Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:59, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – определить основы законодательства в части регулирования иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Основные положения ФЗ РФ «Об иностранных инвестициях» 4
2. Законодательные основы регулирования деятельности иностранных инвесторов в РФ 8
3. Новое в законодательстве России в части регулирования иностранных инвестиций 12
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»  №173-ФЗ от 10.12.2003 г. регулирует действия юридических и физических лиц РФ, а также иностранных в отношении совершения ими валютных операций.

В соответствии со ст. 2 настоящего закона, устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля8.

Этот закон не регулирует деятельность иностранных инвесторов прямо, но так как иностранный инвестор является нерезидентом и осуществляет в большинстве случаев инвестирование в иностранной валюте, его валютные операции подвергаются регулированию со стороны соответствующих экономических органов валютного регулирования (Центробанк) в соответствии  положениями закона.

Закон РФ «О соглашениях  о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30.12.1995 г., принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области  недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

В соответствии со ст. 2, соглашение о разделе продукции  является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона9.

Все эти нормативно – правовые акты регулируют деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации и являются основой для их деятельности.

3. Новое в законодательстве России в части регулирования иностранных инвестиций

 

Особый интерес вызывает ФЗ РФ №57 – ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Этот нормативный документ является особо актуальным для регулирования деятельности инвесторов, вкладывающих капитал в отрасли, имеющие стратегическое значение для страны. Этот закон ограничивает прежде всего деятельность иностранных стратегических инвесторов.

Закон установил перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны  страны и без опасности государства (подп. 1-42 ч. 1 ст. 6).

В него входит деятельность, связанная с оружием, радиоактивными материалами, отходами, шифрованием и криптографией, авиационной техникой. Также к деятельности, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороны страны и без опасности государства закон относит осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение в области производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, используемых при производстве вооружения и военной техники; оказание услуг хозяйствующим субъектом, включенным в реестр субъектов естественных монополий (кроме субъектов естественных монополий в сферах услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, услуг по передаче тепловой энергии и передаче электрической энергии по распределительным сетям); осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, включенным в предусмотренный статьей 23 Федерального закона "О защите конкуренции" реестр и занимающим доминирующее положение:

а) в географических границах Российской Федерации на рынке услуг  связи (за исключением услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет");

б) на территориях пяти и более субъектов Российской Федерации на рынке услуг фиксированной  телефонной связи;

в) в географических границах городов федерального значения на рынке  услуг фиксированной телефонной связи.

Закон указывает сделки, которые должны быть предварительно согласованы. Закон предусматривает различные требования к сделкам в зависимости от деятельности общества, а также возможности оказывать влияние на управление, а также принятие решений обществом.

«1. К сделкам, подлежащим предварительному согласованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, относятся следующие виды сделок:

1) сделки (за исключением  сделок в отношении акций (долей), составляющих уставный капитал  хозяйственного общества, имеющего  стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения), в результате совершения которых иностранный инвестор или группа лиц приобретает:

а) право прямо или  косвенно распоряжаться более чем  пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение;

б) право назначать  единоличный исполнительный орган  и (или) более чем пятьдесят процентов  состава коллегиального исполнительного  органа хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, и (или) безусловную возможность избирать более чем пятьдесят процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества;

2) сделки в отношении  акций (долей), составляющих уставный  капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение  и осуществляющего пользование  участком недр федерального значения, если в результате совершения  этих сделок иностранный инвестор или группа лиц приобретает:

а) право прямо или  косвенно распоряжаться десятью  и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал  такого хозяйственного общества;

б) право назначать  единоличный исполнительный орган и (или) десять и более процентов состава коллегиального исполнительного органа такого хозяйственного общества и (или) безусловную возможность избирать десять и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества;

3) сделки, направленные  на приобретение иностранным  инвестором или группой лиц  акций (долей), составляющих уставный  капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение  и осуществляющего пользование участком недр федерального значения, если этот иностранный инвестор или эта группа лиц имеет право прямо или косвенно распоряжаться десятью и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества;

4) договоры об осуществлении  иностранным инвестором либо  входящими в группу лиц коммерческой  организацией или индивидуальным  предпринимателем функций управляющего (управляющей организации) в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение;

5) сделки, направленные  на приобретение иностранным  государством, международной организацией  или находящейся под их контролем  организацией права прямо или  косвенно распоряжаться более  чем двадцатью пятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, или иной возможности блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества либо права прямо или косвенно распоряжаться более чем пятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения;

6) иные сделки, направленные  на передачу иностранному инвестору  или группе лиц права определять  решения органов управления хозяйственного  общества, имеющего стратегическое  значение, в том числе условия  осуществления им предпринимательской деятельности»10.

Совершение указанных  сделок возможно в случае получения  предварительного согласования таких  сделок, которое оформляется федеральным  органом исполнительной сласти. Процедура  получения согласования регламентируется законом. Действие данного согласия имеет определенный срок действия и в течение которого лица вправе совершить сделку. Ст. 11 закона указывает, что срок действия решения о предварительном согласовании сделки определяется Комиссией на основании предложения заявителя и указывается в этом решении.

Следует обратить внимание на правовые последствия несоблюдения требований закона: сделки ничтожны. Суд  применяет последствия недействительности ничтожной сделки в соответствии с гражданским законодательством. Если невозможно применить последствия недействительности ничтожной сделки, а также в случае, если иностранный инвестор в установленный срок не представил в уполномоченный орган ходатайство о согласовании установления контроля в соответствии с частью 5 статьи 7 настоящего Федерального закона, суд по иску уполномоченного органа принимает решение о лишении иностранного инвестора или группы лиц права голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение.

Согласно ст. 166 НК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Так, получить информацию об АО инвестор может в соответствующем  министерстве, курирующем деятельность общества, либо обратиться за разъяснениями в антимонопольный орган. Второй способ потребует больше времени на получение ответа, так как антимонопольный орган будет осуществлять запрос в министерстве.

Эти меры усложняют процесс инвестирования со стороны иностранных инвесторов, но в то же время защищают интересы Российской Федерации.

Заключение

 

Проблемы законодательства в области иностранного инвестирования являются ключевыми для осуществления  иностранных инвестиций на территории любого государства, в том числе и России.

Те экономические и  правовые условия, в которых действуют  иностранные инвесторы (национальный режим) должны быть радикально улучшены, в первую очередь путем оптимизации налогового, корпоративного и инвестиционного законодательства.

Экономической власти необходимо опираться на опыт развитых стран, предоставляющих  иностранным инвесторам «режим наибольшего  благоприятствования» (но с учетом строгого контроля деятельности иностранных  инвесторов для соблюдения государственной экономической безопасности).

Российская Федерация  заинтересована в привлечении иностранных  инвестиций в виде материальных и  финансовых ресурсов, передовой техники  и технологий, управленческого опыта. В связи с этим российское законодательство призвано обеспечить стабильность условий деятельности иностранных инвесторов в целях соблюдения норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.

И хотя в последнее  время российское законодательство в области иностранного инвестирования претерпело ряд положительных изменений, все же необходимо продолжать работу в области его совершенствования и оптимизации.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 3) // Консультант – Плюс
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации // Консультант – Плюс
  3. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 09.07.1999 г. (с редакциями) // Консультант - Плюс
  4. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г. (с редакциями) // Консультант - Плюс
  5. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальный вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. (с редакциями №122-ФЗ) // Консультант - Плюс
  6. Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30.12.1995 г. (в редакциями) // Консультант - Плюс
  7. Закон РФ «О концессионных соглашениях» № 115 – ФЗ от 21.07.2005 // Консультант – Плюс
  8. Закон РФ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года // Консультант - Плюс
  9. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. – М.: Международные отношения, 2002
  10. Инвестиции: учебник /Под ред. Г. П. Подшиваленко. – М.: КНОРУС, 2009. – 496 с.
  11. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации // Бизнес и закон, 2008, №5
  12. Зубарева С. Иностранным инвесторам на заметку // Экономика и жизнь, 2009, №6, с. 11

1 ФЗ РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39 – ФЗ от 25.02.99 // Консультант - Плюс

Информация о работе Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России