Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:57, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики региона, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в Республике Бурятия.
В рамках поставленной цели выделено ряд задач:
1) Изучить и изложить теоретические основы инвестиций и инвестиционных процессов;
2) Раскрыть основные принципы инвестиционной политики и пути привлечения иностранных инвестиций в Республику Бурятию;
3) Провести анализ инвестиционных процессов в Республике Бурятия;
4) Показать проблемы и пути совершенствования в регулировании инвестиционной деятельности РФ.
Значительно улучшились позиции республики по инновационному потенциалу (на 10 позиций - с 65 до 55 места), по институциональному (на 9 позиций – с 71 до 62 места), по природно-ресурсному (на 9 позиций – с 19 до 10 места). Стабильно высоким остается ранг республики по туристическому потенциалу (14 место). Неизменным по сравнению с прошлым годом остался ранг Бурятии по потребительскому (56 место) и инфраструктурному потенциалу (71 место). Несколько снизился ранг по финансовому потенциалу (на 1 позицию – с 58 до 59 места), по производственному (на 3 позиции – с 61 до 64 места) и трудовому (на 13 позиций – с 47 до 60 места).
В рейтинге инвестиционного риска республика незначительно уступила свои позиции на 2 места – с 55 до 57 места. При этом по динамике некоторых частных рисков республике удалось в 2010-2011 годах добиться хороших результатов.
Так, впервые в 2011 гг. республика заняла топовое место в рейтинге экономических рисков, поднявшись по сравнению с рейтингом 2009-2010 гг. на 29 позиций – с 32 до 3 места (а в сравнении с рейтингом 2005-2006 гг. – на целых 69 позиций – с 72 до 3 места), что свидетельствует о значительном снижении экономических рисков за счет положительной динамики экономического развития республики за прошедший пятилетний период, в особенности, в 2010-2011 годах.
Составляющие рейтинга инвестиционного риска
Республики Бурятия в 2004-2011 годах
год рейтинга |
ранг риска |
Средне- взвешенный индекс риска (РФ=1) |
Ранги составляющих инвестиционного риска | ||||||
Законо- дательный |
Управлен-ческий |
Экономи- ческий |
Финан- совый |
Социаль- ный |
Крими- нальный |
Экологи- ческий | |||
2011 |
57 |
0,32 |
- |
56 |
3 |
68 |
69 |
35 |
64 |
2010 |
55 |
1,143 |
31 |
64 |
32 |
60 |
56 |
63 |
51 |
2009 |
58 |
1,144 |
31 |
58 |
41 |
58 |
64 |
62 |
50 |
2008 |
50 |
1,11 |
18 |
56 |
32 |
59 |
63 |
60 |
52 |
2007 |
48 |
1,116 |
8 |
61 |
20 |
56 |
69 |
42 | |
2006 |
49 |
1,129 |
13 |
72 |
16 |
64 |
65 |
43 | |
2005 |
63 |
1,18 |
10 |
17 |
57 |
81 |
61 |
50 |
Заняв третье место и попав в первую тройку российских регионов по уровню экономических рисков, Республика Бурятия наряду с Башкортостаном и Краснодарским краем была награждена 21 декабря 2011 года на IX Российском региональном конгрессе «Инвестиционный климат: лучшие практики регионов» в номинации «Регионы с минимальными частными рисками. Первая тройка по экономическому риску».
Ощутимы позитивные сдвиги в динамике криминальных рисков. Снижение этих рисков позволило республике подняться за год на 28 позиций – с 63 до 35 места.
По уровню управленческих рисков Республика Бурятия также поднялась на 8 позиций – с 64 до 56 места, что в определенной степени положительно характеризует систему управления, эффективность реализации утвержденных стратегических, программно-целевых документов, отражает снижение уровня административных барьеров и повышение качества оказываемых государственных услуг.
Инвестиции в основной капитал за январь-май 2012 г.
За 5 месяцев 2012 года в экономику Республики Бурятия направлено инвестиций в основной капитал (по крупным предприятиям и организациям) 6,19 млрд.рублей (из них 1,42 млрд.рублей – за май), что на 117,4% выше уровня января-мая 2011 года.
Объем инвестиций на 1 жителя за январь-май 2012 г. составил 6369 рублей, что составило 117,4% к аналогичному периоду прошлого года.
Наибольший объем инвестиций был освоен в добыче полезных ископаемых – 1,75 млрд.руб. или 28,4% (из них 1,5 млрд.руб. или 24,2% - в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых), в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг – 1,57 млрд.руб. или 25,4%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 655,9 млн.руб. или 10,6%, на транспорте и в связи – 642 млн.руб. или 10,4%. Доля обрабатывающих производств составила 9,6% или 592 млн.руб.
Наиболее крупные инвестиционные проекты, реализация которых осуществлялась в течение января-мая 2012 года: строительство промышленного предприятия по отработке Хиагдинского месторождения урана методом подземного выщелачивания ОАО «Хиагда»; увеличение производственной мощности ОАО «Разрез Тугнуйский» в добычу каменного угля на Олонь-Шибирском каменноугольном месторождении; освоение Коневинского золоторудного месторождения (ОАО «Хужир Энтерпрайз»); освоение Инкурского вольфрамового, Жарчихинского молибденового, Окино-Ключевского буроугольного месторождений (ООО «Угольный разрез»); реконструкция и восстановление энергоблока ст.№ 4 на Гусиноозерской ГРЭС; строительство свинокомплекса «Восточно-Сибирского» в Заиграевском районе республики; техническое перевооружение пищевых производств по переработке мяса, молока, производству хлебобулочной продукции, кондитерских изделий («Бурятмяспром», «Бурятхлебпром», «Молоко», «Амта»), модернизация целлюлозно-картонного производства на Селенгинском целлюлозно-картонном комбинате, техническое перевооружение Улан-Удэнского авиационного завода, а также инвестиции в развитие железнодорожного транспорта, связи и т.д.
Формирование благоприятного инвестиционного климата.
Формирование благоприятного инвестиционного климата – приоритетная задача республиканских властей, поскольку эффективность инвестиционной деятельности определяет в конечном итоге конкурентоспособность реального сектора экономики.
Потенциальный инвестор рассчитывает на определенность и стабильность экономической политики и правового поля региона, в который он приходит. В этом смысле основополагающие региональные документы - Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, а также Программа социально-экономического развития на 2008-2010 годы и на период до 2017 года, в которых определены стратегические цели и приоритеты развития республики, станут базой для выстраивания инвестиционных программ наших деловых партнеров.
Исходя из установленных
приоритетов развития реального
сектора экономики в
- модернизация
и создание стратегически
- реконструкция
и модернизация жилищного
- развитие социальной
инфраструктуры с целью
- адресная поддержка
реализации наиболее значимых, эффективных
инвестиционных проектов, направленных
на повышение
- государственная
поддержка малого
- формирование системы поддержки инновационной деятельности в республике;
- реализация природоохранных мероприятий и создание условий безопасности жизнедеятельности.
Большие перспективы видятся в развитии государственно-частного партнерства как эффективного механизма развития инвестиционной деятельности в плане реализации важнейших как для республики, так и для России в целом крупных комплексных проектов. В этом числе проект «Комплексное развитие Забайкалья», проект туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкальская гавань», проекты региональных зон экономического благоприятствования, значимые региональные инвестиционные проекты. К числу последних относятся региональные проекты «Создание туристского кластера Тункинской долины Республики Бурятия» (развитие инфраструктуры санаторно-курортной местности «Нилова Пустынь» и «Жемчуг»), «Строительство подстанции «Затон» (инфраструктура города Улан-Удэ). В рамках государственно-частного партнерства отрабатываются вопросы привлечения на вышеобозначенные цели средств Инвестиционного фонда Российской Федерации; продолжается организация сотрудничества с ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» по созданию регионального центра государственно-частного партнерства.
На основе сформированной в республике
правовой базы создания и функционирования
зон экономического благоприятствования
в 2009 году планируется приступить к практической
реализации этого направления. Правительством
Республики Бурятия в соответствии с распоряжением
от 17.06.2009 № 283-р принято решение о проведении
до 1 сентября 2009 года конкурсов по отбору
заявок на создание зон экономического
благоприятствования
Для координации и стимулирования инвестиционной деятельности образован Координационный совет по инвестиционной деятельности при Правительстве Республики Бурятия, возглавляемый заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия по экономическому развитию. В компетенцию Совета входит рассмотрение проектов республиканских целевых программ, отбор инвестиционных и предпринимательских проектов, претендующих на предоставление государственной поддержки и иные вопросы развития инвестиционной и предпринимательской деятельности в республике.
В целях поддержки
организаций, реализующих инвестиционные
проекты и стимулирования привлечения
на их реализацию кредитных ресурсов,
предприятиям республики на основе отбора
проектов предоставляется
В 2009 году отобрано еще 9 инвестиционных проектов, которым будут предоставлены субсидии. Это проекты в области строительства, лесопереработки, производства мостовых металлических конструкций, торговли и пр.
В августе 2009 года проведен отбор 8 инвестиционных проектов, по которым принято решение о господдержке в форме государственных гарантий РБ.
Правительством
Республики Бурятия принята и
успешно реализуется
На финансирование мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства из республиканского бюджета в 2008 году было направлено около 60 млн.рублей.
Во II квартале 2009 года проведен республиканский конкурс предпринимательских проектов «Лучший проект начинающего предпринимателя». Государственная поддержка была оказана 58 малым предприятиям и предпринимателям в виде предоставления субсидий в размере 500,0 тыс. или 300,0 тыс. рублей на один проект. Из них 22 проекта профинансировано за счет республиканских средств на сумму 10 млн. руб. и 36 проектов за счет средств федерального бюджета на сумму 10,5 млн. руб.
Также были приняты решения об оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета, в виде поручительств по обязательствам перед российскими кредитными организациями и лизинговыми компаниями, в виде субсидий на возмещение части расходов, связанных с арендной платой за производственные помещения, с платой за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с оплатой услуг по сертификации продукции и др.
Перспективные направления.
Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года определены пять конкурентоспособных приоритетных направлений развития экономики. Это:
- добыча и
переработка полезных
- развитие агропромышленного комплекса;
- развитие лесопромышленного комплекса;
- развитие туризма;
- создание транспортно-
Республика Бурятия обладает значительным потенциалом разведанных запасов полезных ископаемых. Совокупная стоимость разведанных запасов полезных ископаемых оценивается более чем в 5,3 трлн. руб.
К наиболее крупным месторождениям относятся Озерное и Холодненское свинцово-цинковое, Хиагдинское урановое, Никольское угольное, Холтосонское вольфрамо-молибденовое, Холбинское золотоносное и другие.
Интенсивное развитие сырьевого комплекса позволит республике к 2020 году достичь значительных результатов: вклад в ВРП увеличится с 6,5 млрд. руб. до 55,4 млрд. руб./год. Будет создано около 15 тыс. рабочих мест.
Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь