Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:57, доклад
Одними из наиболее недавно появившихся инструментов на рынке государственных ценных бумаг являются еврооблигации. В последнее время объемы сделок на рынке еврооблигаций невероятно быстро увеличиваются. Неудивительно поэтому, что и российские федеральные и муниципальные власти, а также предприятия стали сильно интересоваться рынком еврооблигаций, как одним из возможных факторов привлечения капитала.
В связи с успешными размещениями
правительственных
Однако российский финансовый кризис приостановил победное шествие отечественных еврооблигаций на международном рынке.
После дефолта по облигациям типа Prin и IAN кредитный рейтинг РФ опустился до отметки SD ("выборочный дефолт"), автоматически закрыв России (правительству и отдельным компаниям) выход на рынок капитала. Несмотря на то что после окончания процесса реструктуризации указанных бумаг и заметного улучшения фундаментальных показателей российской экономики суверенная кредитная оценка страны возросла до уровня "В-", специалисты весьма скептически оценивали возможность выпуска РФ каких-либо долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте в 1999–2001 гг.
В 2002–2004 гг. ситуация достаточно радикально
изменилась. Российские долговые обязательства
стали рассматриваться инвестор
Исполнение РФ обязательств по погашению первого выпуска федеральных еврооблигаций в ноябре 2001 г. создало предпосылки для очередного повышения рейтинга, которое и произошло по версии различных агентств в период с ноября 2001 по декабрь 2002 гг. Например, по версии S&P данный показатель приобрел значение "ВВ".
Осторожная политика государства
в части выпуска внешних
Первые выпуски корпоративных еврооблигаций появились на рынке в конце 2001 г., когда стало ясно, что РФ имеет достаточно ресурсов для первого после кризиса погашения еврооблигаций (которое было осуществлено в ноябре 2001 г.). Инвесторы стали интересоваться возможностью вложения средств и в альтернативные государственным бумагам инструменты. Первопроходцем на этом пути стало правительство г. Москва, чей кредитный риск всегда рассматривался близким к суверенному. Столичным властям удалось реализовать на рынке целых два выпуска еврооблигаций на сумму 750 млн. евро в 2001 г. Их примеру последовали Газпромбанк, МТС и "Роснефть", совместными усилиями разместившие в 2001 г. еврооблигаций на сумму 650 млн. долл.
В 2002–2004 гг. объем размещений корпоративных еврооблигаций стал возрастать (региональные власти не могли реализовать существенных размещений "внешних" облигаций в силу ограничений, накладываемых Бюджетным кодексом на привлечение ими ресурсов за рубежом, которое разрешено исключительно в целях рефинансирования существующего внешнего долга). Лидерами данного процесса стали нефтегазовые компании, а крупнейшим заемщиков выступил "Газпром".
По состоянию на 1 октября 2004 г. порядка 40% рынка негосударственных еврооблигаций относилось к нефтегазовому сектору, при этом 32% рынка приходилось на долговые обязательства "Газпрома". Второе место удерживали коммерческие банки (27%), причем по количеству заемщиков эти эмитенты уверенно опережали остальные секторы.
Структура рынка эмитентов негосударственных еврооблигаций РФ по состоянию на 1 октября 2004 г., в % к итогу.
Источник: АЛ "Веди".
Доля компаний и банков, напрямую контролируемых государством, составляла на этом рынке почти 50%, что дает основания говорить о чрезмерной концентрации на рынке ограниченного числа заемщиков. Эта ситуация во многом была обусловлена "делом "ЮКОС"-а" и повышением оценки риска вложений в долговые обязательства частного сектора. Следствием этого стало формирование так называемой "олигархической" премии. Смысл данного явления состоит в том, что долговые обязательства компаний, ассоциируемых с олигархами, имеют доходность выше, чем бумаги, эмитированные близкими к государству корпорациями, даже несмотря на то, что рейтинг последних может быть ниже. Наиболее яркими примерами подобного несоответствия могут служить еврооблигации ГМК "Норильский никель" и "Газпрома". И те, и другие бумаги погашаются в 2009 г., при этом рейтинг первой компании по версии S&P находится на уровне "ВВ", а рейтинг второй уступает ему на одну ступень - "ВВ-". Тем не менее, доходность по еврооблигациям "Норильского никеля" находилась (по состоянию на 28 сентября 2004 г.) на уровне 7.5% годовых, а "Газпрома" - на отметке 6.6% годовых.
Впервые с сентября 1998 года суверенный рейтинг России снизился - оценив антикризисные меры правительства, состояние международных резервов и потребности экономики в финансовой поддержке, агентство Standard & Poor`s понизило рейтинг с BBB+ до BBB, сохранив негативный прогноз. Чуть позже Moody's Investors Service изменило прогноз по страновому рейтингу России в иностранной валюте и рейтингам облигаций РФ в иностранной и местной валюте с "позитивного" на "стабильный". Эти рейтинги установлены на уровне "Ваа1". В сообщении агентства отмечалось, что решение о пересмотре прогноза было вызвано углубляющимся мировым финансовым кризисом, а также (и даже в большей степени) неоднозначной политикой властей в ответ на появившиеся вызовы.
Создание российского рынка иностранных ценных бумаг и еврооблигаций означает для многочисленных корпоративных и частных инвесторов появление новой сферы приложения временно свободных средств. Привлекательность данной сферы связана с тем, что она дает возможность диверсифицировать инвестиционные портфели при одновременном росте надежности и ликвидности используемых активов. Возникновение качественно нового сегмента рынка создаст благоприятные условия для сокращения утечки капиталов из России. Иностранные корпорации в России получат дополнительные возможности для вложения полученной прибыли, что уменьшит объемы ее репатриации.
В долгосрочном плане
это будет содействовать