Инвестиционные процессы в экономике российских регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

В условиях радикальных экономических преобразований в Российской Федерации произошли принципиальные изменения в инвестиционном процессе.
До недавнего времени социально-экономическая ситуация в России находилась в достаточно стабильном состоянии, что в немалой степени способствовало оздоровлению инвестиционного климата. Не смотря на то, что сложившаяся социально-экономическая модель в нашей стране, бесспорно, всегда являлась предметом неутихающих споров.

Содержание

с.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоритические аспекты предметы исследования
4
Понятие «инвестиции» как экономической категории
4
Инвестиционный процесс
7
Группы инвестиций
12
Участники инвестиционного процесса и типы инвесторов
14
Глава 2. Инвестиционные процессы в экономике российских регионов
17
2.1. Главные особенности Южного федерального округа
21
2.2. Источники инвестиций экономики округа
22
2.3. Социально-экономическое развитие Южного федерального округа
27
2.4. Социально-экономическое развитие Ростовской области
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
38

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиционные процессы в экономике российских регионов.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

- технологическое перевооружение предприятий;

- кооперацию высших учебных заведений и предприятий области;

- создание благоприятных условий для выполнения исследований и разработок, поставка технологий и коммерциализации инноваций.

Основными стратегическими направлениями социально-экономического развития Ростовской области в 2010-2020 годах являются формирование конкурентоспособных кластеров в агропромышленном секторе, сельскохозяйственном машиностроении, легкой промышленности, туризме и производстве строительных материалов, технологическая модернизация на крупных предприятиях оборонно-промышленного комплекса, машиностроения и угольной промышленности, создание высокотехнологичных производств, формирование территорий интенсивного экономического развития и технопарков, а также развитие транспортной инфраструктуры, в том числе ориентированной на обслуживание экспортно-импортных потоков, и энергетической инфраструктуры.

В туристическом комплексе основные направления развития будут связаны с созданием туристско-рекреационного комплекса "Приазовский", в результате этого Приазовье может стать альтернативным дополнением к традиционным туристско-рекреационным центрам юга России и принимать до 1 млн. человек в год при условии создания инфраструктуры туризма и относительно невысокой стоимости отдыха.

В долгосрочной перспективе основными направлениями развития агропромышленного комплекса будут являться зерновое, овощное и масленичное растениеводство (в том числе на орошаемых землях), мясомолочное животноводство, птицеводство. Значительное внимание необходимо уделить развитию инфраструктуры сельского хозяйства, обеспечивающей хранение, транспортировку и переработку производимой продукции.

В машиностроении основными направлениями развития станут транспортное, сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение. Приоритетом в сельскохозяйственном машиностроении станет создание 2-3 отраслевых технопарков на базе крупных предприятий области, готовых вести масштабные исследования и технологические разработки по направлениям развития сельскохозяйственного машиностроения и агропромышленного комплекса. Предусматривается развитие производства транспортного машиностроения и оборудования, автомобилестроения и производства автокомпонентов, авиа- и вертолетостроения и железнодорожного машиностроения. Рост конкурентоспособности энергетического машиностроения и перспективы развития малой энергетики обеспечат значительный рост производства предприятий энергетического машиностроения.

Развитие инфраструктуры транспортного комплекса предполагает реализацию проектов строительства аэропортового комплекса "Южный" и формирования современного мультимодального хаба в г. Ростове-на-Дону, строительства мультимодального транспортно-логистического узла "Ростовский универсальный порт" в портово-промышленной зоне "Заречная" и вывода за пределы городской черты 2-го грузового района морского порта г. Таганрога, строительства специализированных терминалов. Намечено строительство мостов через р. Дон, организация железнодорожного скоростного пассажирского движения по направлению Центр - Юг (Москва - Адлер), развитие международных коридоров на территории Ростовской области, в частности, продление международного транспортного коридора N 3 (Дрезден - Львов - Киев) до г. Ростова-на-Дону, проектирование 1-й очереди первой линии метрополитена в г. Ростове-на-Дону, развитие Азовского воднотранспортного узла в устье р. Дон, а также усиление припортовых функций гг. Ростова-на-Дону, Азова и Таганрога с увеличением грузооборота, а также принятие решения о строительстве 2-й нитки Волго-Донского канала. Развитию телекоммуникационной инфраструктуры области будет способствовать строительство внутризоновой волоконно-оптической линии связи Ростов - Таганрог.

В энергетическом комплексе предполагается строительство 3-го и 4-го энергоблоков Ростовской АЭС, модернизация и расширение действующих теплоэлектростанций, демонтаж и замена устаревшего оборудования объектов энергосистемы и развитие электрических сетей.

Основные приоритеты развития социальной сферы Ростовской области в первую очередь обусловлены необходимостью обеспечения роста доходов населения за счет:

- предпринимательской деятельности, ускоренного развития системы пенсионного страхования и реализации комплекса мероприятий по усилению социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан;

- повышения эффективности занятости населения и перераспределения высококвалифицированных трудовых ресурсов из трудоизбыточных районов в интересах эффективной реализации комплексных межрегиональных проектов в Южном федеральном округе;

- укрепления образовательного, научного и инновационного комплексов, позиционирования их на общероссийском и международном рынках новых технологий и инноваций;

- сохранения и популяризации многонационального культурного наследия народов Донского края.

Пространственное развитие Ростовской области связано с формированием и развитием зон опережающего роста (ростовской агломерации, зоны опережающего роста Восточный Донбасс, Волгодонской и юго-восточной зон опережающего роста), в рамках которых будут развиваться предприятия перспективных специализаций.

В зоне опережающего роста Восточный Донбасс значительное место занимает реализация комплексного инвестиционного плана модернизации городского округа "Гуково", исполнение которого позволит сформировать комплекс действенных мер для решения проблемы монопрофильных угледобывающих населенных пунктов Ростовской области. Создание интегрированного производства технологических компонентов для солнечной энергетики, строительство комбината по производству углекомпозитных базальтовых материалов и изделий из них, строительство шахты "Сулинуголь" с применением самых современных технологий добычи, обеспечением безопасных и безвредных для здоровья условий труда, инфраструктурное обустройство инвестиционной площадки инновационно-производственного узла, создание интегрированного инновационно-образовательного комплекса для устойчивого обеспечения создаваемых инновационных производств высококвалифицированными кадрами будут способствовать развитию диверсифицированной экономики и модернизации всех основных сфер жизни шахтерского города, а в перспективе - созданию межмуниципального инновационно-производственного узла в рамках восточно-донбасской агломерации Ростовской области.

Инвестиционная политика области строится в соответствии со стратегией социально-экономического развития до 2020 года, а также Областной долгосрочной целевой программой «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012-2015 годы». Ростовская область в числе первых субъектов Российской Федерации приняла областной Закон «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области» в начале 1998 года. Принятие данного закона положило начало формированию законодательной базы региона, направленной, прежде всего, на создание благоприятной среды для развития конкурентоспособного бизнеса, ориентированного на жесткие требования мирового рынка, укрепление финансового положения реального сектора экономики при одновременном обеспечении бюджетной системы стабильными доходными источниками.

В области действует инвестиционное законодательство, предполагающее целый набор преференций для потенциальных инвесторов. Основу инвестиционного законодательства области составляют документы:

Областной закон «Об инвестициях в Ростовской области» от 01.10.2004 № 151-ЗC;

Областной закон «О предоставлении государственных гарантий Ростовской области» от 02.07.2008 № 35-ЗС;

Областной закон «Об основах государственно-частного партнерства» от 22.07.2010 № 448-ЗС;

Постановление Правительства Ростовской области «О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета» от 22.03.2012 № 218;

Постановление Правительства Ростовской области от 13.12.2012 № 1073 "О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционного проекта на территории Ростовской области"

Наиболее актуальными для инвесторов являются такие направления поддержки инвестиционной деятельности, как:

1. Предоставление льгот по налогам  на прибыль и имущество организаций. Предоставляются инвесторам, осуществляющим  инвестиционную деятельность на  территории Ростовской области, на срок окупаемости инвестиционного проекта, предусмотренного проектной документацией, но не более чем на пять лет, в том числе:

- по налогу на имущество организаций  в размере 1,1 %;

- организации, реализующие инвестпроекты  с объемом капитальных вложений 300 млн. рублей и более освобождаются от уплаты налога на имущество организаций;

- по налогу на прибыль организаций  установление налоговой ставки  в размере 13,5% в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет.

2. Предоставление субсидий в  целях возмещения части затрат  по уплате процентов коммерческих банков, предоставленных для нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий.

3. Реализация инвестпроектов на  основе государственно-частного  партнерства. Инвесторам предлагается следующая поддержка при создании инфраструктурных объектов для инвестиционных проектов:

- строительство за счет бюджетных  средств объектов инженерной  инфраструктуры: водоснабжения и  водоотведения, а также транспортной  инфраструктуры, в том числе автодорог, мостов;

- компенсация части затрат по  договорам технологического присоединения  к объектам электро- и газоснабжения.

В основу формирования законодательной базы в инвестиционной сфере положены принципы безусловного соответствия областного законодательства российскому. Это позволяет консолидировать средства бюджетов всех уровней на решение важнейших, приоритетных задач как регионального, так и федерального значения.

Иностранные инвестиции на территории области пользуются полной и безусловной правовой защитой. Иностранные инвесторы вправе вкладывать капитал во все отрасли экономики, заниматься всеми видами деятельности, за исключением отраслей и производств, видов деятельности и территорий области, на инвестирование в которые вводятся ограничения, установленные законодательством РФ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Инвестиционные ресурсы традиционно занимают позиции ведущего источника развития национальной экономики, обеспечения темпов экономического роста. Пристальное внимание к проблеме регулирования инвестиционного процесса, обозначившееся в последнее время, вызвано учетом как этого обстоятельства, так и того, что негативные тенденции в инвестиционной сфере стали представлять уже явную и серьезную угрозу экономической безопасности России.

Для достижения поставленных целей, их оптимизации принимает непосредственное участие в инвестиционном процессе. Выступает не только в качестве инвестора, но и инициатора инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов и потребностей. Также государство в качестве важнейшего фактора инвестиционной среды, обеспечивает стабильность экономической ситуации и поддержание благоприятного инвестиционного климата, одной из основных характеристик которого является уровень инвестиционного риска.

Исходя из вышерассмотренных стратегий социально-эконмического развития Южного федерального округа, и Ростовской области соответственно, можно сделать выводы о позитивной динамике в направлении инвестиционной деятельности. Однако некоторые из факторов, отражающие конкурентоспособную суть региона в настоящий момент не актуальны. Например, пункт о выгодном приграничное расположение области (протяженная граница с Украиной) в настоящий момент можно оспорить. Что, как следствие влечет за собой снижение большинства конкурентных преимуществ. И в сложившейся ситуации очевидным становиться необходимость утверждения обновленной стратегии социально-экономического развития региона.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Краткий политический словарь. М.,1990. С. 32.

2. Курс экономической теории / Под  общ. ред. М.Н. Чепурина и Е.А.Киселёвой. 5-ое изд., доп. и пер. Киров: АСА, 2009. С.412. 
3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М., 2010. С. 298 – 299.

4. Корякин Д.Б. Налоги, инвестиции, инновации: Труды международного  конгресса «Конструкторско-технологическая  информатика 2009». М., 2009. С. 260 – 263.

5. Дейненко В.А. Привлечение иностранных  инвестиций в экономику России: состояние и развитие процесса // Аудитор. 2008. №1. С. 25.

6. Экономическая теория / Под ред. Камаева В.Д. – М., 2010. С. 143.

7. Экономика и менеджмент. Статьи и учебные материалы [Электронный ресурс] http://topknowledge.ru/investmen/1069-osnovnye-teorii-investitsij.html

8. Федеральный закон “ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР” (в ред. Федеральных законов от 19.06.1995 N 89-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ).

9.Консультант + [Электронный ресурс]http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156882

10. Булатов А. Россия в мировом  инвестиционном процессе // Вопросы  экономики. – 2009.

11. Набиуллина Э. Приоритеты деятельности на 2008 г. и среднесрочную перспективу. // Экономист, 2008, № 4.

12. Управление инвестициями. В 2-х томах / В.В. Шеремет, В.М. Павлюченко, В.Д. Шапиро и др. - М.: Высшая школа, 2008.

13. Инвестиции и инновации в экономике России и регионов / Ю.А. Корчагин, В.Н. Логунов. - Воронеж: ЦИРЭ, 2008.- с. 230.

14. Информационно правовой портал  «Гарант» [Электронный ресурс]. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55084615/

15. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]  http://www.gks.ru/.

16. Бланк И.А. Управление инвестициями предприятия. - Киев: Эльга; Ника – Центр, 2008.- 480 с

17. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2008. – 888 с.

18. Григорьев Л. Инвестиционный процесс: накопленные проблемы и интересы // Вопросы экономики. - 2008. - №4. - с.46.

19. Зимин А.И. Инвестиции. Вопросы и ответы. - М.: Юриспруденция, 2009. - 256 с.

20. Иванов Г.И. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования. М.: Феникс, 2007. – 352с.

21. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Слепова. - М.: Экономист, 2009. - 478 с.

22. Инвестиции: Учебник /под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. – М.: Проспект, 2008.-440 с

Информация о работе Инвестиционные процессы в экономике российских регионов