Денежное обращение в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:41, контрольная работа

Краткое описание

Особое место в истории денежно-кредитной системы страны занимает период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов. Фашистской Германии, осуществившей вероломное нападение на Советский Союз и развязавшей кровопролитную войну, страна противопоставила всю свою мощь, мобилизовав духовные и физические силы народа, для которого в эти годы девиз «Все для фронта, все для победы» стал основополагающим принципом жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Финансы в условиях военной экономики……………………………………………4
2. Изменения в денежном обращении в годы войны…………………………………11
3. Денежная реформа 1947 года……………………………………………………...…15
Заключение……………………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………………...18
Тест………………………………………………………………………………………19
Вопросы………………………………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

история финансов.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

В самом начале войны правительство по предложению Наркомата финансов приняло решение о сокращении всех расходов бюджета, не связанных непосредственно с обеспечением военных действий, и в частности, на содержание административно-управленческого персонала предприятий и организаций, на строительство ряда хозяйственных предприятий, на подготовку кадров, социальное страхование и др.     

Рост  расходов бюджета на нужды фронта, естественно, обусловил снижение затрат на народное хозяйство, которые уже  во втором полугодии 1941 г. были сокращены на 21,6 млрд. руб. В 1942 г. народно-хозяйственные расходы составили 31,6 млрд. руб., а в 1943 г. – 33,1 млрд. руб. Строительство новых предприятий на востоке страны, развитие сельского хозяйства, восстановление районов, освобожденных от оккупации, потребовали значительного увеличения бюджетных ассигнований. В 1944 г. эти ассигнования достигли 53,7 млрд. руб., а в 1945 г. – 74,4 млрд. руб. Всего за четыре с половиной военных года на финансирование народного хозяйства было израсходовано 216,3 млрд. руб., или более 20% всех ресурсов государственного бюджета.      

Финансовые  органы в центре и на местах сосредоточили  свою работу на проведении жесткой  экономии расходов, укреплении дисциплины в использовании средств, на поиске новых источников доходов.      

Одним из таких источников стали государственные  займы. Было выпущено четыре военных  займа на общую сумму 89,7 млрд. руб., а также четыре денежно-вещевые  лотереи, общая сумма реализованных  билетов которой составила 13,0 млрд. руб.      

Поскольку займы военных лет выпускались сроком на 20 лет, государство имело возможность маневрировать этими финансовыми ресурсами долгое время, в том числе используя их главным образом для вложений в развитие промышленности.     

На  втором этапе войны бюджетные  расходы на народное хозяйство, как уже отмечалось, начали резко возрастать. Эти средства в первую очередь направлялись на капитальные вложения, связанные с созданием промышленной базы на востоке страны на основе предприятий, эвакуированных из западных районов. В результате Урал и Сибирь стали надежной индустриальной базой военной экономики, обеспечивающей производство всех видов вооружения и военной техники.       

Всего за время войны в промышленности было построено и введено в  действие 3500 новых и восстановлено 7500 крупных предприятий.      

Бюджетные средства преимущественно инвестировались  в машиностроение, металлургию, угледобычу, энергетику, т.е. в базовые отрасли  тяжелой промышленности. За период войны ассигнования в тяжелую  промышленность, машиностроение и отдельные  промышленные строительства составили 124,96 млрд. руб. При этом лишь 26,82 млрд. руб. было направлено в легкую и пищевую промышленность.      

В годы войны продолжалось, хотя и  в меньшем размере, чем в мирное время, выделение ассигнований на сельское хозяйство, прежде всего на функционирование совхозов и машинно-тракторных станций, находившихся полностью на бюджетном финансировании.     

По-прежнему в государственном бюджете предусматривались крупные статьи расходов на народное образование, медицинское обслуживание населения, выплату пособий и пенсий, в том числе пособий многодетным матерям и семьям военнослужащих, пенсий инвалидам войны. Значительные ассигнования выделялись на подготовку рабочих кадров из числа молодежи и женщин, заменивших ушедших на войну мужчин.     

Вследствие  сокращения производства гражданской  продукции снизился объем розничного товарооборота. Уменьшение объёмов  потребления привело к тому, что скорость оборота денег замедлилась. Объем наличных денег в стране увеличился по сравнению с реальной потребностью в них. Нельзя также забывать и о том, что на всех оккупированных территориях, в том числе и на временно занятых территориях СССР, немцы в большом количестве выпускали фальшивые денежные знаки. В результате к моменту окончания Великой Отечественной войны количество денег, находившихся в обращении, увеличилось примерно в 4 раза по сравнению с довоенным уровнем.

 

 

 

 

 

2. Изменения в денежном  обращении в годы войны

 

 

     Трудности военного времени, особенно первых трех лет войны, отрицательно сказались  на состоянии денежного обращения.      

Условия военного времени выдвинули на первый план задачу улучшения работы по мобилизации денежных средств, использованию всех возможностей для привлечения денежной наличности в кассы Госбанка, укреплению кассовой дисциплины, ускорению оборачиваемости денег.     

Для покрытия издержек войны государство  прибегло к эмиссии денег, которая  выступала как источник финансирования. Эмиссия денег вызывалась в основном двумя причинами: необходимостью сбалансировать государственный бюджет, расходы которого в первые три года войны были выше доходов; широкими операциями по кредитованию работ, связанными с восстановлением народного хозяйства в освобожденных районах.     

Госбанк СССР не имел утвержденного Правительством кассового плана первого месяца войны, в котором были бы определены размеры эмиссии денег. Поэтому размер эмиссии первых дней войны был определен не на основе заранее разработанного плана, а по заявкам контор Госбанка СССР. Необходимость в значительной эмиссии в первые дни войны   возникла  по   следующим  причинам.   Во-первых, нужно было немедленно произвести денежные расчеты с воинами, мобилизованными в ряды Красной армии. Во-вторых, наличные деньги были нужны для пополнения денежной кассы воинских подразделений, направляемых на фронт. В-третьих, за счет эмиссии происходило формирование оборотной кассы и резервных фондов полевых учреждений Госбанка СССР.      

Одним из факторов, сдерживавших эмиссию в первый месяц войны, явилось постановление Совета народных комиссаров о блокировании вкладов  населения в сберегательных кассах. Согласно этому постановлению выдача наличных денег со вкладов в сберегательные кассы ограничивалась с 23 июня 1941 г. (за редким исключением) суммой в 200 руб. в месяц. Установленный порядок выдачи наличных денег со вкладов действовал до 1 января 1944 г. Ограничения в выдаче вкладов были экономически необходимы и целесообразны. Так, в первый месяц войны была введена карточная система продажи хлеба и других продуктовых товаров. Продажа одежды, обуви и некоторых товаров повседневного спроса производилась по талонам. Причем цены на основные потребительские товары не повышались. В результате проведенных мер не произошло значительного увеличения количества денег в обращении, что оказало стабилизирующее влияние на товарные цены.     

Была  прекращена выдача ссуд под залог  облигаций государственных займов, покупка у населения облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1938 г. и т. д. Антиинфляционный характер имел также установленный порядок компенсации за неиспользованный отпуск. В течение войны отпуска трудящимся не предоставлялись, а деньги за неиспользованные отпуска перечислялись в сберегательные кассы на специальные вклады рабочих и служащих. Деньги со вкладов можно было использовать только после окончания войны.     

Для увеличения бюджетных доходов, уменьшения дефицита государственного бюджета и сокращения размера выплат наличных денег были установлены два новых налога, а именно: военный налог и налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Кроме этого, были повышены ставки сельхозналога и местных налогов, что также имело антиинфляционную направленность.     

Наряду  с мерами по ограничению выдачи средств активно проводились меры по стимулированию притока новых вкладов. Огромное значение для уменьшения эмиссии денег и ослабления ее влияния на товарные цены имели вкладные операции полевых учреждений Госбанка СССР. Работникам этих учреждений было поручено провести разъяснительную работу среди офицеров Красной армии о целесообразности хранения денег в полевых учреждениях Госбанка. Военнослужащие — вкладчики полевых учреждений Госбанка имели право получать свои денежные вклады полностью или частично как лично, так и через доверенных лиц в любом учреждении Государственного банка по предъявлении единой вкладной книжки и документа, удостоверяющего личность получателя денег.     

Кроме данных антиинфляционных мероприятий, проводилась широкая пропаганда добровольного сбора денежных средств сначала в Фонд обороны страны, а затем — на постройку самолетов и танков. Большое значение для регулирования и укрепления денежного обращения имело широко развернувшееся патриотическое движение трудящихся по оказанию помощи фронту в виде денежных взносов. Одним из источников бюджета стали государственные займы. Бюджет от займов, размещаемых по подписке, составил 87,7 млрд. руб.2 Было выпущено четыре военных займа, а также четыре денежно-вещевые лотереи, общая сумма реализованных билетов которой составила 13 млрд. руб. Всего за годы войны в фонды обороны и Красной армии в совокупности поступило свыше 16 млрд. руб. наличными деньгами, 13 кг платины, 131 кг золота, на 1,7 млрд. руб. других драгоценных металлов, свыше чем на 4,5 млрд. руб. облигаций государственных займов.3     

Постоянное  внимание, уделяемое Правительством проблемам денежного обращения, нашло свое отражение в организации управления планированием и регулированием денежного обращения. Вместо квартальных кассовых планов Правление Госбанка СССР было обязано представлять на утверждение Правительства месячные кассовые планы, что позволяло более оперативно решать данные вопросы в быстроменяющихся военных и экономических условиях тех лет.     

В годы войны была улучшена система инкассации наличных денег, что также облегчало регулирование денежного обращения. В целях улучшения кассовой работы в ноябре 1941 г. при конторах был создан аппарат главных кассиров, что способствовало более четкой организации кассового хозяйства.     

Государственный банк СССР в труднейших условиях военной  экономики обеспечивал своевременный вывоз ценностей из районов, временно занятых врагом, и сохранность этих средств, а также строгое соблюдение в эвакуированных банковских учреждениях правил бухгалтерского и статистического учета и отчетности.     

В результате принятых мер денежная система  Советского Союза достойно вышла  из испытаний Второй мировой войны, чего нельзя сказать о денежном обращении большинства государств, участвовавших в войне. Нарушение денежного обращения было характерно для всех стран, оккупированных Германией, в которых рост денежной массы за период 1939 — 1944 гг. происходил в условиях сокращения производства и товарооборота. Исключение составили США и Канада, в которых наряду со значительным увеличением денежной массы наблюдался рост производства и товарооборота. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Денежная  реформа 1947 года

 

 

     Вторая  советская денежная реформа была проведена в 1947 г. Ее необходимость  определялась тем, что в годы войны (1941—1945 гг.) резко возросли военные расходы, тогда как производство потребительских товаров сократилось, уменьшился розничный товарооборот. Для покрытия возрастающего дисбаланса выпускалось в обращение большое количество денег. Кроме того, реформа назрела потому, что на временно оккупированной территории гитлеровцы выпускали фальшивые деньги, что тоже увеличило их излишек в обращении. Необеспеченность денег товарной массой понизила их покупательную силу. Реформа была необходима также для нейтрализации спекулятивных элементов, накопивших денежные запасы и сохранявших их в кубышках.      

Был разработан вариант изъятия излишней массы денег из обращения путем  денежной реформы, что диктовалось  жизнью и являлось объективной необходимостью. Реформа связывалась с отменой карточной системы, которую не удалось провести в 1946 г. или первой половине 1947 г. из-за постигших страну в 1946 г. большой засухи и неурожая. В сентябре 1946 г. было осуществлено важное подготовительное мероприятие к денежной реформе, заключавшееся в сближении коммерческих и пайковых цен путем снижения первых и повышения вторых. Повышение пайковых цен было компенсировано увеличением мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим заработной платы (хлебной надбавки).     

Благоприятное развитие промышленности (достижение к концу 1947 г. довоенного уровня) и сельского  хозяйства (в 1947 г. урожай превысил на 58% уровень 1946 г.) позволило накопить товарные запасы, необходимые для верной интервенции в момент проведения денежной реформы. Успеху денежной реформы способствовала устойчивая сбалансированность государственного бюджета: в 1946 г. было достигнуто превышение доходов над расходами. Таким образом, во второй половине 1947 г. создались все необходимые экономические и финансовые предпосылки для проведения денежной реформы.     

В декабре 1947 г. было издано постановление  «О проведении денежной реформы и  отмене карточек на продовольствие и  промышленные товары». Денежная реформа  заключалась в обмене находившихся в обращении денежных знаков на новые  в соотношении 10:1 и дифференцированной переоценке денежных накоплений: мелкие вклады в сберегательных кассах до 3000 руб., составляющие 80% всех вкладов, не подлежали переоценке, вклады, превышающие 3000 руб., переоценивались сверх этой суммы в соотношении 3:2 (до 10 000 руб.), а вклады сверх 10 тыс. руб. — в соотношении 2:1. Льготные условия переоценки накоплений были установлены и для держателей облигаций государственных займов: облигации массовых займов обменивались на облигации нового займа в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1938 года — в соотношении 5:1, а облигации займа 1947 года переоценке не подлежали.      

После отмены карточной системы государственные  розничные цены в 1948 г. были на 17% ниже предреформенного состояния цен, а  рыночные цены снизились более чем в 3 раза. Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после ее проведения. Реформа нанесла удар по спекулянтам, державшим свои накопления на руках, и полностью лишила возможности использовать как фальшивые деньги, так и советские, вывезенные оккупантами из СССР.     

В результате реформы были ликвидированы  последствия Второй мировой войны  в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.

 

 

 

 

 

      

 Заключение

 

 

     Военная экономика СССР основана на господстве социалистической собственности на средства производства. Сосредоточение в руках Советского государства  основных средств производства обеспечило быструю перестройку народного хозяйства СССР на рельсы войны.      

На первом этапе войны  произошло уменьшение абсолютных размеров доходной части бюджета. Если в 1944 г. из общей суммы доходов государственного бюджета в 180 млрд. руб. за счёт налога с оборота и отчислений от прибыли страна получила 127,6 млрд. руб., то в 1942 г. общая сумма государственных доходов уменьшилась до 165 млрд. руб.     

Информация о работе Денежное обращение в годы Великой Отечественной войны