Введение
Инвестиционная
сфера в последние годы становится
объектом внимания не только российских,
но и региональных властей, деловых
кругов и общества в целом.
Инвестиции играют центральную
роль в обеспечении эффективности
функционирования экономической системы и всего общественного воспроизводства,
поскольку непосредственно влияют на
возможность экономического роста в долгосрочной
перспективе. Инвестиционная активность
относится к числу важнейших показателей
экономической динамики. Их интенсивностью
определяется состояние экономики.
В процессе инвестиционной
деятельности решаются крупные макроэкономические
проблемы: структурная перестройка
национальной экономики и технический
прогресс, возможное преодоление
инфляции, происходит расширение налогооблагаемой базы и пополнение бюджета, увеличение
числа рабочих мест.
При помощи инвестиционной
политики регион непосредственно может
воздействовать на темпы объёма производства,
на изменение структуры общественного
производства и решение многих социальных
проблем.
Предмет исследования: проблемы регулирования
инвестиционной деятельности в Республике
Бурятия.
Цель курсовой работы:
изучение и закрепление знаний по
проблеме инвестиционной политики региона,
а также определение приоритетных
направлений инвестиционной политики в Республике Бурятия.
В рамках поставленной цели
выделено ряд задач:
1) Изучить и изложить теоретические
основы инвестиций и инвестиционных процессов;
2) Раскрыть основные принципы
инвестиционной политики и пути привлечения
иностранных инвестиций в Республику Бурятию;
3) Провести анализ инвестиционных
процессов в Республике Бурятия;
4) Показать проблемы и пути
совершенствования в регулировании инвестиционной
деятельности РФ.
Глава
1. Теоретические основы инвестиционной
политики региона.
1.1 Инвестиции,
инвестиционная деятельность.
В настоящем
Законе используются следующие основные
понятия:
Инвестиции - денежные
средства, целевые банковские вклады,
паи, акции и другие ценные бумаги,
технологии, машины, оборудование, лицензии,
имущественные права, в том числе и на товарные
знаки, кредиты, здания и сооружения, любое
другое имущество (движимое и недвижимое),
интеллектуальная собственность, вкладываемые
в объекты инвестиционной деятельности
в целях получения прибыли (дохода) или
достижения иного полезного эффекта, в
форме:
-капитальные вложения - это
инвестиции, направляемые на приобретение,
создание и модернизацию средств производства
для изготовления товаров и оказания услуг;
-финансовые инвестиции - это
инвестиции, направляемые на приобретение
активов, ценных бумаг, произведений искусства,
банковских депозитов и др.
Инвестиционная
деятельность - это вложения инвестиционных
ресурсов и совокупность практических
действий по их использованию.
Субъекты инвестиционной
деятельности - инвесторы, заказчики, исполнители работ,
пользователи объектов инвестиционной
деятельности и другие участники инвестиционной
деятельности - физические и юридические
лица, в том числе иностранные, а также
государства и международные организации.
Инвесторы - субъекты
инвестиционной деятельности, осуществляющие
мобилизацию инвестиционных ресурсов
и направляющие их на приобретение, создание
и модернизацию средств производства.
Заказчиками могут
быть инвесторы, а также любые
физические и юридические лица, в
том числе иностранные, уполномоченные инвестором
(инвесторами) осуществить реализацию
инвестиционного проекта, не вмешиваясь
при этом в предпринимательскую и иную
деятельность других участников инвестиционного
процесса, если иное не предусмотрено
договором между ними.
В случае если заказчик не является
инвестором, он наделяется правами владения,
пользования и распоряжения инвестициями
на период и в пределах полномочий, установленных
договором, и в соответствии с действующим
на территории Российской Федерации и
Республики Бурятия законодательством.
Исполнителями
работ (подрядчиками), осуществляющими
инвестиционные проекты, могут быть
физические и юридические лица, в
том числе иностранные. Перечень
таких работ устанавливается
законодательством Российской Федерации
и Республики Бурятия, а порядок выдачи лицензий
и сертификатов на выполнение таких работ
определяется Правительством Республики
Бурятия.
Пользователями
объектов инвестиционной деятельности
могут быть инвесторы, а также
другие физические и юридические
лица, государственные и муниципальные органы,
иностранные государства и международные
организации, для которых создаются объекты
инвестиционной деятельности.
В случае если пользователь
объекта инвестиционной деятельности
не является инвестором, взаимоотношения
между ним и инвестором определяются договором
и (или) государственным контрактом об
инвестировании в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации
и Республики Бурятия.
Субъекты инвестиционной
деятельности вправе совмещать функции
двух или нескольких участников.
Объекты инвестиционной
деятельности - вновь создаваемые
и модернизируемые основные фонды,
и оборотные средства, ценные бумаги,
целевые, денежные вклады, научно - техническая
продукция, другие объекты собственности,
а также имущественные права
и права на интеллектуальную собственность.
Запрещается инвестирование
в объекты, создание и использование
которых не отвечает требованиям
экологических, санитарно - гигиенических
и других норм, установленных законодательством,
действующим на территории Российской Федерации и Республики
Бурятия, или наносит ущерб охраняемым
законом правам и интересам граждан, юридических
лиц Республики Бурятия и Российской Федерации.
Инвестиционная
программа - комплекс мероприятий, объединенных
единой системой целевых ориентиров, согласованный по ресурсам,
исполнителям и срокам осуществления,
направленный на эффективное решение
задач в сфере социально - экономического
развития Республики Бурятия.
Инвестиционный
проект - документ, содержащий сведения
о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках реализации
и способах инвестиционной деятельности
по конкретному объекту.
Государственная
гарантия - договор поручительства,
залога, в соответствии с которым
Правительство Республики Бурятия
обязывается отвечать перед кредитором
инвестора за исполнение последним
его обязательств полностью или в части,
определенной гарантией.
1.2 Инвестиционная
политика как инструмент макроэкономического
регулирования.
Главной целью
инвестиционной политики является создание максимально
благоприятных стабильных условий, способствующих
активному притоку инвестиционных ресурсов
в экономику республики.
Основные задачи инвестиционной политики:
1. Содействие повышению эффективности
и конкурентоспособности реального сектора
экономики на основе:
- расширения платежеспособного спроса
на продукцию предприятий;
- поддержки предприятий республики, в
расширении рынков сбыта производимой
ими продукции.
2. Создание четкой и прозрачной схемы
организации и управления инвестиционной
деятельностью в Республике Бурятия, направленной
на:
- достижение реальных результатов;
- увеличение доходов республиканского
бюджета на основе эффективного использования
средств государственной поддержки.
3. Вовлечение в инвестиционную сферу незадействованного
финансового потенциала.
4. Формирование климата наибольшего благоприятствования
для инвесторов посредством:
- развития инфраструктуры инвестиционного
рынка;
- создания условий, обеспечивающих использование
внутренних ресурсов предприятий (амортизации
и прибыли) на инвестиции;
- создания механизма привлечения сбережений
населения на реализацию высокоэффективных
инвестиционных проектов на основе расширения
рынка ценных бумаг и развития систем
коллективного инвестирования;
- содействия в создании полноценных институтов
инвестиционного рынка.
5. Поддержка основных систем жизнеобеспечения
и социальной сферы республики.
6. Повышение эффективности использования
инвестиционных ресурсов.
Приоритетными направлениями действий Правительства Республики
по развитию инвестиционной деятельности
в Республике Бурятия в среднесрочной
перспективе станут:
· Развитие государственно-частного
партнерства как одного из механизмов привлечения
внебюджетных инвестиций в экономику
региона, осуществляемое в рамках Федеральных
законов «Об особых экономических зонах
в Российской Федерации», «О концессионных
соглашениях», а также посредством реализации
механизма Инвестиционного фонда Российской
Федерации.
· Информационная поддержка инвестиционной
деятельности, обеспечение информационной
открытости региона: информационное сопровождение
реализации инвестиционных проектов;
формирование инвестиционно - привлекательного
образа республики; информационное содействие
продвижению на рынки конкурентоспособных
товаров и услуг, производимых предприятиями
республики; обновление и совершенствование
на правительственных сайтах информации
об инвестиционной политике в Бурятии;
презентация инвестиционных возможностей
Бурятии деловой элите России и зарубежья.
· Государственная поддержка
субъектов инвестиционной деятельности с учетом объективной оценки
эффективности инвестиционных проектов,
обеспечение прозрачности их продвижения
с целью отбора наиболее экономически
и социально значимых и повышения интегрального
результата от их реализации.
· Государственная поддержка
проектов общественной инфраструктуры в виде предоставления местным
бюджетам субсидий для их долевого финансирования
на конкурсной основе за счет республиканского
фонда муниципального развития.
· Развитие институциональной
среды, включающее расширение сети
различных финансовых институтов, организацию
системной работы с коммерческими банками
по привлечению кредитных ресурсов в экономику
республики, разработку механизмов привлечения
средств страховых компаний, негосударственных
пенсионных фондов, развитие ипотечного
кредитования.
· Совершенствование государственного регулирования
вопросов распоряжения землями, обеспечение прозрачности процедур
предоставления земельных участков гражданам
и юридическим лицам в соответствии с
действующим законодательством с соблюдением
интересов сторон, что в конечном итоге
снизит законодательные риски в республике
и будет способствовать повышению ее инвестиционной
привлекательности.
· Создание условий для привлечения инвестиций
в освоение крупных месторождений,
развитие транспортной и инженерной инфраструктуры
· Развитие инновационной деятельности
в республике путем повышения инновационной
активности предприятий, модернизации
отраслей через использование научно-технического
потенциала для увеличения объемов реализации
наукоемкой продукции с высокой степенью
добавленной стоимости, совершенствования
нормативно-правовой базы в области регулирования
инновационной деятельности, изучения
спроса и предложения на инновации среди
предприятий и научных организаций, разработки
предложений по установлению устойчивых,
взаимовыгодных связей науки и производства
и т.д.
· Расширение международного
сотрудничества, торгово-экономических
связей с целью привлечения иностранных
инвестиций. В данном направлении важно
расширение форм информационной работы
за рубежом по формированию представления
о потенциале Республики Бурятия среди
инвесторов, привлечение предприятий
к участию в международной выставочно-ярмарочной,
презентационной деятельности.
Принципы инвестиционной
политики:
- направленность на достижение
социально-экономических приоритетов;
- публичность и "прозрачность" формирования
и реализации инвестиционной политики;
- экономическая обоснованность программ
и проектов;
- равные условия доступа и деятельности
на инвестиционном рынке всех субъектов
предпринимательства независимо от форм
собственности, размеров бизнеса ;
- равнодоступность субъектов инвестиционной
деятельности к получению государственной
финансовой поддержки;
- долевой характер инвестирования;
- конкурсность, срочность, возвратность
и платность выделяемых государственных
средств;
- минимизация вмешательства государства
в сферу взаимоотношений субъектов инвестиционной
деятельности;
- презумпция добросовестности всех участников
инвестиционного рынка.
1.3 Принципы
и инструменты реализации инвестиционной
политики.
Для реализации
инвестиционной политики Правительство
Республики Бурятия использует следующие
инструменты регулирования инвестиционной
деятельности:
экономические;
правовые;
организационные.
Экономические
инструменты включают действия Правительства
по реализации структурной политики, формированию
благоприятного инвестиционного и предпринимательского
климата, содействию институциональным
преобразованиям в республике.
Правовые инструменты предусматривают мероприятия
по нормативно-правовому обеспечению
инвестиционной деятельности в республике.
Организационные инструменты подразумевают формирование
оптимальной системы взаимодействия субъектов
инвестиционной деятельности и государства.
Критерии эффективности инвестиционной
политики:
-валовой прирост инвестиций и совершенствование
их технологической структуры;
-прирост валового регионального продукта,
обусловленного инвестиционными вложениями;
-рост реальных денежных доходов населения;
-создание дополнительных рабочих мест;
- повышение эффективности региональной
экономики (отраслей с высокими или опережающими
темпами прироста валовой добавленной
стоимости в товарной продукции, производительности
труда), снижение энергоемкости и загрязнения
природной среды;
-расширение кооперированных связей внутри
и вне республики и повышение их эффективности
на рынке товаров, услуг, капитала;
-рост рыночной капитализации и прибыльности
предприятий;
-высокая региональная и бюджетная эффективность
инвестиций.
1.4 Особенности регулирование
инвестиционной деятельности в Республике
Бурятия.
Государственное регулирование инвестиционной
деятельности включает:
Формы и методы: прямое управление инвестициями;
введение дифференцированных налоговых
ставок и налоговых освобождений; предоставление
финансовой помощи в виде субсидий, субвенций, бюджетных
кредитов, бюджетных займов.
Порядок принятия решений: прогнозы; целевые
и комплексные программы (программа социально-экономического
развития республики, республиканская
инвестиционная программа); регламент
регулирования инвестиционной деятельности;
технико-экономические обоснования, бизнес-планы.
Государственные правовые гарантии: стабильность
прав субъектов инвестиционной деятельности;
государственная защита инвестиций; защита
прав собственности инвесторов.
Мониторинг и контроль: эффективность
вложения государственных инвестиций;
целевое управление государственными
инвестициями.
Приостановление вложения инвестиций:
нарушение законов или условий договора
субъектами инвестиционной деятельности;
субъекты инвестиционной деятельности-банкроты.
Правительство Республики Бурятия осуществляет
государственное регулирование по следующим
основным направлениям:
1. На основе выработанных принципов и
приоритетов в инвестиционном секторе
принимает республиканскую инвестиционную
программу в составе Программы социально-экономического
развития Республики Бурятия на очередной
год.
2. Выступает основным координатором субъектов
инвестиционной деятельности в республике.
3. Принимает нормативные правовые акты
по совершенствованию и стимулированию
инвестиционной деятельности в Республике
Бурятия.
4. Заключает Соглашения о социально-экономическом
сотрудничестве между Правительством
Республики Бурятия, администрациями
муниципальных образований и организациями.
5. Определяет порядок предоставления
средств из республиканского бюджета
(субсидий, субвенций, бюджетных кредитов,
гарантий).
6. Определяет государственный орган исполнительной
власти Республики Бурятия по предоставлению
бюджетных кредитов (государственных
гарантий) организациям на финансирование
инвестиционных проектов, прошедших конкурсный
отбор, в пределах лимита средств, утвержденного
законом о республиканском бюджете.
7. Утверждает в Плане действий Правительства
Республики Бурятия мероприятия на предстоящий
год по реализации:
-закона о республиканском бюджете;
-закона "О Программе социально-экономического
развития Республики Бурятия";
-республиканской инвестиционной программы.
8. Осуществляет контроль за исполнением
республиканской инвестиционной программы,
выполнением Плана действий Правительства
Республики Бурятия.
9. Определяет порядок и проводит конкурсы
инвестиционных проектов, претендующих
на получение государственной поддержки.
10. Совершенствует организационную структуру
управления инвестиционной деятельностью.
Республиканская инвестиционная программа
1. Республиканская инвестиционная программа
- комплекс производственных, социально-экономических,
организационно-управленческих, правовых
и других мероприятий, увязанных по ресурсам,
исполнителям, срокам осуществления, обеспечивающий
эффективное решение экономических и
социальных проблем развития республики.
2. Республиканская инвестиционная программа
на средне- и краткосрочный периоды является
составной частью Программы социально-экономического
развития Республики Бурятия на средне-
и краткосрочный периоды, служит ее ресурсным
обеспечением и представляет собой совокупность
целевых программ, инвестиционных проектов
и объектов, намеченных к финансированию
из всех источников, включая бюджетные
средства.
3. Среднесрочная инвестиционная программа
имеет ежегодную разверстку (годовая республиканская
инвестиционная программа), которая формируется
одновременно с годовой Программой социально-экономического
развития Республики Бурятия и проектом
республиканского бюджета в сентябре
- ноябре месяце года, предшествующего
программированию.
4. Заказчиком республиканской инвестиционной
программы выступает Правительство Республики
Бурятия, обеспечивающее контроль за целевым
использованием государственных средств,
выполнением программных мероприятий.
5. Порядок рассмотрения отдельных проектов
отраслевых программ, критерии их отбора
и включения в республиканскую инвестиционную
программу на предстоящий бюджетный год
устанавливаются Правительством Республики
Бурятия.
6. Управление республиканской инвестиционной
программой осуществляют органы исполнительной
власти (министерства, ведомства), органы
местного самоуправления.
7. Реализация республиканской инвестиционной
программы осуществляется в соответствии
с основными положениями Бюджетного кодекса
Российской Федерации и Федеральным законом
от 06.05.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение
заказов поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
нужд".
8. Механизм реализации республиканской
инвестиционной программы строится на
принципе соблюдения интересов организаций
всех форм собственности, субъектов управления
всех уровней власти, участвующих в ее
реализации.
Конкурентные преимущества Республики
Бурятия.
Основу для стабильного экономического
и социального развития в среднесрочной
перспективе определяют конкурентные
преимущества республики, которые сводятся
к следующим направлениям:
1. Активная деятельность органов государственной
власти Республики Бурятия.
2. Возможность совершенствования структуры
экономики, ориентируя социально-экономическое
развитие республики на поддержку и стимулирование:
перспективных экспортоориентированных
производств;
производств, обладающих большим научно-техническим
потенциалом, способных конкурировать
на мировом и внутрироссийском рынках;
производств, имеющих важное значение
для внутриреспубликанского рынка (пищевая
промышленность, сельскохозяйственное
машиностроение).
3. Значительные запасы минерально-сырьевых
ресурсов (месторождения полиметаллов,
вольфрама, молибдена, фосфоритов, цеолитов,
флюорита), лесных ресурсов, позволяющие
создавать новые производственные мощности.
Республика располагает топливно-энергетическими
ресурсами, достаточными для создания
надежной топливной базы. Рыбохозяйственное
значение имеет озеро Байкал и многочисленные
озерные системы республики.
4. Превращение "байкальского фактора"
из ограничения развития в сравнительное
преимущество для республики через использование
брэнда "озеро Байкал". Наличие на
территории республики озера Байкал, рекреационных
ресурсов (около 360 целебных источников,
20 санаторно-курортных учреждений) обеспечивает
конкурентную базу для развития санаторно-курортных
и туристических услуг.
5. Возможность создания и развития полноценной
индустрии туризма, основывающаяся на
использовании ресурсов озера Байкал
и его прибрежной зоны, национальных парков,
горно-таежных урочищ хребта Хамар-Дабан
и степных пространств. Это позволяет
развивать маршрутный туризм, в том числе
экологический и научный, историко-познавательный,
этнографический, водно-рафтинговый, горнолыжный
туризм, туризм выходного дня и др.
6. Наличие международного аэропорта, регионального
участка Транссибирской железной дороги,
Байкало-Амурской магистрали создают
необходимые условия для организации
транзитного товаропотока и транспортного
обслуживания существующих и вновь создаваемых
производств.
7. Пограничное положение Республики Бурятия
(наличие общей границы с Монголией), близость
переходов через российско-китайскую
границу, а также к странам Северо-Восточной
Азии дает возможность наращивания внешней
торговли и роста экспорта. |
|
|
Органы, регулирующие
инвестиционную деятельность. |
|
Министерство
экономики Республики Бурятия является исполнительным органом
государственной власти Республики Бурятия,
осуществляющим функции по реализации
государственной политики в сфере анализа
и прогнозирования социально-экономического
развития, программно-целевого управления
социально-экономическим развитием республики,
труда и его охраны, социального партнерства,
развития предпринимательской деятельности,
в том числе среднего и малого бизнеса,
внешнеэкономической деятельности, туризма,
торговли и услуг, инвестиционной деятельности
и функции по нормативно-правовому регулированию
в пределах установленной компетенции. |
Глава
2. Анализ региональной инвестиционной
политики Республики Бурятия.
2.1 Инвестиционная
привлекательность Республики Бурятия.
Республика
Бурятия обладает рядом конкурентных
преимуществ, которые создают предпосылки
для привлечения инвестиций и
успешного поступательного развития.
Основными из них
являются: выгодное географическое положение (близость
к странам АТР, транзитные возможности);
важнейшее геополитическое значение для
России; развитая транспортная инфраструктура,
представленная железнодорожными и автомобильными
магистралями федерального значения,
международным аэропортом в г. Улан-Удэ;
значительные запасы и широкий спектр
природных ресурсов; высокий туристско-рекреационный
потенциал; политическая и социальная
стабильность; квалифицированные трудовые
ресурсы; эффективно действующая инфраструктура
поддержки предпринимательства; развитые
международные и межрегиональные связи;
эффективное государственное управление
и высокий уровень разработки документов
индикативного управления.
Причины инвестирования
в Республику Бурятия
1. Наличие квалифицированных
трудовых ресурсов.
2. Наличие значительных
природных ресурсов.
- минерально-сырьевые ресурсы (месторождения полиметаллов, вольфрама, молибдена, фосфорита, цеолита, флюорита, топливно-энергетических ресурсов),
- лесные ресурсы,
- водные ресурсы,
- биологические ресурсы.
3. Высокий туристический потенциал,
Наличие Особой экономической зоны туристско-рекреационного
типа «Байкальская гавань».
Наличие озера
Байкал, объекта мирового природного
наследия ЮНЕСКО, разнообразного ландшафта,
экологически чистой территории, разнообразных
историко-культурных ресурсов.
4. Выгодное географическое
положение (близость к странам
АТР, транзитные возможности). Пограничное
положение Республики Бурятия
(наличие общей границы с Монголией),
близость переходов через российско-китайскую
границу, а также к странам Северо-Восточной Азии
дает возможность наращивания внешней
торговли и роста экспорта.
5. Благоприятное
законодательное обеспечение инвестиционной
деятельности;
6. Политическая
и социальная стабильность;
7. Наличие инфраструктуры
поддержки предпринимательства;
Создан «Фонд поддержки
малого предпринимательства», «Бизнес-инкубатор», «Информационно-методологический
центр сельских территорий», имеющий подразделения в
21 муниципальном образовании.
8. Наличие свободных
земельных участков, доступных для
инвестиций.
2.2 Инвестиционный климат
Республики Бурятия в периоде с 2004 по 2012
годы.
В рейтинге инвестиционной
привлекательности регионов Российской Федерации 2010 – 2011 гг., проведенном
Рейтинговым агентством «Эксперт РА»,
Республика Бурятия по рангу инвестиционного
потенциала поднялась с 56 до 48 места по
России и ее доля в общероссийском потенциале
выросла с 0,594 до 0,687%. В результате инвестиционный
климат республики был оценен как более
благоприятный по сравнению с последними
семью годами, и Бурятия отнесена к регионам
группы 3В1, что означает «пониженный потенциал
– умеренный риск» (ранее с 2004 года по
рангу инвестиционной привлекательности
республика относилась к менее инвестиционно-привлекательным
регионам группы 3В2 - «незначительный
потенциал - умеренный риск»).1
Составляющие
рейтинга инвестиционного потенциала
Республики
Бурятия в 2004-2011 годах.
год рейтинга |
ранг риска |
Доля в обще-
российском потенциале, % |
Ранги составляющих
инвестиционного риска |
Потребительский |
Трудо-вой |
Производст-венный |
Инфраструк-турный |
Финан- совый |
Иннова-ционный |
Институцио-нальный |
Природно- ресурсный |
Туристи-ческий |
2011 |
48 |
0,687 |
56 |
60 |
64 |
71 |
59 |
55 |
62 |
10 |
14 |
2010 |
56 |
0,594 |
56 |
47 |
61 |
71 |
58 |
65 |
71 |
19 |
14 |
2009 |
57 |
0,596 |
58 |
50 |
68 |
70 |
58 |
65 |
64 |
19 |
11 |
2008 |
58 |
0,528 |
58 |
57 |
69 |
78 |
58 |
64 |
61 |
19 |
26 |
2007 |
54 |
0,573 |
58 |
62 |
68 |
80 |
58 |
65 |
63 |
15 |
27 |
2006 |
53 |
0,566 |
57 |
43 |
63 |
79 |
59 |
62 |
62 |
15 |
45 |
2005 |
60 |
0,454 |
57 |
62 |
64 |
74 |
59 |
66 |
60 |
15 |
41 |
2004 |
57 |
0,521 |
54 |
57 |
62 |
74 |
58 |
66 |
61 |
15 |
- |