Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит также в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание государственного долга методы его обслуживания 5
1.1 Дефицит бюджета и государственный долг 5
1.2 Понятие внутреннего и внешнего государственного долга 9
1.3 Общие принципы обслуживания государственного долга 17
1.4 Обслуживание внутреннего государственного долга 21
1.5 Обслуживание внешнего государственного долга 24
Глава 2. Пути сокращение государственного долга 29
2.1 Анализ государственного долга РФ на примере 2009 года 29
2.2 Проблемы сокращения внутреннего государственного долга 32
2.3 Проблемы сокращения внешнего государственного долга 36
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 74.19 Кб (Скачать файл)

Финансовый механизм конверсионной  схемы состоит в ликвидации части  внешней задолженности путем  его обмена на национальные активы – национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и  т.п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты:

-  долг в обмен на экспорт. Имеется к виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминиевая, авиационная промышленность и другие), которые уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.

-  долг в обмен на собственность. Этот вариант проводится в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятии и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности в собственности при конверсии долга.

-  долг в обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установление таких налоговых льгот для инвесторов – держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям.

Разрешение на конверсию  должно предоставляться только при  осуществлении инвестиций, важных для  экономики России. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

-  выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этот вариант используется в мировой практике в следующих случаях. Выплаты осуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и доходами могут осуществляться лишь по истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум – через год).

-  долг в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк) и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

-  реструктуризация долга. Этот способ регулирования задолженности весьма распространен в современных условиях. Под реструктуризацией понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Для оценки государственного внешнего долга также применяются  показатели процентного соотношения  суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в  экспортной выручке, характеризующие  уровень долгового бремени для  национальной экономики.

Таблица 2.4 Динамика государственного внешнего долга России

Дата

Сумма, млрд. долл. США

1991, 25 декабря

95,0

1997, 31 декабря

123,5

2000, 1 января

158,7

2001, 1 января

143,7

2002, 1 января

133,5

2003, 1 января

125,7

2004, 1 января

121,7

2005, 1 января

114,1

2006, 1 января

76,5

2007, 1 января

52,0

2008, 1 января

44,9

2009, 1 января

40,6

2010, 1 января

37,6


Источник: данные Федеральной  службы государственной статистики РФ.

 

 Глава 2. Пути сокращение государственного долга

2.1 Анализ государственного долга РФ на примере 2009 года

Структура российского внешнего долга за последние годы претерпела существенное положительное изменение. Данные анализа (табл. 3.1.) показывают, что  доля государственного долга резко  сократилась — если на долю правительства  и ЦБ в 2000 году приходилось 80% всего  внешнего привлечения, то в 2004 году эта  доля упала до 49%, а в 2009 году до 7%. Зато банки и компании воспользовались  доступностью внешних рынков и за предыдущие годы серьезно увеличили  свои внешние займы. Долг российских компаний за период с 2004 по 2008 год вырос  на 205 млрд. долларов, а долг российских банков за этот же период возрос на 134 млрд. долларов.

Таблица 3.1 Структура внешнего долга России, 2000–2008 годы

 

2000

2004

2008

2000

2004

2008

млрд. долл. США

%

Всего

160,0

213,5

480,5

100

100

100

Государство

128,6

105,5

32,8

80

49

7

Банки

9,0

32,3

166,3

6

15

35

Компании

22,4

75,7

281,4

14

35

59


Источник: данные ЦБ РФ и  Альфа-Банка.

Текущая ситуация в области  государственных заимствований  характеризуется проведением достаточно взвешенной политики в области внешних  и внутренних заимствований, а также  переходом к применению методов активного управления долгом с целью сокращения расходов на его обслуживание.

Кроме того, в августе 2009 г Россия полностью досрочно погасила долг перед Парижским клубом кредиторов на 23,7 млрд. долл., и таким образом, может считать себя свободной  от долгов бывшего Союза. При этом растут российские рейтинги, что также  является хорошим подспорьем при  выходе на внешние рынки. В январе Международное рейтинговое агентство Fitch изменило прогноз рейтинга России на «стабильный» с «негативного», подтвердив рейтинг на уровне «ВВВ». В декабре  тоже самое сделало агентство Standard & Poor`s.

Все это на руку России, ведь, как известно со слов главы российского  финансового ведомства Алексея  Кудрина, в 2010 году, несмотря на то, что  текущий уровень цен на «черное  золото» способен снизить уровень  бюджетного дефицита, РФ займет за рубежом 17 млрд. долларов, что повысит долг РФ до 10 % ВВП.

Россия «будет находиться в уверенной зоне заимствований» ближайшие 5-7 лет», - уточнил министр. А высокие нефтяные цены – 70 долл. за баррель, лишь помогут договариваться с кредиторами, отмечают аналитики.

«Россия работает на имидж  надежного заемщика, соглашается  главный экономист УК «Финансовый  Менеджмент» Александр Осин. - На начало 2009 года государственный долг России был, с точки зрения мировой  практики, очень невысок: 35 млрд. долларов в валюте и 40 млрд. долл. в рублях, что в сумме составляет 7 % ВВП».

Тем не менее, погашение части  внешнего государственного долга, вследствие его размера, очевидно, не решает проблемы общего внешнего долга РФ, корпоративного и государственного, размер которого составляет порядка 500 млрд. долл. или 30 % от ВВП, отмечает он. Величина существенно  превышает аналогичные показатели стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), указывает А.Осин. К примеру, для Индии и Бразилии этот показатель составлял по последним данным около 12 %.

Таблица 3.2 Относительные  индикаторы изменения государственного долга России

Показатель

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Государственный долг (млрд.руб.),

в том числе:

4190,2

3944,8

3076,8

2435,3

2648,6

2717,9

- внутренний

682,0

778,5

875,4

1064,8

1301,2

1499,8

- внешний

3508,2

3166,3

2201,4

1370,5

1347,4

1218,1

Государственный долг (% к  ВВП),

в том числе:

31,6

23,3

14,2

9,1

9,1

8,7

- внутренний

5,1

4,6

1,1

4,0

4,5

4,9

- внешний

26,5

18,7

10,1

5,1

4,6

3,8


Источник: составлено автором.

При сохранении доминировавшей в 2002-2009 гг. тенденции сокращения внешних  займов РФ рынок уже в ближайшие  годы может начать переоценивать  российские суверенные, корпоративные  инвестиционные риски, что упростит процесс притока в российскую экономику инвестиций, прежде всего, прямых инвестиций.

«Для России, с точки  зрения перспективы ближайших лет, существует необходимость законодательного ограничения внешних займов и  нивелирования данных мер для  экономики за счет роста государственных  инвестиций, увеличения объема госгарантий, кредитных субсидий, - говорит А.Осин. - Существенно возрастает в данном случае и актуальность проблемы сокращения инфляционного давления в экономике  России».

2.2 Проблемы сокращения внутреннего государственного долга

Для того чтобы последствия  роста внутреннего долга для  страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать  определенные меры по управлению долгом.

Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных  налогов и, в-третьих, секвестирование  бюджета. Если государство финансирует  дефицит бюджета путем выпуска  денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам  даже отрицательными. Однако такой  ход событий может привести к  гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует  учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных  бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также  ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при  изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.

Введение специальных  налогов или повышение налоговых  ставок позволит в краткосрочном  периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный  долг. В долгосрочном временном интервале  это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

В целом приоритет государственных  внутренних заимствований над внешними в целях рефинансирования государственного долга в сложившихся условиях представляется оправданным. Сложившиеся  позитивные изменения на рынке государственных  внутренних заимствований в условиях сохранения устойчивого платежного баланса позволили правительству  РФ в 2005 г. планировать привлечение  финансовых ресурсов на внутреннем рынке  заимствований в объеме 210,8 млрд. руб. При этом погашение ранее  размещенных государственных бумаг  составит 122 млрд. руб. Соответственно чистое привлечение финансовых ресурсов с внутреннего рынка заимствований  в 2005 г. составило 88,8 млрд. руб., что не повлияло на увеличение процентной ставки на внутреннем кредитном рынке. Положительным  фактом является то, что данные заимствования  носят среднесрочный и долгосрочный характер от 3 до 15 лет.

Таблица № 3.3 Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

По состоянию на

Объем государственного внутреннего  долга РФ, млрд. руб.

всего

в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации

01.01.1993

3,57

0,08

01.01.1994

15,64

0,33

01.01.1995

88,06

2,14

01.01.1996

187,74

7,46

01.01.1997

364,46

17,24

01.01.1998

490,92

3,47

01.01.1999

529,94

0,88

01.01.2000

578,23

0,82

01.01.2001

557,42

1,02

01.01.2002

533,51

0,02

01.01.2003

679,91

8,62

01.01.2004

682,02

5,58

01.01.2005

778,47

12,93

01.01.2006

875,43

18,86

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36


Источник: данные Министерства Финансов РФ.

 

В целом анализ показывает, что рынок государственного внутреннего  долга фактически способен выполнять  функции аккумулирования источников бюджетного дефицита, стабилизации денежного  оборота и способа регулирования  ликвидности банковской системы. Вместе с тем он пока не стал инструментом поддержки экономического роста  и инвестиционной активности.

По состоянию на 01.12.2010 объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации составил 2579,1 млрд. руб.

Расширение объемов государственных  внутренних заимствований должно осуществляться с учетом мер по минимизации финансовых рисков. Это предусматривает увеличение средних сроков обращения размещаемых  долговых инструментов и сокращения спекулятивной составляющей, расширение спектра применяемых долговых инструментов, а также удержанием процентных ставок на уровне, близком к показателю инфляции, в целях дальнейшего  сокращения доли расходов на обслуживание государственного внутреннего долга  в общих расходах федерального бюджета  и объеме ВВП.

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, за 11 месяцев 2010 г. увеличился на 24,76% до 454,913 млрд. руб. Об этом свидетельствует  информация Департамента международных  финансовых отношений, государственного долга и государственный финансовых активов Министерства РФ.

Информация о работе Государственный долг