Инвестиционная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики региона, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в Республике Бурятия.
В рамках поставленной цели выделено ряд задач:
1) Изучить и изложить теоретические основы инвестиций и инвестиционных процессов;
2) Раскрыть основные принципы инвестиционной политики и пути привлечения иностранных инвестиций в Республику Бурятию;
3) Провести анализ инвестиционных процессов в Республике Бурятия;
4) Показать проблемы и пути совершенствования в регулировании инвестиционной деятельности РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая инвестиции.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Значительно улучшились позиции республики по инновационному потенциалу (на 10 позиций - с 65 до 55 места), по институциональному (на 9 позиций  – с 71 до 62 места), по природно-ресурсному (на 9 позиций – с 19 до 10 места). Стабильно  высоким остается ранг республики по туристическому потенциалу (14 место). Неизменным по сравнению с прошлым годом остался ранг Бурятии по потребительскому (56 место) и  инфраструктурному потенциалу (71 место). Несколько снизился ранг по финансовому потенциалу (на 1 позицию – с 58 до 59 места), по производственному (на 3 позиции – с 61 до 64 места) и трудовому (на 13 позиций – с 47 до 60 места).

В рейтинге инвестиционного  риска республика незначительно  уступила свои позиции на 2 места  – с 55 до 57 места. При этом по динамике некоторых частных рисков республике удалось в 2010-2011 годах добиться хороших результатов.

Так, впервые  в 2011 гг. республика заняла топовое  место в рейтинге экономических  рисков, поднявшись по сравнению с  рейтингом 2009-2010 гг. на 29 позиций –  с 32 до 3 места (а в сравнении с рейтингом 2005-2006 гг. – на целых 69 позиций – с 72 до 3 места), что свидетельствует о значительном снижении экономических рисков за счет положительной динамики экономического развития республики за прошедший пятилетний период, в особенности, в 2010-2011 годах.

Составляющие  рейтинга инвестиционного риска

Республики  Бурятия в 2004-2011 годах 

 

год рейтинга

ранг риска

Средне- взвешенный индекс риска  (РФ=1)

Ранги составляющих инвестиционного риска

Законо- дательный

Управлен-ческий

Экономи- ческий

Финан- совый

Социаль- ный

Крими- нальный

Экологи- ческий

2011

57

0,32

-

56

3

68

69

35

64

2010

55

1,143

31

64

32

60

56

63

51

2009

58

1,144

31

58

41

58

64

62

50

2008

50

1,11

18

56

32

59

63

60

52

2007

48

1,116

8

 

61

20

56

69

42

2006

49

1,129

13

 

72

16

64

65

43

2005

63

1,18

10

 

17

57

81

61

50


 

Заняв третье место  и попав в первую тройку российских регионов по уровню экономических рисков, Республика Бурятия наряду с Башкортостаном и Краснодарским краем была награждена 21 декабря 2011 года на IX  Российском региональном конгрессе «Инвестиционный климат: лучшие практики регионов» в номинации «Регионы с минимальными частными рисками. Первая тройка по экономическому риску».

Ощутимы позитивные сдвиги в динамике криминальных рисков. Снижение этих рисков позволило республике подняться за год на 28 позиций – с 63 до 35 места.

По уровню управленческих рисков Республика Бурятия также  поднялась на 8 позиций – с 64 до 56 места, что в определенной степени  положительно характеризует систему  управления, эффективность реализации утвержденных стратегических, программно-целевых документов, отражает снижение уровня административных барьеров и повышение качества оказываемых государственных услуг.

 

Инвестиции  в основной капитал за январь-май 2012 г. 

 

За 5 месяцев 2012 года в экономику Республики Бурятия направлено инвестиций в основной капитал (по крупным предприятиям и организациям) 6,19 млрд.рублей (из них 1,42 млрд.рублей – за май), что на 117,4% выше уровня января-мая 2011 года.

Объем инвестиций на 1 жителя за январь-май 2012 г. составил 6369 рублей, что составило 117,4% к аналогичному периоду прошлого года.

Наибольший объем инвестиций был освоен в добыче полезных ископаемых – 1,75 млрд.руб. или 28,4% (из них 1,5 млрд.руб. или 24,2% - в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых), в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг – 1,57 млрд.руб. или 25,4%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 655,9 млн.руб. или 10,6%, на транспорте и в связи – 642 млн.руб. или 10,4%. Доля обрабатывающих производств составила 9,6% или 592 млн.руб.

Наиболее крупные  инвестиционные проекты, реализация которых  осуществлялась в течение января-мая 2012 года: строительство промышленного  предприятия по отработке Хиагдинского месторождения урана методом подземного выщелачивания ОАО «Хиагда»; увеличение производственной мощности ОАО «Разрез Тугнуйский» в добычу каменного угля на Олонь-Шибирском каменноугольном месторождении; освоение Коневинского золоторудного месторождения (ОАО «Хужир Энтерпрайз»); освоение Инкурского вольфрамового, Жарчихинского молибденового, Окино-Ключевского буроугольного месторождений (ООО «Угольный разрез»); реконструкция и восстановление энергоблока ст.№ 4 на Гусиноозерской ГРЭС; строительство свинокомплекса «Восточно-Сибирского» в Заиграевском районе республики; техническое перевооружение пищевых производств по переработке мяса, молока, производству хлебобулочной продукции, кондитерских изделий («Бурятмяспром», «Бурятхлебпром», «Молоко», «Амта»), модернизация целлюлозно-картонного производства на Селенгинском целлюлозно-картонном комбинате, техническое перевооружение Улан-Удэнского авиационного завода, а также инвестиции в развитие железнодорожного транспорта, связи и т.д.

 

Формирование  благоприятного инвестиционного климата.

 

Формирование  благоприятного инвестиционного климата  – приоритетная задача республиканских  властей, поскольку эффективность  инвестиционной деятельности определяет в конечном итоге конкурентоспособность  реального сектора экономики.

Потенциальный инвестор рассчитывает на определенность и стабильность экономической политики и правового поля региона, в который он приходит. В этом смысле основополагающие региональные документы - Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, а также Программа социально-экономического развития на 2008-2010 годы и на период до 2017 года, в которых определены стратегические цели и приоритеты развития республики, станут базой для выстраивания инвестиционных программ наших деловых партнеров.

Исходя из установленных  приоритетов развития реального  сектора экономики в республиканском  бюджете формируются расходы  инвестиционного характера. Их роль заключается в инфраструктурном обеспечении развивающихся ключевых производственных комплексов, а также в применении к субъектам инвестиционной деятельности действенных финансовых стимулов. В частности, осуществляется:

- модернизация  и создание стратегически важных  для республики объектов транспортной, энергетической, инженерной, информационно-коммуникационной инфраструктуры для развития минерально-сырьевого, топливно-энергетического, транспортно-логистического, туристско-рекреационного, агропромышленного и инновационного комплексов;

- реконструкция  и модернизация жилищного фонда  и инженерно-технической, коммунальной инфраструктуры с целью создания условий для нормального жизнеобеспечения и привлечения частных инвестиций;

- развитие социальной  инфраструктуры с целью повышения  обеспеченности населения республики  объектами здравоохранения, культуры, образования, спорта, физической культуры, социальной защиты;

- адресная поддержка  реализации наиболее значимых, эффективных  инвестиционных проектов, направленных  на повышение конкурентоспособности  республики;

- государственная  поддержка малого предпринимательства;

-    формирование системы поддержки инновационной деятельности в республике;

- реализация  природоохранных мероприятий и  создание условий безопасности  жизнедеятельности.

Большие перспективы  видятся в развитии государственно-частного партнерства как эффективного механизма развития инвестиционной деятельности в плане реализации важнейших как для республики, так и для России в целом крупных комплексных проектов. В этом числе проект «Комплексное развитие Забайкалья», проект туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкальская гавань», проекты региональных зон экономического благоприятствования, значимые региональные инвестиционные проекты. К числу последних относятся региональные проекты  «Создание туристского кластера Тункинской долины Республики Бурятия» (развитие инфраструктуры санаторно-курортной местности «Нилова Пустынь» и «Жемчуг»), «Строительство подстанции «Затон» (инфраструктура города Улан-Удэ).   В рамках государственно-частного партнерства отрабатываются вопросы привлечения на вышеобозначенные цели средств Инвестиционного фонда Российской Федерации; продолжается организация сотрудничества с ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» по созданию регионального центра государственно-частного партнерства.

На основе сформированной в республике правовой базы создания и функционирования зон экономического благоприятствования в 2009 году планируется приступить к практической реализации этого направления. Правительством Республики Бурятия в соответствии с распоряжением от 17.06.2009 № 283-р принято решение о проведении до 1 сентября 2009 года конкурсов по отбору заявок на создание зон экономического благоприятствования промышленно-производственного, технико-внедренческого и туристско-рекреационного типа в Республике Бурятия. С 2010 года резиденты зон экономического благоприятствования получат право на применение законодательно установленных налоговых льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций в пределах сумм, зачисляемых в республиканский бюджет.

Для координации и стимулирования инвестиционной деятельности образован Координационный совет по инвестиционной деятельности при Правительстве Республики Бурятия, возглавляемый заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия по экономическому развитию. В компетенцию Совета входит рассмотрение проектов республиканских целевых программ, отбор инвестиционных и предпринимательских проектов, претендующих на предоставление государственной поддержки и иные вопросы развития инвестиционной и предпринимательской деятельности в республике.

В целях поддержки  организаций, реализующих инвестиционные проекты и стимулирования привлечения  на их реализацию кредитных ресурсов, предприятиям республики на основе отбора проектов предоставляется государственная  поддержка в форме субсидий на компенсацию части процентной ставки по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов. В 2008 году  по итогам отбора инвестиционных проектов была оказана государственная поддержка на сумму 25,2 млн.рублей 22 инвестиционным проектам, предусматривающим модернизацию, техническое перевооружение, расширение производства и ассортимента продукции в производстве молочной, мясной, овощной, кондитерской, ликеро-водочной, пивной продукции, строительных материалов и конструкций, гофротары, мостовых металлических конструкций. Реализация этих проектов позволит сохранить существующие  и создать новые рабочие места в общем количестве 1200 мест, обеспечить прирост налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды на сумму более 2 млрд. рублей.

В 2009 году отобрано еще 9 инвестиционных проектов, которым будут предоставлены субсидии. Это проекты в области строительства, лесопереработки, производства мостовых металлических конструкций, торговли и пр.

В августе 2009 года проведен отбор 8 инвестиционных проектов, по которым принято решение о господдержке в форме государственных гарантий РБ.

Правительством  Республики Бурятия принята и  успешно реализуется  Республиканская целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2008-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 24.12.2007 г. №419, предусматривающая различные формы предоставления субсидий из республиканского бюджета субъектам малого предпринимательства на развитие бизнеса.

На финансирование мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства из республиканского бюджета в 2008 году было направлено около 60 млн.рублей.

Во II квартале 2009 года проведен республиканский конкурс предпринимательских проектов «Лучший проект начинающего предпринимателя». Государственная поддержка была оказана 58 малым предприятиям и предпринимателям в виде предоставления субсидий в размере 500,0 тыс. или 300,0 тыс. рублей на один проект. Из них 22 проекта профинансировано за счет республиканских средств на сумму 10 млн. руб. и 36 проектов за счет средств федерального бюджета на сумму 10,5 млн. руб.

Также были приняты  решения об оказании государственной  поддержки субъектам малого предпринимательства  в виде предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета, в виде поручительств по обязательствам перед российскими кредитными организациями и лизинговыми компаниями, в виде субсидий на возмещение части расходов, связанных с арендной платой за производственные помещения, с  платой за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с оплатой услуг по сертификации продукции и др.

Перспективные направления.

Программой  социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года определены пять конкурентоспособных приоритетных направлений развития экономики. Это:

- добыча и  переработка полезных ископаемых;

- развитие агропромышленного  комплекса;

- развитие лесопромышленного  комплекса;

- развитие туризма;

- создание транспортно-логистического  комплекса.

Республика  Бурятия обладает значительным потенциалом  разведанных запасов полезных ископаемых. Совокупная стоимость разведанных  запасов полезных ископаемых оценивается  более чем в 5,3 трлн. руб.

К наиболее крупным  месторождениям относятся Озерное и Холодненское свинцово-цинковое, Хиагдинское урановое, Никольское угольное, Холтосонское вольфрамо-молибденовое, Холбинское золотоносное и другие.

Интенсивное развитие сырьевого комплекса позволит республике к 2020 году достичь значительных результатов: вклад в ВРП увеличится с 6,5 млрд. руб. до 55,4 млрд. руб./год. Будет создано около 15 тыс. рабочих мест.

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь