Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:17, курсовая работа
Объект курсовой – товарное производство страны. Предмет курсовой работы – экономические отношения товарного производства. Цель работы рассмотреть закон стоимости, выполняющий определенные функции в товарном производстве.
Задачи:
- рассмотреть понятие и функции закона стоимости,
- определить роль закона спроса в товарном хозяйстве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…….. 3
СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ ЗАКОНА СТОИМОСТИ……………………………………………………………..…….. 5
1.1 Сущность товарного производства…..…………………………. 5
1.2 Понятие и формы, функции закона стоимости……..…..…...…. 10
2. РОЛЬ ЗАКОНА СТОИМОСТИ В ТОВАРНОМ ХОЗЯЙСТВЕ….…. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………….. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Функции закона стоимости наглядно показаны на рисунке 1.1
Рисунок 1.1 – Функции закона стоимости
Большинство товаров проходят четыре этапа своего жизненного цикла. Первый этап – это период выведения товара на рынок, внедрения его на рынке и, соответственно, медленного увеличения сбыта. Второй этап – период роста, быстрого расширения сбыта данного товара. Третий этап – период зрелости, когда товар уже добился восприятия большинством потенциальных потребителей, и началось замедление темпов сбыта. Четвертый этап – период упадка, который характеризуется резким падением сбыта товара. Разумеется эти этапы нельзя возводить в абсолют. В реальной жизни имеют место и сезонные колебания, и влияние моды.
Механизмом реализации закона стоимости является разница между индивидуальной и общественной стоимостью товаров.
Современные исследователи и сторонники трудовой теории стоимости утверждают, что не следует упрощать вопрос определения стоимости и цены. Стоимость выражает одну сторону товара и труда - количественную. Качественную сторону товара выражает его потребительная стоимость, и ее назначение - удовлетворять потребности. И если товар не удовлетворяет потребности, то теряется смысл затраченного труда. Поэтому сторонники трудовой теории стоимости определяют цену как диалектическое единство стоимости и потребительной стоимости конкретного товара. Они утверждают, что наряду с законом стоимости действует и закон потребительной стоимости, который гласит: каждый конкретный товар производится с определенными потребительскими свойствами и качеством, необходимыми для удовлетворения соответствующих, периодически меняющихся потребностей, и изменение качественных свойств товара адекватно отражается в его цене.
Действительно, изменение качественных параметров товара меняет и отношение субъектов к нему. В случае изменения качественных параметров товара в направлении, удовлетворяющем современные стандарты потребления, его и спрашивают на рыночном пространстве в большем количестве, т.е. спрос возрастает. При прочих равных условиях в текущем периоде при фиксированных поставках этого товара на рынок его цена поднимется. Таким образом, в цене проявляют себя оба свойства товара: и стоимость, и потребительная стоимость, а деньги являются специфической (но удобной), посреднической формой проявления этого единства. [7, 35]
Эволюция развития форм стоимости показала, что деньги - специфический товар, последовательно и закономерно выделившийся из всей совокупности товаров на роль всеобщего эквивалента. Как товар деньги обладают всеобщей покупательной способностью и всеобщей потребительной стоимостью.
Многовековая практика использования
денег показала, что при определенных
исторических условиях они становятся
средством эксплуатации наемного труда,
средством прогресса или
Специфичность денег приводит к тому, что с их появлением весь товарный мир делится на товары и деньги.
В процессе развития товарного производства и обращения деньги приняли на себя не только функцию посредника, но и рад других функций, ставших проявлением их сущности.
Деньги как мера стоимости. В данной функции деньги выступают как мера затрат труда на производство товара. Являясь всеобщим эквивалентом, деньги учитывают затраты индивидуального и общественно необходимого труда и обеспечивают их сравнение.
Эту функцию деньги выполняют как идеальные деньги. Поскольку стоимость и потребительная стоимость товара проявляют себя в цене, цена товара показывает, какое количество труда должен затратить каждый субъект, чтобы получить количество денег, отраженное ценой, с тем чтобы обменять их на этот товар.
Деньги как средство обращения.
Появление всеобщего
Поскольку товары реализуются по конкретным ценам, то количество денег, необходимых для обращения, прежде всего определялось суммой цен товаров, представленных к реализации. Оно зависело от скорости обращения денежной единицы государства: чем быстрее оборачивается денежная единица, тем больше сделок она обслуживает, тем меньшее количество денег необходимо для обращения. Если количество денег в обращении будет больше, чем требуется для обслуживания сделок, то они потеряют свою покупательную способность и цены возрастут.
С развитием товарного производства и обращения объемы продаж возрастали, поэтому для выполнения функции средства обращения стали использовать субституты (заменители) реальных, полноценных металлических денег - бумажные деньги.
Деньги как средство платежа. В этом качестве деньги выступают с возникновением кредитных отношений, когда продажа товара осуществляется с отсрочкой оплаты. Продавец в этом случае становится кредитором, а покупатель - должником.
Функции денег как средства
обращения и средства платежа
формируют возможность
Мировые деньги. В обороте между государствами деньги выполняют функцию мировых денег, а именно они являются:
- всеобщим средством платежа: если платежи и долги государства за определенный период превышают его денежные поступления от других государств, то деньги выступают как средство международного платежа;
- всеобщим покупательным средством в текущем обмене товарами и услугами между государствами;
- всеобщим воплощением национального богатства при предоставлении займов, субсидировании, при выплате репараций и контрибуций.
Во всех случаях происходит
перемещение части
Вытеснение золота из обращения кредитными деньгами как во внутреннем обороте, так и на мировом рынке, обусловило потерю деньгами к концу XX в. особых черт специфического товара, а именно: во-первых, они больше не срастаются с потребительной стоимостью реального товара, т.е. с потребительной стоимостью благородного металла, во-вторых, как правило, существуют в форме бухгалтерских записей и представляют собой чековые депозиты, кредитные карточки, электронные переводы.
Содержание, эволюция форм стоимости и денег как специфического товара анализировались в рамках концепции трудовой теории стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Дж.С. Милль). Основной постулат данной концепции - стоимость определяется затратами труда.
Прямо противоположные позиции заняли представители теории предельной полезности: У.С. Джевонс, К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк, Дж.Б. Кларк, К. Викселль. Они утверждали, что сведение стоимости к затратам труда или затратам трех классических факторов производства - труда, земли, капитала - недопустимо. Стоимость (ценность) блага определяется степенью его полезного эффекта, удовлетворяющего потребности.
Представители теории полезности
ввели в анализ категории «совокупная
полезность» блага и «
Поскольку у каждого субъекта свои оценочные критерии, то и предельные полезности одного и того же блага для разных субъектов различны. Вместе с тем всех субъектов-потребителей объединяет общая закономерность: полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает относительно полезности первой единицы потребляемого блага. Эта зависимость вошла в экономическую теорию как первый закон Германа Госсена. Был сформулирован также закон убывающей предельной полезности, который гласит: по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. [8, 36]
В товарном хозяйстве продукты
производятся для обмена путем купли-продажи.
На рынке в обменные отношения
вступают два лица – продавец и
покупатель. Каждый из них приходит
на рынок с диаметрально противоположными
интересами. Продавец желает продать
товар подороже, а покупатель –
купить товар подешевле. В результате
этой борьбы продавец и покупатель
приходят к единому интересу, то
есть обмениваются товарами по единому
эквиваленту, в основе которого лежат
общественно необходимые
2. РОЛЬ ЗАКОНА СТОИМОСТИ В ТОВАРНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
В товарном производстве закон стоимости выполняет следующую роль:
Цена – это денежное выражение стоимости товара. В рыночной экономике она является всеобщим инструментом механизма хозяйствования. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляются с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества. В обществе с рыночной экономикой цена выполняет две функции: экономическую и социальную. Экономическая состоит в том, что она:
Социальная сущность цены состоит в обслуживании с ее помощью потребностей различных слоев и групп общества, их доходы, жизненный уровень регулируется многогранными процессами экономических отношений, опосредуемых с помощью цен. В рыночном хозяйстве цена формируется в условиях жесткой конкуренции. Различают конкуренцию внутриотраслевую и межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между отдельными фирмами, предпринимателями, действующими внутри каждой отрасли, за более выгодные рынки сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. В результате этой борьбы устанавливается примерно единая цена на однородную продукцию, в основе которой лежит общественная стоимость, то есть общественно-необходимые затраты труда на производство этого вида продукции. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к единой рыночной стоимости и к единой рыночной цене. Межотраслевая конкуренция – это борьба между различными отраслями хозяйства за более выгодное приложение капитала. Вложив одинаковый капитал в ту или иную отрасль, каждый инвестор вправе рассчитывать на получение приблизительно одинаковой прибыли (рисковые операции в расчет не принимаются), в противном случае капитал будет перемещаться в те отрасли, где доход выше. Перелив капитала из одних отраслей в другие под воздействием межотраслевой конкуренции приводит к тому, что индивидуальные нормы прибыли уравниваются в среднюю норму прибыли, а стоимость товара превращается в цену производства, которая равна издержкам производства плюс средняя прибыль.
Информация о работе Закон стоимости как стимулятор и регулятор товарного производства