Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:02, контрольная работа
Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу.
Индустриальное общество (по П. Дракеру, родоначальнику теории индустриального общества) – сочетание следующих элементов: 1) машинизированное массовое производство со специализацией и интеграцией работ в рамках крупных корпораций; 2) частная собственность на средства производства и деление хозяйства страны на автономные предприятия; 3) сосредоточение управления предприятиями в руках менеджеров; 4) координация деятельности различных хозяйственных единиц и отраслей через рынок, играющий роль регулятора производства и обмена.
1. Понятия, определения…………….…………………………………………………………3
2. Тест……………………………………………………………………………………………5
3. Выбрать правильное утверждение…………………………………………………………7
4. Верно ли утверждение ……………………………………………………………………...9
5. Задачи……………………………………………………………………………………….10
6. Вопросы для размышления………………………………………………………………..18
7. Использованная литература………………………………………………………………..28
9. Назовите основные этапы и специфические черты промышленного переворота в США.
Ответ
Промышленный переворот
в США начался в первом десятилетии
XIX в. На северо-востоке страны он повторил
в основном классическую английскую
модель и завершился к 1860 г. утверждением
фабричного типа производства в ведущих
отраслях хозяйства.
Начальный этап промышленного
переворота был отмечен механизацией и
становлением фабричной системы
в текстильном производстве. Первые машины появились в хлопкопрядении
еще в конце XVIII в. Эта отрасль хлопчатобумажной
промышленности сразу создавалась на
машинной основе, минуя стадию ручного
труда.
После англо-американских войн 1812–1815 гг. начался длительный подъем национальной промышленности. Ему способствовали: во-первых, переориентация инвестиций из сфер торговли и мореплавания в промышленность; во-вторых, протекционистская политика правительства. В военный период стали складываться корпорации с целью объединения капиталов для сооружения крупных промышленных объектов. Они действовали на основе актов об инкорпорации, выдаваемых законодательными органами штатов. Таким образом, расширялась финансовая база промышленного строительства.
Главным рынком сбыта хлопчатобумажных тканей становился быстро заселяемый Запад. По уровню механизации ткачества северо-восточные штаты в 30-е годы превзошли Англию. За период с 1815 по 1832 г. число хлопчатобумажных фабрик возросло в 3,7 раза (с 213 до 795), на них использовалось 1200 тыс. веретен, стали применяться ситценабивные цилиндрические машины и другие технические новшества.
Наряду с текстильным
производством промышленный переворот
охватил пищевую промышленность
(прежде всего мукомольную, которая
по стоимости продукции
Промышленный переворот вызвал развитие речного транспорта,строительство каналов, интенсивное
сооружение железных дорог.
Почти одновременно с сооружением
каналов велось строительство шоссейных
и железных дорог. Темпы железнодорожного
строительства в США были самыми
высокими в мире. За 1840–1860 гг. протяженность
железнодорожных линий
В результате коренных преобразований
транспортной системы страны в орбиту
капиталистического предпринимательства,
втягивались все новые и новые территории.
«Революция» на транспорте стимулировала
рост производства в металлургической,
угольной, машиностроительной, судостроительной,
лесной промышленности. Одной из особенностей
железнодорожного транспорта в США являлось
использование дров в качестве топлива
для паровозов вплоть до 1860 г.
Промышленный переворот в черной металлургии США произошел позднее, но в
значительно более сжатые сроки и в обратной
последовательности. Его начало было отмечено
внедрением прокатного производства,
завершение – переводом основного объема
выплавки чугуна на минеральное топливо.
Основы современной металлургической
промышленности были заложены в 1816 г. созданием
небольших прокатных сталеплавильных
заводов близ Питсбурга. На них были освоены
нововведения – прокат вместо ковки, пудлингование
вместо сырого дутья.
Первая домна, работавшая на каменном
угле, появилась в 1837 г. Переход на новые
методы выплавки сдерживался тем, что
в стране было много леса, выплавка чугуна
на древесном угле давала более качественный
металл. В 40-е годы начался подъем металлургии.
За десятилетие (1847–1857) было введено в
строй около 100 домен, использовавших минеральное
топливо. Их размеры и производительность
значительно увеличились. Металлургическое
производство помимо традиционных центров
развивалось на Западе (Теннеси, Кентукки),
в Пенсильвании и Огайо.
Массовое применение антрацита
в доменных печах и при пудлинговании
с 40-х годов вызвало гигантский
скачок в развитии угольной промышленностиСША, находившейся до этого
времени в стадии зарождения. В 1840–1860
гг. добыча угля увеличилась в 6,5 раза (с
2 до 13 млн т).
К началу 60-х годов XIX в. на северо-востоке
страны появилось крупное заводское машиностроение, что свидетельствовало о вступлении
промышленного переворота в завершающую
стадию.
Быстрыми темпами в
первой половине XIX в. развивалось судостроение.Кораб
Своеобразием промышленного переворота
в США являлся затянувшийся переход к паровой энергетической
базе. Паровая машина впервые стала
использоваться еще в конце XVIII в. для откачки
воды в деревообрабатывающей промышленности.
Однако вплоть до 40-х годов XIX в. в промышленности
в качестве основной двигательной силы
использовалась энергия воды, что объяснялось
наличием в стране множества рек. Использование
энергии воды обходилось в четыре раза
дешевле, чем применение паровых двигателей.
10. Каковы основные черты индустриального развития России?
Ответ:
Реформы 60–70-х годов дали
мощный толчок развитию промышленного
производства. Важным показателем этого
процесса стало увеличение удельного
веса городского населения и изменение
его сословно-классовой
К 80-м годам во всех отраслях экономики завершился промышленный переворот. В основных отраслях промышленности и на транспорте машинное производство вытеснило ручную технику. Водяное колесо и мускульная сила человека были заменены паровым двигателем. В России промышленный переворот прошел в два этапа. В 30–40-х годах он в основном завершился в хлопчатобумажной промышленности, а в 70-80-х годах – на железнодорожном транспорте и в тяжелой промышленности.
В пореформенную эпоху огромную роль в развитии экономики играложелезнодорожное строительство. К 1861 г. в стране насчитывалось менее 2 тыс. км железных дорог. Последовавшее затем бурное железнодорожное строительство позволило к началу 80-х годов иметь более 22 тыс. км путей. Создание развитой железнодорожной сети способствовало существенному расширению внутреннего рынка, о чем свидетельствовал рост грузооборота с 439 млн пудов в 1868 г. до 11 072 млн пудов в 1904 г., т.е. объем перевозок вырос в 25 раз. Строительство железных дорог являлось не только показателем экономического роста, но и его стимулятором. Оно способствовало развитию добывающей, металлургической, металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Развитие железнодорожного транспорта ускоряло развитие сельского хозяйства, так как улучшало возможности сбыта и обращения товаров. Все это создавало условия для окончательного формирования всероссийского рынка и дальнейшего развития капиталистических отношений.
Одним из главных итогов
масштабного железнодорожного строительства
стало энергичное развитие экономики.
За 1860–1891 гг. в России добыча угля возросла
в 21 раз, производство чугуна -в 3 раза,
железа и стали – в 4,7 раза, нефти
– в 476 раз. Черная металлургия и
угледобывающая промышленность превратились
в основные отрасли тяжелой
Высокие темпы роста отраслей тяжелой промышленности не могли не отразиться на отраслевой структуре хозяйства и территориальном размещении промышленности. Появились новые виды производства, такие, как нефтяная, нефтеперерабатывающая, машиностроение. Быстрое освоение новых территорий затронуло размещение топливной и металлургической промышленности. К старым индустриальным районам – Центральному, Петербургскому, Уральскому – прибавились новые, а именно южный угольно-металлургический – Донбасс и Кривой Рог, Бакинский нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры – Баку, Харьков, Юзовка, Горловка. Ведущая роль в добыче угля и производстве чугуна перешла от Урала к предприятиям Юга России.
Однако не все районы страны
развивались равномерно. На северо-западе
(в Петербурге, Прибалтике), в Центральном
промышленном районе, на юге Украины
и в Закавказье успехи были заметны.
На Урале темпы развития оказались
более медленными, а территория Сибири
и Средней Азии оставались почти
неосвоенными в промышленном отношении.
Некоторые районы сохраняли аграрный
характер. Они поставляли городам
хлеб и сельскохозяйственное сырье
и являлись потребителями промышленных
изделий. Неравномерность размещения
промышленности по территории – одна
из особенностей развития капитализма
в России.
7. Использованная литература
1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" ИНФРА-М, 2009
2. Нуреев Р.М.Основы экономических теорий: микроэкономика
3. Общая экономическая теория. // Под ред. Баликоева В.З.- М.,2010
4. Харвей Дж. Постигаем экономику: Пер. с англ. // Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009
5. Экономика: Учеб. пособие для эк. спец. вузов // Под ред. А.Г. Грязновой- М.,2011
6. Экономическая теория: Учебник /Под общ. В. И. Видяпина и др. - М., 2009.
7. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т.1: Пер. с 13-го англ. Изд.- М.: ИНФРА-М.,2009
8. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика: Учебник: для студентов техн. вузов / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко - М.: Высшая школа, 2010.
9. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Учебное пособие под ред.А.В. Сидоровича-М.ДИС
10. Государство в условиях формирования смешанной экономики / Науч. Ред. Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю. - М., 2009.
11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. -- М.: Издательство Норма, 2011.