Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:34, контрольная работа
В первых строках своей контрольной работы я хочу объяснить актуальность темы «Долларизация мировой экономики и кризис ВМС». Высокие темпы инфляции, низкий уровень развития национальных финансовых рынков, нестабильность валютного и банковского законодательства, характерные для развития мировой экономики в 90-х гг. ХХ века, способствовали стремительному росту уровня замещения валют и активов.
В то же время высокий уровень долларизации экономики не позволяет мировой экономике проводить эффективную денежно-кредитную политику, что усугубляется отсутствием адекватных данных о масштабе этого явления.
Глава 1. Долларизация мировой экономики
1.1. Теории денег………………………………………………………………………………4
1.2. Понятие «долларизации»…………………………………………………………………4
1.3. Последствия долларизации………………………………………………………………5
Глава 2. Кризис международной валютной системы (МВС)
2.1. Понятие и сущность МВС………………………………………………………………..8
2.2. Этапы МВС………………………………………………………………………………..8
2.3. Кризис МВС
По моему мнению - основное средство борьбы с долларизацией - обеспечение макроэкономической стабильности. При ее достижении становятся возможными меры по удорожанию обращения иностранной валюты - введение высоких ставок налога на ее покупку, законодательное установление обязательной разницы между курсом покупки и продажи. Чем больше эта разница, тем менее выгодно приобретать иностранную валюту для краткосрочных вложений. Успешность этих мер может быть обеспечена их постепенностью.
Долларизация мировой экономики делает многие государства зависимыми от экономической конъюнктуры в США. Поэтому совсем неудивительно, что изменения учетных ставок в различных странах в конечном счете определяются ситуацией в долларовой зоне.
По данным Федеральной резервной
системы США, по состоянию на апрель 2000г.
во всем мире обращалось в общей сложности
наличными 560 млрд. долл. Из этой суммы
около 70% находилось за пределами Соединенных
Штатов, прежде всего в России. Последняя
занимает второе место в мире (после США)
по объему оборота наличных долларов.
Глава 2. Кризис международной валютной системы (МВС).
МВС – форма организации
МВС
эволюционирует согласно структурным
сдвигам экономики промышленно развитых
стран. К настоящему времени МВС прошла
в своем развитии три этапа. Характер функционирования
и стабильность системы зависят от степени
соответствия ее принципов расстановке
сил и интересов ведущих стран. При изменении
этих условий возникает периодический
кризис МВС, который завершается ее крушением
и созданием новой системы.
В целом характер функционирования и стабильность МВС зависят от степени ее соответствия структуре мирового хозяйства. При изменении структуры мирового хозяйства и соотношения сил на мировой арене происходит замена существующей формы МВС на новую. Появившись в XIX в., валютная система прошла четыре этапа эволюции: «Золотой стандарт», «Золотодевизный стандарт», Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов и Ямайская система плавающих валютных курсов. Я кратко охарактеризую эти этапы эволюции МВС.
Первая система «Золотого стандарта» юридически оформилась в 1867 году на международной конференции в Париже. Механизм международных расчётов, основанный на золотом стандарте, устанавливал фиксированный курс валют. Это обеспечило длительную стабильность МВС, способствуя при этом развитию мировой торговли. Однако валютный курс прямо зависел от золотодобычи, что явилось недостатком золотого стандарта.
Вторая система «Золотодевизного стандарта» результат решений Генуэзской конференции в 1922 году. Банкноты размениваются не на золото, а на девизы других стран, которые затем могли быть обменены на золото. Девизная валюта – американский доллар и английский фунт стерлингов. Золотодевизный стандарт стал фактически переходной ступенью к системе регулируемых валютных курсов.
Третья система
Четвёртая система «плавающих» валютных курсов или Ямайское соглашение. Основные составляющие международного валютного механизма были изменены. Функция золота в качестве меры стоимости и точки отсчёта валютных курсов упразднялась. Валютные отношения между странами стали основываться на «плавающих» курсах их национальных денежных единиц. Введён стандарт СДР.
2.3. Кризис МВС.
Время доллара прошло. Мировая валютная
система, последние 35 лет ориентированная
на Америку, перестала быть эффективной.
Из кредитора США превратились в должника:
уже десять лет чистая задолженность страны
возрастает на 4% в год, и специалисты полагают,
что в последующие десять лет эта ситуация
не изменится, Вашингтон больше не справляется
с ролью эмитента главной резервной валюты.
Нужен новый лидер.
В конце 40-х годов XX века доля экономики
США в мировом ВВП составляла 70%. А сейчас
- 22%. За тот же период в мировой торговле
доля расчетов, производимых в американской
валюте, возросла с 20 до 70%. То, что еще двадцать
лет назад можно было назвать тенденцией,
сегодня стало реальностью. Помимо очевидности
того, что экономика Америки - долговая,
есть еще и неоспоримость быстрого роста
Китая, и перспективность Евросоюза, и
большие надежды, возлагаемые на вторую
экономику мира, Японию. Не стоит забывать
и о набирающих силу Индии, Бразилии, России
и некоторых азиатских государствах.
В сущности, я хочу сказать о том, что необходимо
восстановить баланс между реальными
возможностями США и зоной ответственности
их платежного средства. Можно спорить
об уместности тех или иных мер, но нельзя
игнорировать очевидное: Америка уже не
может претендовать на роль экономического
лидера, во всяком случае, единоличного.
Существует,
впрочем, и так называемый радикальный
сценарий. Он предполагает, что "под
доллар" будут подведены производственные
мощности и ресурсные запасы ряда стран,
которые согласятся на расчеты своего
внутреннего хозяйственного оборота в
этой валюте. Такие попытки уже предпринимались,
но в целом их нельзя назвать удачными.
С конца
70-х доллар стал и инструментом санации
мировой денежной системы, и средством
вовлечения в мировой оборот новых реальных
активов из стран третьего мира. Американская
валюта широко использовалась для капитализации
военного и политического доминирования
США в развивающихся странах. Господство
доллара воспринималось как достижение
- вот она, общая денежная единица всего
рыночного мира, наглядная демонстрация
успеха в борьбе с коммунизмом, с советским
влиянием. В это время объединение стран
рыночной экономики в зоне доллара строилось
не столько на прагматической основе (снижение
транзакционных издержек у хозяйственных
субъектов с общими деньгами), сколько
на политической.
Казалось, что распад социалистического
лагеря и победа Америки в "холодной
войне" во второй половине 80-х дадут
доллару прекрасный шанс. Наступала новая
эпоха в развитии мировой финансовой системы.
И пришли
90-е, время виртуальных капитальных вложений.
После азиатского кризиса 1997 года и российского
дефолта 1998-го это стало очевидным. Количество
вложений не подтверждалось их качеством.
Доллар проник во внутренний финансовый
оборот некоторых стран, но не смог там
закрепиться. Отсутствовали эффективные
механизмы управления капитальными активами.
И после того как игроки фондового рынка
трезво взглянули на происходящее, чему
немало способствовал демонтаж финансовой
пирамиды, они с тревогой задумались: что
же они приобрели, вкладывая капиталы
в ценные бумаги по всему миру? Громкий
титул собственника или реальный источник
доходов, который должно было бы давать
управление собственностью?
Глобальная
приватизация 90-х годов в какой-то степени
тоже оказалась виртуальной - не удалось
решить главную проблему: как защитить
права иностранных инвесторов на долговременный
доход и управление капитальными активами.
Ведь любая национальная законодательная
система может радикально изменить исходные
условия для инвестора. Нельзя сказать,
что такой эффект стал неожиданностью.
Его предвидели и хотели избежать. В апреле
1996 года планировалось подписание "Общего
соглашения об инвестициях" (Mutual Agreement
on Investments -MAI), однако парламентарии Канады
и Франции заблокировали документ, сославшись
на недопустимость вмешательства в прерогативы
суверенных политических систем. А еще
через год произошел первый показательный
кризис - в Таиланде, повлекший за собой
финансовую лавину в Азии.
Однако
отрицательный опыт - тоже опыт. Итогом
90-х явилась качественно новая ситуация
в экономике. Во-первых, были расконсервированы
капитальные активы, находившиеся под
жестким национальным контролем. Во-вторых,
открылись новые товарные рынки, с которыми
отныне связаны торговые стратегии крупнейших
игроков. В-третьих, мировые финансовые
институты собрали обширную информацию
о состоянии активов по всем значимым
странам, и был сделан важный шаг к общей
оценке коммерческих рисков в мировой
экономике.
"Подвиг"
слабеющего доллара заключался в том,
что он опрокинул барьеры, разделявшие
рынки капиталов по национальной принадлежности.
И створы национальных систем сбережений
открылись для частных компаний. Сформировались
предпосылки пусть и не для универсального
глобального рынка, где бы доминировал
доллар, но для мегарегиональных рынков,
оперирующих собственными валютами - например,
"золотой динар" Махатхира Махамада.
По
моему мнениию, сейчас перед мировой
системой финансов стоит один вопрос:
каким образом рынок будет осваивать огромный
массив капитальных активов, который формально
уже стал конвертируемым, но еще не превратился
в полноценный фактор равновесия в экономике?
Каким образом вычленить виртуальную
составляющую этого массива и, не отказываясь
от нее, найти компенсаторный механизм
для присущей этому сегменту гиперликвидности?
Ясно, что его включение в финансовую систему
потребует и эффективных технологий управления
специфическими рисками, и огромной суммы
денежных знаков, чтобы обслуживать этот
оборот.
По мнению
Г.Тосуняна (президента Ассоциации
российских банков)
МВС существует и действует - это факт,
объективная реальность. Конечно, как
и в любой другой области, нет предела
совершенству. Всякий раз можно говорить
о повышении эффективности МВС, о том,
что она могла бы работать и лучше. Однако
то обстоятельство, что нынешняя международная
валютная система в целом справляется
с основными вызовами, является доказательством
наличия более или менее эффективной системы.
С 1976 года международная
валютная система (МВС) изменилась. В конце
70-х для отдельных индустриально-развитых
государств - Великобритании, Италии, США
- еще были характерны проблемы баланса
платежей. К 1980 году эти проблемы остались
в прошлом, однако многие страны в различных
регионах мира - Латинской Америке, Азии,
Африке и Восточной Европе - столкнулись
с кризисом платежей по внешним долгам.
Подобные катаклизмы, хотя зачастую иного
рода, случались и в 90-х, но МВФ и МВС приспособились
к новым условиям и научились справляться
с кризисом. Кроме того, МВФ успешно решает
проблемы переходных экономик Восточной
и Центральной Европы, а также проблемы
стран, испытывающих экономические трудности
послевоенного восстановления. Все это
свидетельствует о том, что МВС доказала
свою способность приспосабливаться к
изменению условий.
Я думаю,
что существующее положение вещей (на
мировых валютных рынках) требует определенной
коррекции. И она уже происходит. Очевидно,
что доллар был слишком силен, Об этом
свидетельствует огромный дефицит торгового
баланса США. В то же время евро был довольно
слабым. Безусловно, на коррекцию этой
ситуации нужно некоторое время.
Попытки ввести режим фиксированного
курса валют сталкивались с большими трудностями
- как, например, в Аргентине или некоторых
азиатских странах. Такая привязка оправдана
только в течение ограниченного периода
времени. В действительности существуют
два возможных варианта регулирования
обменных курсов.
Первый вариант - определение курса на
основе свободных торгов, как это делается,
например, в Великобритании, где курс фунта
устанавливается исключительно рынком.
Этот механизм оставляет возможность
властям влиять на процессы на валютных
рынках с помощью процентных ставок. Если
курс валюты идет вниз, то падение можно
компенсировать повышением процентной
ставки.
Второй вариант - устранение рисков обменных курсов в пределах региона. Как, например, сделано в рамках еврозоны. В условиях единой валюты региона (в данном случае - евро) спекулятивные игры против валюты исключены. В этом смысле ситуация, например, в Азии резко отличается от Европы. Да, страны Азиатского региона в определенной степени сотрудничают, однако им еще очень и очень далеко до создания единого рынка и единой валюты.
В результате многих предложений специалистов выработаны некоторые подходы, которые могут быть положены в основу новой модели МВС. Это образование нескольких «валютных полюсов» при сокращении доминирующей роли доллара США; отход от свободного «плавания» курсов валют; усиление коллективных мер по регулированию МВС; введение тотальной конвертируемости всех валют; введение евро и превращение его в один из важных звеньев МВС.
Таки образом можно сделать вывод, что направление эволюции МВС определяется ведущими тенденциями трансформации экономики стран, изменениями условий и потребностей мирового хозяйства в целом.
Заключение.
В заключение я хочу сказать, что долларизация мировой экономики делает многие государства зависимыми от экономической конъюнктуры в США. Поэтому совсем неудивительно, что изменения учетных ставок в различных странах в конечном счете определяются ситуацией в долларовой зоне.
Я считаю, что основное средство борьбы с долларизацией - обеспечение макроэкономической стабильности. При ее достижении становятся возможными меры по удорожанию обращения иностранной валюты - введение высоких ставок налога на ее покупку, законодательное установление обязательной разницы между курсом покупки и продажи. Чем больше эта разница, тем менее выгодно приобретать иностранную валюту для краткосрочных вложений. Успешность этих мер может быть обеспечена их постепенностью.
Моя оценка работы современной международной валютной системы не очень позитивна. Я делаю этот вывод исходя из того, что сегодня происходит с МВС: попытки контролировать происходящие в ней процессы в целом оказались не очень успешными. Современную валютную систему характеризует наличие огромных потоков капиталов, перемещающихся по мировому рынку с невероятной скоростью, огромные объемы валютных торгов и валютных спекуляций. Масштабы этих процессов - объем, скорость перемещения финансовых потоков, регулируемых открытым рынком, - намного превышают возможности большинства правительств их контролировать. А в действительности - предпринимать контрмеры против зачастую скоординированных действий международных валютных спекулянтов. Таким образом, попытки одной страны вмешиваться в ситуацию на валютных рынках, чтобы контролировать обменные курсы (например, для поддержания стабильности собственной валюты), редко увенчиваются успехом, если только речь не идет о кратковременной коррекции.