Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:19, курсовая работа
Долгое время рынок труда как экономическая категория рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности.
Опираясь на данные таблицы 2 и 3, можно сказать, что в нашем округе не самый высокий уровень безработицы, а в крае один из самых низких, хотя мы только на 13 месте.
Таблица 3 – Сравнительные показатели безработицы (данные на январь - февраль 2011 г.)
г.Москва |
6074,7 |
5888,9 |
185,8 |
71,6 |
69,4 |
3,1 |
Московская область |
3743,3 |
3621,6 |
121,7 |
69,9 |
67,7 |
3,3 |
г.Санкт-Петербург |
2711,1 |
2620,3 |
90,8 |
73,8 |
71,4 |
3,3 |
Ленинградская область |
909,0 |
864,1 |
44,9 |
69,6 |
66,1 |
4,9 |
Белгородская область |
793,5 |
752,2 |
41,3 |
66,0 |
62,6 |
5,2 |
Липецкая область |
596,8 |
564,7 |
32,0 |
65,5 |
62,0 |
5,4 |
Чукотский авт.округ |
32,1 |
30,3 |
1,8 |
82,4 |
77,8 |
5,6 |
Республика Мордовия |
457,5 |
431,3 |
26,2 |
69,4 |
65,4 |
5,7 |
Ямало-Ненецкий |
316,8 |
298,6 |
18,1 |
73,1 |
68,9 |
5,7 |
Тверская область |
703,9 |
660,1 |
43,8 |
66,4 |
62,3 |
6,2 |
Костромская область |
358,3 |
334,1 |
24,2 |
66,5 |
62,0 |
6,8 |
Магаданская область |
103,2 |
96,0 |
7,2 |
77,0 |
71,6 |
7,0 |
Краснодарский край |
2591,7 |
2404,0 |
187,7 |
64,5 |
59,8 |
7,2 |
3.2 Направления государственной политики занятости в РФ
Как показал анализ ситуации в сфере занятости России, безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена. Государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются.
В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию занятости. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.
Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.
Государственная политика любой страны в области занятости решает два основных вопроса. Во-первых, удовлетворение потребности в труде имеющегося капитала: динамично и прибыльно функционирующий капитал – лучшее свидетельство эффективного использования трудотовара и рациональности трудозатрат. Во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условия нормального существования людей: забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства. Правительственная программа содействия занятости населения опирается на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Современная политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:
1. Развитие трудовых ресурсов;
2. Обеспечение равных возможностей граждан в реализации права на добровольный труд и свободный выбор профессии независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии;
3. Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках закона;
4. Обеспечение социальной защиты в области занятости, особенно для граждан, нуждающихся в этом: инвалидов, молодёжи, лиц предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, освобождённых из мест лишения свободы, многодетных родителей;
5. Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;
6. Предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
7. Осуществление программ содействия занятости, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение расходов, предупреждение инфляции;
8. Координация деятельности государственных органов, профсоюзов и иных представительных органов работодателей и работников;
9. Международное сотрудничество в решении проблем занятости и др.
Российское государство гарантирует своим гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приёме на работу. В целях регулирования занятости государство осуществляет разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер. Для осуществления политики занятости государство создаёт координационные комитеты содействия занятости населения из представителей профсоюзов, органов работодателей, служб занятости и др.
Механизм регулирования занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.
Меры государственного регулирования занятости включают разработку целевых и комплексных программ содействия занятости.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.
В России государственная служба занятости была впервые сформирована в 1991 году. В настоящее время в стране действует ФСЗ, 89 её региональных организаций в каждой области, крае, республике, городские и районные центры (бюро) занятости, их филиалы, учебно-методические центры, центры профориентации. В них работает почти 36 тыс. человек.
Организационная структура службы занятости представляет собой систему органов, охватывающих все уровни: федеральный, субъектов РФ и муниципальных образований.
К основным функциям службы занятости населения можно отнести:
В 2011 г. было трудоустроено 65,6%15 от общего числа обратившихся, что на 27,2% больше, чем в 2009 г. Оказывалась поддержка пенсионерам, которых в 2009 г. было трудоустроено 34,3% из числа обратившихся, а занятых трудовой деятельностью и желавших поменять работу было трудоустроено 43,4%16.
Однако Федеральная программа занятости населения по таким показателям, как организация и проведение общественных работ, а также временная занятость подростков не была выполнена. В 2011 г. на общественных работах было занято 391,5 тыс. человек вместо 480 тыс. человек по плану17. Причина - дефицит средств в ряде центров занятости, что существенно сказалось на реализации программы и в 2010 году. Что касается трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо предполагаемого 1,8 миллиона обеспечить работой удалось 1,2 миллиона человек18. Связано это как с нехваткой средств в фондах занятости, так и с отсутствием налоговых льгот для работодателей.
Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятости и предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь таковы: с 1997 г. по июнь 2011 г. более 10 тыс. безработных стали владельцами малых предприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 30,8 тысяч рабочих мест для безработных19. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы20.
Развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п.
Наиболее общими направлениями деятельности этих структур являются:
На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости достигается также путем сохранения имеющихся рабочих мест, а также создания новых. Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.
В 2010 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 235 тыс. рабочих мест. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 524 млрд. руб.
Решение проблемы «очаговой» безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, осуществляется через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.
Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, предоставляются в двух основных формах. Первая - гарантия стабильного источника дохода на определенное законом и социально-экономической необходимостью время. Вторая - гарантия свободы выбора способа своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение года, заниматься поиском работы самостоятельно или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д. Государство не должно навязывать безработному форму не только его занятости, но и незанятости.
Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений не означает создание новых рабочих мест.
Информация о работе Занятость и безработица. Государственная политика занятости