Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности безработицы и рассмотрение специфических особенностей данного вопроса на современном этапе. Сложность и неоднозначность ситуации, обусловленная спецификой государственного контроля над рынком труда и общей экономической политикой, и повлияли на мой выбор данной темы для курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
1)охарактеризовать понятие безработицы в целом;
2)рассмотреть типы безработицы;
3)проанализировать динамику уровня безработицы за последние годы в РБ;
4)описать пути преодоления безработицы в Республике Беларусь.
1 Безработица: сущность и причины 6
1.1 Сущность безработицы 6
1.2 Причины безработицы 10
2 Типы безработицы и её показатели 13
3 Причины и особенности безработицы в РБ 19
3.1 Причины безработицы в Республике Беларусь 19
3.2 Динамика развития безработицы в Республике Беларусь 20
3.3 Пути снижения безработицы в Республике Беларусь 23
Заключение 26
Список используемых источников. 27
На конец октября 2012 г. на одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию условно приходилось 0,4 безработных (на конец октября 2011 г. – 0,5 безработных). Из общего числа вакансий 80,2 % предназначены для трудоустройства рабочих.
Средний размер пособия на одного безработного в октябре 2012 г. составил 118,3 тыс. рублей, или 13,4 % от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Что касается динамики за последние 10 лет, то можно отметить что численность экономически активного населения снижалась с 2002 г. до 2004 г. включительно. [Приложение Б] Начиная с 2005 г. и по сей день этот показатель растёт. Численность безработных росла с 2002 г. до 2003г., после чего начала снижаться. [Приложение В] [ 11]
Государственное воздействие на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства.
Политика на рынке труда предусматривает стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников, наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать и ищет работу. [12]
В рамках реализации Плана мероприятий на 2011 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь достигнуты следующие результаты:
1) обеспечено трудоустройство на новые рабочие места, созданные республиканскими и местными органами государственного управления, 181,6 тыс. человек (103,7 % к годовому заданию), в том числе на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд – 2,5 тыс. безработных;
2) оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 200,8 тыс. человек, из них 130,5 тыс. - безработных (соответственно, 100,5 и 101,9 %);
3) направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 20,4 тыс. безработных (97,4 %), в том числе 9,1 тыс. – женщин, 12,6 тыс. – молодежи в возрасте 16-29 лет, из них 2,3 тыс. человек несовершеннолетних;
4) оказано содействие в трудоустройстве 1648 безработным из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (100,2 % к заданию);
5) на постоянную работу трудоустроено 21,0 тыс. безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, из них 11,9 тыс. – в счет установленной брони;
6) профинансированы и компенсированы нанимателям затраты на приобретение специализированного оборудования для создания 145 рабочих мест и трудоустройства инвалидов;
7) адаптированы к трудовой деятельности 499 инвалидов (105,9%);
8) оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2913 безработным (96,1 %);
9) на новое место жительства и работы переселено 363 семьи безработных (106,8 %);
10) в оплачиваемых общественных работах приняли участие 96,7 тыс. человек, в том числе 50,1 тыс. безработных (соответственно, 106,9 и 101,8 %);
В сельской местности обеспечено создание рабочих мест для трудоустройства 21,5 тыс. человек. Из общего количества рабочих мест 419 создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд. В результате принятых мер количество езработных в сельской местности в сравнении с началом года уменьшилось на 1385 тыс. человек (с 7249 человека к на 1.01.2011г. до 5864 на 1.01.2012г.), или на 19,1 %, количество вакансий увеличилось с 6,8 тыс. до 7,0 тыс. рабочих мест или на 2,9%. Особое внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых и средних городских поселениях (далее – малые города). За 2011г. в них создано 29,2 тыс. рабочих мест, или 115,9 % к заданию. Из общего количества рабочих мест 1436 создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.
В целях обеспечения занятости населения в малых городах органами по труду, занятости и социальной защите гор(рай)исполкомов в рамках Государственной программы: оказано содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 52,6 тыс. чел, в том числе 32,6 тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 4,1 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности 798 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 28,1 тыс. человек, в том числе 12,4 тыс. безработных.
В результате принятых мер в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом года уменьшилось на 514 человек (с 6192 человек на 1.01.2011 до 5678 на 1.10.2012), или на 8,3 %, количество вакансий увеличилось с 8,4 тыс. до 8,7 тыс. рабочих мест, или на 3,6 %. Напряженность на рынке труда малых городов на 1.01.2012г. составила 0,7, в целом по республике 0,5.
Итоги текущего мониторинга показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы. Уровень безработицы в течение 2011г. стабилизировался и составлял 0,6 % к численности экономически активного населения (задание Программы — 1,2 -1,5 %). [13]
Окончательные данные по численности занятых за 2012г. будут представлены Белстатом в июне 2013г. По результатам расчета баланса трудовых ресурсов за 2012г.
Выполнение показателей Государственной программы находилось под постоянным контролем Министерства, ход реализации ее мероприятий ежеквартально рассматривался на заседаниях коллегии.
3.3 Пути снижения безработицы в Республике Беларусь
Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:
1. политика государства по стимул
2. стимулирование самозанятости н
3. расширение форм, сфер и условий профессионально
4. разрешение трудовой эмиграции;
5. активное применение в государс
В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образом соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
1. экономическое
стимулирование молодежной
2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
2. Бюджетное субсидирование допол
3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получени
5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы — государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
6. Расширение занятости в будущем
7. Значительно сократить количест
В соотиветствии с проектом Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013г., предусматривается разработка перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым в стране ощущается нехватка кадров. Будет проводиться опрос нанимателей по впросу определения дополнительной потребности организаций в кадрах. Планируется совершенствование методолгии прогнозирования потребности в кадрах организаций различных видов экономической деятельности для формирования заказа на подготовку специалистов, рабочих, служащих в учреждениях высшего, средне специального и профессионально-технического образования. При необходимости на региональном уровне будут созданы отраслевые координационные советы по вопросам подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда.
Информация о работе Занятость и безработица на современном этапе