………...4
1.2. Экономические функции государства………………………………………6
2. Государственное регулирование экономики………………………………..12
2.1. Сущность государственного регулирования экономики…………………12
2.2. Объекты, субъекты и цели государственного регулирования…………...15
2.3. Формы и методы государственного регулирования экономики…………17
2.4.Государственное регулирование внешних эффектов и общественных благ………………………………………………………………………………..22
Заключение………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Госрегуллирование.docx

— 48.06 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМ.И.М.ГУБКИНА.

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Государственное  регулирование экономики»

 

 

 

 

 

                                   

                                                                                Выполнил студент гр. ТС-09-4

                                                                                                             Балкаев У.Р.

                    Проверила доцент:

  Коварская Г.Г.

 

 

 

 

МОСКВА 2013г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

1. Государство в экономической системе общества………………………….4

1. 1. Государство как экономический субъект………………………………...4

1.2. Экономические функции государства………………………………………6

2. Государственное регулирование экономики………………………………..12

2.1. Сущность государственного регулирования экономики…………………12

2.2. Объекты, субъекты и цели государственного регулирования…………...15

2.3. Формы и методы государственного регулирования экономики…………17

2.4.Государственное регулирование внешних эффектов и общественных   благ………………………………………………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………….23

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. В этом свете термин регулируемая рыночная экономика обладает выраженной избыточностью, так как  подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета  регулируемая не лишено смысла, если мы подчеркиваем, что экономика в  значительной степени регулируется со стороны государства.

При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в  действие неизбежно вступают стихийные  регуляторы. Они также наводят  порядок в экономике, восстанавливают  своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правят мафия, рэкет.

В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся наличием системы  ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов  противостоит государственное регулирование.

Отметим, что государственное регулирование  в заметной степени ассоциируется  с централизацией управления экономикой, поэтому к нему относятся положения, высказанные выше по отношению к  централизации.

Целью данной курсовой работы является изучение государственного регулирования  экономики. В том числе необходимо рассмотреть, в чем проявляется  объективная необходимость государственного вмешательства в экономику, сформулировать экономические функции государства  и определить методы государственного экономического регулирования.

1. Государство в экономической  системе общества

1. 1. Государство как  экономический субъект

Государство — это не только важнейший  компонент политической системы  общества, но и необходимый субъект  его экономической жизнедеятельности, регулятор общественного производства.

Как показывает исторический опыт, государство  всегда играло определенную роль в  экономическом развитии. XX век ознаменовался  возрастанием роли государства в  экономике всех стран мира. Это  связано с ростом масштабов и  усложнением процессов и связей в рыночном хозяйстве, появлением глобальных проблем общемирового масштаба.

С развитием общества экономическая  политика государства, формы и методы государственного регулирования экономики, их интенсивность обретают свойства составной части воспроизводственного процесса, превращаются во все более  значимый фактор его эффективности.

Государство как субъект экономических  отношений включено в систему  рыночных связей в двух формах:

— во-первых, как собственник и "главный предприниматель";

— во-вторых, как крупный потребитель, участник сделок по покупке продукции  на различных рынках товаров и  услуг.

В первом случае государство, являясь  предпринимателем, осуществляет деятельность, которая предполагает коммерческое (т.е. преследующее цель извлечения прибыли) использование объектов государственной  собственности. В реальной экономике  предпринимательскую деятельность осуществляют государственные предприятия  различных типов — казенные и  унитарные предприятия, государственные  корпорации.

Государственная предпринимательская  деятельность обладает рядом особенностей.

Государство непосредственно коммерческой деятельностью не занимается. Оно  либо учреждает соответствующие  хозяйственные организации, либо передает на определенных условиях действующим  частным предпринимателям права по распоряжению и пользованию своим имуществом.

Получение прибыли не является главным  критерием успешности государственного предпринимательства. Государство  ответственно за функционирование не только собственного сектора, но и экономики  в целом. Поэтому важное значение имеет решение и других социально-экономических задач (ускорение научно-технического прогресса, финансовая поддержка малого бизнеса, развитие отсталых регионов страны, сохранение и увеличение числа рабочих мест, обеспечение экономической безопасности и др.).

Государство включено в систему  экономических отношений и как  крупный потребитель продукции. Это правительственные закупки  и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, медицинские, научно-исследовательские), военную продукцию. Государство  осуществляет до 30 % закупок на всех рынках, в том числе до 100 % военной  и более 80 % аэрокосмической продукции. Государственный заказ привлекает предприятие гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать государственное промышленное и исследовательское оборудование, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.).

Государство, как субъект экономических  отношений, на основании своей власти связывает между собой интересы различных социальных групп и  индивидов, побуждает их к действию для достижения общезначимых целей.

Образующие всякое общество индивиды разобщены по многим признакам: физическим, психологическим, культурным, социальным, профессиональным, национально-этническим, религиозным. Именно поэтому они преследуют различные цели и руководствуются различными, порой диаметрально противоположными интересами. Государство, как форма организации общества, воплощает в себе и выражает его общий интерес, сводящийся как минимум к обеспечению безопасности общества, к сохранению его целостности, независимости, его культурно-исторической индивидуальности. У общества нет иных институтов, которые бы выражали и защищали интересы различных слоев и социальных групп с такой полнотой, как это делает государство.

Государство следит за тем, чтобы в  условиях экономической свободы  общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных  регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных  лиц. Государство является субъектом, носителем всеобщего интереса, его  защитником и гарантом.

1.2. Экономические функции  государства

Выявление роли государства в экономике  связано с раскрытием его функций.

Функция государства — это совокупность действий, направленных на достижение определенных целей, осуществляемых государством и его организациями.

В рыночной экономике основными  функциями государства являются:

1. Правовая, регламентирующая порядок  организации предпринимательской  деятельности, осуществление контроля за его соблюдением всеми без исключения экономическими субъектами.

2. Протекционистская (защитная), обеспечивающая создание благоприятных возможностей для развития национальной экономики или отдельных секторов и отраслей народного хозяйства.

3. Стабилизационная, направленная  на поддержание высокой занятости,  низкой инфляции, на реализацию  антикризисных мер. Обострение  социально-экономических проблем,  наиболее рельефно проявившееся  в период мирового экономического  кризиса 30-х гг. XX в., обусловило  смену парадигмы государственного  участия в экономике. Оно дополняется  новой функцией — стабилизатора  общественного воспроизводства.  Потребность в ней обусловливается  необходимостью компенсации "провалов" рынка. Ее реализация связывается  с решением комплекса задач:  стимулирования экономического  роста, обеспечения прогрессивных  сдвигов в отраслевой и региональной  структуре производства, противодействия  инфляции и безработице и др. Появляются сравнительно новые  сферы участия государства в  экономике: регулирование социальных  последствий циклических перепадов  производства; активные мероприятия,  позволяющие сгладить диспропорции  в развитии отдельных районов;  внедрение государственного капитала  в передовые, наукоемкие отрасли,  требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу инвестиций.

4. Хозяйственная, связанная непосредственно  с владением, распоряжением, использованием  имущества, в частности — объектов  государственной и муниципальной  собственности, а также с корректировкой  результатов действия рыночного  механизма (производство общественных  товаров, распределение ресурсов  и т.д.).

5. Перераспределительная, направленная на изменение векторов финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций. В современных условиях заметно усложняется данная функция, ранее обеспечивавшая в основном содержание государственного аппарата, обороноспособность страны и ее внешнеполитическую деятельность. У нее появляется новая цель — способствовать стабильности национальной экономики, экономическому росту. Как следствие этого — расширяется сфера ее действия, включающая процессы воспроизводства основного капитала, становления малого бизнеса, обновления отраслевой структуры производства, развития региональных хозяйственных систем и др. Приоритетной становится задача социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, призванной обеспечить реализацию неотъемлемого права человека на стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование вне зависимости от форм и результатов экономической деятельности.

6. Социальная, обеспечивающая поддержание благосостояния населения на определенном уровне, заданном объективными материальными условиями, традициями, соотношением классовых сил. Превращение социальной сферы общества в стратегический источник экономического роста, создание объективных предпосылок процессов социализации бизнеса предопределили выделение в 60-х гг. XX в. в качестве самостоятельной социальной функции государства. Ее ключевые сферы: социальная инфраструктура (образование, наука, окружающая среда); жизнеобеспечение малоимущих членов общества (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, безработных); социально-трудовые отношения.

Следует обратить внимание на то, что  состав и содержание функций —  динамические характеристики, сопряженные  с качественными изменениями  в условиях и задачах ведения  бизнеса, факторах его эффективности, экономической политике государства.

Так, в экономике свободной конкуренции  деятельность государства была преимущественно  связана с осуществлением правовой, протекционистской, перераспределительной функций. Принципиальные перемены на рынке (смена свободной конкуренции несовершенной, появление и укрепление власти монопольных структур, развитие финансового рынка и др.) существенно усложнили государственное воздействие на экономику. Оно становится более разнообразным по инструментарию (вводятся ограничения свободы ценообразования в формах установления предельного уровня цен, запрета на демпинг, недобросовестную рекламу и др.), а в решении отдельных задач — "точечным" по сфере воздействия (например, относительно объектов, занимающих монопольное положение в отрасли).

В экономической теории принято  различать нормативную и позитивную роль государства. Нормативная роль определяет то, что государство должно делать для того, чтобы сгладить несовершенство рынка, дополнить его "провалы", обеспечить рост национального  благосостояния. Позитивная роль государства  в экономике характеризует то, что государство делает фактически для повышения благосостояния общества. В идеале предполагаемая и фактическая  роль государства должны совпадать.

В реальности же между нормативной  и позитивной ролями всегда наблюдается  разрыв, иногда очень значительный. Причины тому многообразны:

— различия между интересами тех, кто управляет, и тех, кем управляют;

— ошибки и заблуждения со стороны  политиков;

— недостаточное владение приемами и методами экономической политики; последствия прежних решений.

Поэтому аналогично тому, как говорят  о "провалах" рынка, следует принимать  во внимание и "провалы" государства. В частности, к ним относятся:

Информация о работе Государственное регулирование экономики