Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:00, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. В этом свете термин регулируемая рыночная экономика обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Государство в экономической системе общества………………………….4
1. 1. Государство как экономический субъект………………………………...4
1.2. Экономические функции государства………………………………………6
2. Государственное регулирование экономики………………………………..12
2.1. Сущность государственного регулирования экономики…………………12
2.2. Объекты, субъекты и цели государственного регулирования…………...15
2.3. Формы и методы государственного регулирования экономики…………17
2.4.Государственное регулирование внешних эффектов и общественных благ………………………………………………………………………………..22
Заключение………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Госрегуллирование.docx

— 48.06 Кб (Скачать файл)

Названные участники выступают  в двух формах: персонифицированной, когда решения принимаются конкретными  должностными лицами (президентом страны, главой кабинета министров, управляющим  центральным банком, губернатором), и ассоциированной, представленной коллективными органами (федеральным  и местными парламентами, правительствами).

Для современного общества характерно наличие и других субъектов регулирования  экономики. Ими являются:

— органы, создаваемые из представителей исполнительной власти, союзов предпринимателей и профсоюзов для регулирования  социально-трудовых отношений;

— различного рода комитеты по поддержке  или развитию отдельных отраслей и регионов из представителей соответствующих  министерств, местных органов власти, союзов предпринимателей. Названные  субъекты заняты преимущественно консультативной  деятельностью, но нередко участвуют  в принятии решений по важным вопросам экономического и социального характера (например, определение минимально допустимого перечня социальных гарантий, которые должны быть отражены в тарифных соглашениях и коллективных договорах).

В развитых странах существует практика создания организаций, имеющих так  называемый общественно-правовой статус. Им передаются некоторые задачи управления, ранее входившие в компетенцию  государственных институтов (например, в ФРГ к ним относятся региональные управления по страхованию, система  местных больничных касс, в Швейцарии  — агентство по поддержке общественного  транспорта и др.). В последнее  время заметно активизировалась роль экспертных, консультативных советов. В них наряду с сотрудниками правительственных  органов входят ученые, представители  различных объединений, фондов, общественных движений. Их рекомендации учитываются  при подготовке решений, принимаемых  государственными органами.

В характеристике субъектов необходимо учитывать и состав агентов экономики, которые испытывают управленческое воздействие государства. Последние  имеют разный социально-экономический  статус: собственники и предприниматели  разных секторов экономики, наемные  работники, домохозяйства, государственные  и муниципальные служащие.

Объектами государственного регулирования  выступают как экономика в  целом, так и сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т.е. то, на что направлено государственное  воздействие. Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, структура производства (секторальная, отраслевая, региональная), занятость населения, денежное обращение, платежный баланс, социальные отношения, экология, внешнеэкономические связи.

Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов регулирования  обусловливает и множество разнообразных  целей, основными из которых являются: обеспечение социально-экономической  стабильности в обществе, достижение устойчивого экономического роста, повышение благосостояния народа.

Отношения, в которые вступают субъекты и другие участники регулирования, можно классифицировать по разным основаниям. Так, по составу участников выделяются отношения: между различными органами государственной власти (например, центральным и местными правительствами); между органами государственной власти и другими экономическими субъектами (предприятиями, домохозяйствами и др.). Своеобразие характера связей между участниками выражается в возникновении социально-экономических и организационно-правовых отношений. В сферу социально-экономических отношений попадают прежде всего отношения собственности, а также трудовые, денежные, финансовые и кредитные отношения. Организационно-правовые отношения опосредствуют введение и применение законов, процедур и норм, регламентирующих хозяйственную деятельность. Законы принимают форму ограничений (запретов) и предписаний обязательных действий экономических субъектов (например, лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности). Процедуры устанавливают порядок действий, права и обязанности участников регулирования экономики (правила предоставления льгот по налогам, долевого участия государства в инвестиционных проектах и пр.). Нормы фиксируют обязательные параметры, которые должны быть достигнуты или соблюдены (величина ставки рефинансирования, уровень минимальной заработной платы, нормы амортизации и др.).

2.3. Формы и методы  государственного регулирования  экономики

Неотъемлемым элементом государственного регулирования экономики являются формы регулирования, различающиеся  по объектам, целям, характеру управленческого  воздействия, используемому инструментарию. Выделяются следующие формы государственного регулирования экономики.

Государственное прогнозирование  и программирование экономики —  разработка и принятие разнообразных  прогнозов и программ (планов). Их назначение — дать участникам экономики  информацию об ожидаемых изменениях в различных сферах общественного  производства, реальном состоянии и  тенденциях научно-технического, экономического и социального развития страны. Разработка прогнозов (программ) преследует различные  цели:

а) осуществлять желаемое развитие народного  хозяйства (приоритетное развитие определенных отраслей, подъем экономики отдельных  регионов и др.);

б) предотвращать возникновение  кризисов;

в) обеспечивать новое качество процесса интеграции национальной экономики  в мировую.

Бюджетное регулирование. Посредством  бюджетного и налогового регулирования  обеспечиваются государственное потребление  и селективная финансовая поддержка  отраслей, региональных систем, предприятий.

Государственное потребление и  государственный заказ. С целью  сглаживания экономического цикла  государство может увеличивать  объем заказа в период кризиса  и депрессии и сокращать его  в периоды подъема во избежание  перегрева экономики.

Селективная финансовая поддержка  отраслей, регионов, предприятий, так  же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных  средств. Ее целями являются:

— структурная перестройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кризис (включая мероприятия по смягчению  последствий возможной безработицы);

— поддержка деятельности малорентабельных предприятий и отраслей (их круг включает, как правило, сельское хозяйство, транспорт, добывающую промышленность и др.);

— сглаживание диспропорций в социально-экономическом  развитии отдельных районов страны (например, через финансирование затрат, связанных с содержанием бюджетных  организаций и социальной защитой  населения, комплексным развитием  территорий и т.д.);

— поддержка определенных форм и  видов бизнеса (малого, инновационного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в  жизнь крупных эколого-экономических  программ.

Денежно-кредитное регулирование  имеет основными целями: защиту и  обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных  ресурсах; укрепление банковской системы.

Приватизация и национализация собственности — формы государственного регулирования, применяемые для  решения комплекса социально-экономических  задач. Продажа государственной  собственности физическим и юридическим  лицам позволяет:

— уменьшить дефицит бюджета, пополнить  его доходами и увеличить средства, направляемые в другие секторы экономики;

— расширить сферу действия рыночного  механизма и развить конкурентную среду;

— привлечь частный капитал в  совместный с государством бизнес (появление  смешанного предпринимательства);

— обеспечить "демократизацию" собственности (посредством распределения  части акций приватизируемых  предприятий между их работниками);

— повысить эффективность использования  общественного капитала;

— противодействовать бюрократизации государственного аппарата.

Под национализацией понимается не только появление государственной  собственности в результате акта отчуждения частной, но и создание государством "своих" предприятий. Национализация становится необходимой для:

— "оздоровления" отраслей, отдельных  предприятий, играющих ключевую роль в  национальной экономике;

— укрепления или восстановления государственной монополии на производство и продажу определенных товаров;

— внедрения государственного капитала в передовые, наукоемкие отрасли, требующие  значительных первоначальных затрат и  не обеспечивающие быстрой отдачи от инвестиций;

— поддержания определенного уровня занятости (увеличение числа рабочих  мест);

— усиления государственного контроля за процессами структурной перестройки экономики;

— ограничения экономической власти крупных монополий; предотвращения (снижения) угроз экономической безопасности страны.

Использование государственной собственности  в достижении целей регулирования  экономики осуществляется в двух вариантах. При первом — госпредприятия в принципе не ориентируются на извлечение прибыли. Главным для них является оказание льготных услуг частному бизнесу и, таким образом, создание предпосылок для его устойчивого функционирования и развития. Другой вариант, напротив, предполагает использование собственности государства в качестве активно функционирующего капитала, рентабельность которого может быть сопоставима с частным сектором экономики. В этом случае государство выступает в качестве предпринимателя.

Важный компонент государственного регулирования — его методы и  инструменты. С их помощью формируются  ресурсы и осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие  государства на экономику.

По характеру действия выделяют методы административные и экономические. Административные — основываются на силе власти и предусматривают:

— законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской  деятельности и др.);

— обязательные требования к экономическим  субъектам по достижении ими однозначно определенных параметров хозяйственной  деятельности (минимального размера  уставного капитала, заработной платы  и пр.);

— порядок организации, ведения  и ликвидации бизнеса (правила государственной  регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и  сроки вносимых ими налогов и  т.д.).

Такие методы являются формализованными, преимущественно предписывающими (что  и как надо сделать в обязательном порядке), влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.

Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др.

По способу применения различают  методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование экономики, при котором государство в  инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие  ему объекты и ресурсы.

Посредством методов прямого регулирования  организуется и функционирует система  государственного социального обеспечения (выплата пенсий по старости, пособий  по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское страхование, помощь многодетным  семьям, субсидии малообеспеченным, инвалидам  и др.).

Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение  состава налогов и сроков их уплаты), кредитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенного  уровня цен для отдельных товаров), внешнеэкономическую политику (введение системы внешнеторговых тарифов  и квот) государства.

Методы косвенного воздействия  призваны создать условия, при которых  субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие  целям экономической политики государства.

Косвенное регулирование осуществляется, прежде всего, через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую политику, внешнеэкономическую  политику государства. Инструментарий налоговой политики в этом случае включает: налоговые скидки на инвестиции ("налоговый кредит"), систему  ускоренной амортизации основного  капитала, специальные налоговые  льготы (например, стимулирующие становление  и развитие малого бизнеса).

Информация о работе Государственное регулирование экономики