Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:00, реферат
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. В этом свете термин регулируемая рыночная экономика обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Государство в экономической системе общества………………………….4
1. 1. Государство как экономический субъект………………………………...4
1.2. Экономические функции государства………………………………………6
2. Государственное регулирование экономики………………………………..12
2.1. Сущность государственного регулирования экономики…………………12
2.2. Объекты, субъекты и цели государственного регулирования…………...15
2.3. Формы и методы государственного регулирования экономики…………17
2.4.Государственное регулирование внешних эффектов и общественных благ………………………………………………………………………………..22
Заключение………………………
Названные участники выступают
в двух формах: персонифицированной,
когда решения принимаются
Для современного общества характерно наличие и других субъектов регулирования экономики. Ими являются:
— органы, создаваемые из представителей исполнительной власти, союзов предпринимателей и профсоюзов для регулирования социально-трудовых отношений;
— различного рода комитеты по поддержке
или развитию отдельных отраслей
и регионов из представителей соответствующих
министерств, местных органов власти,
союзов предпринимателей. Названные
субъекты заняты преимущественно
В развитых странах существует практика
создания организаций, имеющих так
называемый общественно-правовой статус.
Им передаются некоторые задачи управления,
ранее входившие в компетенцию
государственных институтов (например,
в ФРГ к ним относятся
В характеристике субъектов необходимо учитывать и состав агентов экономики, которые испытывают управленческое воздействие государства. Последние имеют разный социально-экономический статус: собственники и предприниматели разных секторов экономики, наемные работники, домохозяйства, государственные и муниципальные служащие.
Объектами государственного регулирования
выступают как экономика в
целом, так и сферы, отрасли, регионы,
социально-экономические
Определяя объекты своего воздействия,
государство формулирует и
Отношения, в которые вступают субъекты и другие участники регулирования, можно классифицировать по разным основаниям. Так, по составу участников выделяются отношения: между различными органами государственной власти (например, центральным и местными правительствами); между органами государственной власти и другими экономическими субъектами (предприятиями, домохозяйствами и др.). Своеобразие характера связей между участниками выражается в возникновении социально-экономических и организационно-правовых отношений. В сферу социально-экономических отношений попадают прежде всего отношения собственности, а также трудовые, денежные, финансовые и кредитные отношения. Организационно-правовые отношения опосредствуют введение и применение законов, процедур и норм, регламентирующих хозяйственную деятельность. Законы принимают форму ограничений (запретов) и предписаний обязательных действий экономических субъектов (например, лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности). Процедуры устанавливают порядок действий, права и обязанности участников регулирования экономики (правила предоставления льгот по налогам, долевого участия государства в инвестиционных проектах и пр.). Нормы фиксируют обязательные параметры, которые должны быть достигнуты или соблюдены (величина ставки рефинансирования, уровень минимальной заработной платы, нормы амортизации и др.).
Неотъемлемым элементом
Государственное прогнозирование и программирование экономики — разработка и принятие разнообразных прогнозов и программ (планов). Их назначение — дать участникам экономики информацию об ожидаемых изменениях в различных сферах общественного производства, реальном состоянии и тенденциях научно-технического, экономического и социального развития страны. Разработка прогнозов (программ) преследует различные цели:
а) осуществлять желаемое развитие народного хозяйства (приоритетное развитие определенных отраслей, подъем экономики отдельных регионов и др.);
б) предотвращать возникновение кризисов;
в) обеспечивать новое качество процесса интеграции национальной экономики в мировую.
Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и налогового регулирования обеспечиваются государственное потребление и селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, предприятий.
Государственное потребление и государственный заказ. С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики.
Селективная финансовая поддержка
отраслей, регионов, предприятий, так
же как и государственное
— структурная перестройка
— поддержка деятельности малорентабельных предприятий и отраслей (их круг включает, как правило, сельское хозяйство, транспорт, добывающую промышленность и др.);
— сглаживание диспропорций в социально-экономическом
развитии отдельных районов страны
(например, через финансирование затрат,
связанных с содержанием
— поддержка определенных форм и
видов бизнеса (малого, инновационного,
производственного, консалтингового,
лизингового и пр.); проведение в
жизнь крупных эколого-
Денежно-кредитное
Приватизация и национализация
собственности — формы
— уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие секторы экономики;
— расширить сферу действия рыночного
механизма и развить
— привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес (появление смешанного предпринимательства);
— обеспечить "демократизацию" собственности (посредством распределения части акций приватизируемых предприятий между их работниками);
— повысить эффективность использования общественного капитала;
— противодействовать бюрократизации государственного аппарата.
Под национализацией понимается не только появление государственной собственности в результате акта отчуждения частной, но и создание государством "своих" предприятий. Национализация становится необходимой для:
— "оздоровления" отраслей, отдельных предприятий, играющих ключевую роль в национальной экономике;
— укрепления или восстановления государственной монополии на производство и продажу определенных товаров;
— внедрения государственного капитала в передовые, наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быстрой отдачи от инвестиций;
— поддержания определенного
— усиления государственного контроля за процессами структурной перестройки экономики;
— ограничения экономической
Использование государственной собственности в достижении целей регулирования экономики осуществляется в двух вариантах. При первом — госпредприятия в принципе не ориентируются на извлечение прибыли. Главным для них является оказание льготных услуг частному бизнесу и, таким образом, создание предпосылок для его устойчивого функционирования и развития. Другой вариант, напротив, предполагает использование собственности государства в качестве активно функционирующего капитала, рентабельность которого может быть сопоставима с частным сектором экономики. В этом случае государство выступает в качестве предпринимателя.
Важный компонент
По характеру действия выделяют методы административные и экономические. Административные — основываются на силе власти и предусматривают:
— законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.);
— обязательные требования к экономическим субъектам по достижении ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.);
— порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.).
Такие методы являются формализованными,
преимущественно
Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др.
По способу применения различают
методы прямого и косвенного воздействия.
Методы прямого воздействия
Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспечения (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское страхование, помощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвалидам и др.).
Прямое регулирование
Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики государства.
Косвенное регулирование осуществляется, прежде всего, через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую политику, внешнеэкономическую политику государства. Инструментарий налоговой политики в этом случае включает: налоговые скидки на инвестиции ("налоговый кредит"), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы (например, стимулирующие становление и развитие малого бизнеса).