Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:20, реферат

Краткое описание

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Цели и задачи ГРЭ…………………………………………………………5
2. Объекты ГРЭ……………………………………………………………….6
3. Границы вмешательства государства в экономики……………………..8
4. Инструментарий государственного регулирования…………………..12
Заключение…………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономике машиностроения.docx

— 35.71 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование экономики

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Цели и задачи ГРЭ…………………………………………………………5

2. Объекты ГРЭ……………………………………………………………….6

3. Границы вмешательства государства в экономики……………………..8

4. Инструментарий государственного регулирования…………………..12

Заключение…………………………………………………………………..14

Список  литературы…………………………………………………………16

 

     Введение

 

     Во  всех экономических системах, без  исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование  осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной  системе, но экономическая роль государства  все-таки велика.

     Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

     Как известно, возможность ГРЭ появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так  как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование  экономики.

     ГРЭ направленно на решения различных  задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения  прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки  экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером экономических и социальных проблем  в той или иной стране в данный конкретный период.

     Наиболее  развитыми механизмами ГРЭ считаются  механизмы регулирования в некоторых  странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской  Америки. Слабее развито государственное  регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие  от Европы не было социально-экономических  потрясений, аналогичных последствиям II мировой войны и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Однако, государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно при высоких показателях безработицы и инфляции.

     Очень важна роль государственного регулирования  экономики в развивающихся странах, создающих свою независимую экономику  и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному хозяйству  на базе частной собственности.

     Современная экономика невероятно сложна, она  призвана создавать условия для  самых разнообразных видов жизнедеятельности  человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация  построена, можно определить, какие  задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она  может удовлетворить.

     Государственное регулирование экономики — процесс  воздействия государства на хозяйственную  жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

     В качестве основных методов влияния  на экономику для достижения необходимых  обществу результатов государство  использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов  предполагает применение характерных  для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия  на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования  реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является прежде всего то, что он основан  на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта  состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает  организацию управления предприятиями  государственного сектора, государственной  собственностью. Косвенный метод  государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

1. Цели и задачи ГРЭ

 

     Главная задача государственного регулирования  экономики – создание определенных условий для обеспечения нормального  функционирования экономики. Государство  во взаимодействии с рынком поддерживает  и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных  выгод. Государство защищает право  собственности, права потребителей.

     Основные  функции ГРЭ:

     разработка, принятие и контроль над выполнением  хозяйственного законодательства;

     определение приоритетов макроэкономической политики;

     обеспечение условий эффективного функционирования рынка;

     решение тех экономических проблем, которые  рыночный механизм не решает.

     Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.

     Реализация  этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему  приоритетов экономической политики государства как на данном текущем  моментом, так и на перспективу.

     Задачи  ГРЭ:

  1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.
  2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций
  3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности
  4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционныой и научно-технической политики.
  5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.
  6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.
  7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил
  8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.
  9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.
  10. Обеспечение национальной безопасности и др.

2. Объекты ГРЭ

 

     Государственное регулирование экономики как  системное явление предполагает наличие объектов и субъектов.

     Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть все  то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения  условий эффективного функционирования национальной экономики.

     В последние десятилетия спектр объектов регулирования значительно расширился. Объектами государственного регулирования  в большей степени становятся общие условия существования и развития общества. К ним относятся проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества, оборонные и энергетические объекты, а также организации, выполняющие общегосударственные функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров и услуг. Оно финансирует расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.

     К основным объектам ГРЭ относятся: структура  экономики в ее отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном  аспектах. Экономические циклы; формы  собственности; материальные и финансовые ресурсы страны и др. Немаловажным объектом государственного регулирования  экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация  прибыли всегда служат главной целью  хозяйственной деятельности в рыночной экономике.

     Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять  потребность экономики в квалифицированных  и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них  достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту  налогов и прочим негативным последствиям.

     Особое  внимание государственное регулирование  экономики уделяет обращению  денег. Основное направление регулирования  денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.

     Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования  являются цены. Динамика и структура  цен объективно отражают состояние  экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

     Объекты государственного регулирования экономики  различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов  решений. Это следующие иерархические  уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства  в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.

     Субъектами  государственного  регулирования  экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент  Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство  Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную  власть в субъектах Российской Федерации  осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными  договорами о разграничении объектов ведения и полномочий.

     К государственному аппарату, регулирующему  экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится Центральный  Банк Российской Федерации (банк России).

     3. Границы вмешательства государства в экономику

 

     В первую очередь, это правильная организация  денежного обращения.

     Не  менее важным является предоставление государством различных общественных товаров. Механизм свободного рынка  позволяет удовлетворять практически все потребности, которые выражаются в денежной форме, то есть, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: оборона государства, государственное управление, система энергетики, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, контроль экологии и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

     Последствия внешних эффектов также могут  быть устранены только посредством  государства. В процессах рыночного  производства и потребления могут  возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения  и не фиксируемые рынком. Эти внешние  эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неэффективное  распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства  в экономику.

     Перечисленные выше функции, которые выполняет  государство по организации денежного  обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий  внешних эффектов, образуют максимальные границы его вмешательства в  экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции составляют минимально необходимые границы  регулирования реального рынка. Следовательно, нерегулируемого рынка  вообще не может быть, поскольку  в определенном воздействии со стороны  государства нуждается даже самый  совершенный свободный рынок.

Информация о работе Государственное регулирование экономики