Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:00, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. В этом свете термин регулируемая рыночная экономика обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Государство в экономической системе общества………………………….4
1. 1. Государство как экономический субъект………………………………...4
1.2. Экономические функции государства………………………………………6
2. Государственное регулирование экономики………………………………..12
2.1. Сущность государственного регулирования экономики…………………12
2.2. Объекты, субъекты и цели государственного регулирования…………...15
2.3. Формы и методы государственного регулирования экономики…………17
2.4.Государственное регулирование внешних эффектов и общественных благ………………………………………………………………………………..22
Заключение………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Госрегуллирование.docx

— 48.06 Кб (Скачать файл)

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики выступают: операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке, расширение или ограничение кредита  через механизм учетной ставки, варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов, страхование  экспортных кредитов, кредитование перспективных  отраслей и др.

В рамках бюджетной политики государство  оказывает косвенное воздействие  на экономику посредством бюджетных  субсидий на развитие отсталых районов  страны, отстающих отраслей, дотаций  и субсидий на подготовку управляющих и др. Государственное регулирование цен, осуществляемое с помощью косвенных методов, использует инструменты, влияющие на цены экономически — через соотношение между спросом и предложением на рынке. Здесь важную роль играет политика эмиссионная, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и налоговая (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок и др.).

2.4.Государственное регулирование  внешних эффектов и общественных  благ

Важным направлением деятельности государства является регулирование  внешних эффектов. Таковыми признаются эффекты производства или потребления  блага, воздействие которого на третьих  лиц (не являющихся продавцами и покупателями) не отражается в цене этого блага. Примером отрицательного внешнего эффекта  может служить загрязнение окружающей среды металлургическим комбинатом, который выбрасывает в атмосферу  различные вредные вещества. Это  загрязнение вредит здоровью людей, убивает растительность. Не находя отражения в рыночном механизме  ценообразования, внешние эффекты  приводят к снижению эффективности  его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике. Отсюда — потребность в государственном  вмешательстве. Оно необходимо либо для предотвращения вредных последствий (посредством разработки законов, запрещающих  или существенно ограничивающих определенные виды деятельности), либо для компенсации затрат, необходимых  для устранения этих последствий (например, посредством налогов, штрафов).

Наряду с отрицательными рынок сталкивается и с проблемой положительных внешних эффектов, когда производство или потребление какого-либо блага порождает некомпенсируемые выгоды у третьей стороны. Например, услуги здравоохранения, образования приносят выгоду не только тем, кто эти услуги непосредственно получает и оплачивает, но и обществу в целом. Содействие государства расширению положительных внешних эффектов (с помощью субсидий, налоговых льгот) способствует общему подъему эффективности производства.

Особое значение отводится государственному регулированию производства общественных товаров. Они являются объектом потребностей, которые не выражаются через платежеспособный спрос. Общественные товары отличаются от частных, во-первых, тем, что в их потреблении участвуют все граждане без исключения; во-вторых, предоставляются гражданам на равных началах. К общественным товарам относятся, например, обеспечение обороны, бесплатное образование и медицинское обслуживание, освещение улиц, охрана общественного порядка.

Перечисленные блага характеризуются  принципом неисключаемости потребления. Это означает, что выгоды от общественных благ могут получать люди, которые не несли никаких издержек на их производство и не участвовали в их оплате. Таким образом, все будут надеяться получить общественное благо бесплатно (проблема "безбилетника"), а у частного бизнеса не будет стимулов создавать эти блага. Следовательно, рыночная система не выделяет ресурсов на производство общественных благ. Но поскольку потребность в таких благах велика, государство осуществляет финансирование их производства с помощью взыскания налогов со всех членов общества.

Заключение

Вопросы, рассмотренные в курсовой работе, посвящены проблемам государственного регулирования экономики, роли государства  в рыночных отношениях.

Активное вмешательство в экономику  — нормальное явление в жизни  любого государства. По мере роста общественного  разделения труда, усложнения хозяйственных  связей экономическая роль государства  растет. Период противопоставления рынка  государству, а государства —  рынку закончился. Сегодня очевидно, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы общества и отдельного человека, они служат в конечном счете потребностям людей.

И государство, и рынок — две  параллельно развивающиеся и  взаимодействующие формы общественного  развития. Поэтому, принимая решение  об осуществлении экономической  деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного механизмов регулирования экономики.

Роль государства в экономике  очень велика. Оно создает условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

Экономическая теория утверждает, что  рыночная экономика способствует эффективному размещению ресурсов, если в отраслях промышленности осуществляется совершенная  конкуренция. В совершенно конкурентных отраслях индустрии фирмы достигают экономически эффективного уровня объема производства. Для конкурентных фирм предельный доход и цена товара равны, поскольку дополнительный доход, получаемый при производстве одной единицы товара, просто равен цене, которую платят за товар покупатели. Поскольку именно фирмы несут все издержки производства при совершенной конкуренции, то предельные издержки фирм — это и есть предельные общественные издержки.

 


Информация о работе Государственное регулирование экономики