Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:12, реферат
В развитии экономической системы существенную роль играет развитие инновационного потенциала. Понятие «инновационный потенциал» стало «концептуальным отражением феномена инновационной деятельности».
Для определения рациональных размеров инновационного потенциала, который должна иметь эффективно функционирующая макроэкономическая система, необходимо иметь четкое определение, понятия инновационного потенциала и его состава.
1. человеческие ресурсы; 2. генерация новых знаний; 3. трансфер и использование знаний; 4. финансирование инноваций, результаты инновационной деятельности.
Оценка инновационной деятельности по предложенной методике позволяет сопоставить успехи различных стран и определить области, которые требуют дополнительных усилий со стороны частных организаций и государства. Вместе с тем предложенные параметры не охватывают таких показателей, как инвестиции в человеческий капитал, возможности и качество образовательных систем, приобретение нового оборудования и т.д.
3. Ежегодно публикуемые Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показатели, характеризующие уровень и динамику развития инновационной экономики по развитым и отдельным развивающимся странам.
В системе индикаторов ОЭСР представлены следующие показатели:
• удельный вес высокотехнологичного сектора экономики в продукции обрабатывающей промышленности и услугах;
• инновационная активность;
• объем инвестиций в сектор знаний (общественный и частный), включая расходы на высшее образование, НИОКР, а также в разработку программного обеспечения;
• разработка и
выпуск информационного и
• численность занятых в сфере науки и высоких технологий и др.
Представленные системы показателей направлены преимущественно на оценку инновационного потенциала развитых стран. В связи с этим они не учитывают ряда факторов, характерных для развивающихся рынков. Последние накладывают ограничения на стимулирование инновационной деятельности (н-р, уровень развитости инновационного законодательства, приоритеты государственных властей по вопросам инновационного развития) В этом случае, помимо традиционных показателей, целесообразно рассчитывать ряд индикаторов, оценивающих результативность инновационных процессов, влияющих на социально-экономическое развитие страны (отдельных регионов). Например, такие, как доля инновационной деятельности в экономике региона, показатель социально-экономической полезности инноваций, доля инноваций в бюджете региона (страны) и т.д. Однако расчет и анализ таких показателей в отечественной практике ограничен недостатком соответствующей информации (особенно в регионах), так и отсутствием собственно методики их расчета в разрезе основных составляющих ИП.
В российской практике оценка инновационного потенциала регионов приводится в ежегодных исследованиях национального рейтингового агентства «Эксперт РА». Однако в данном случае такая оценка не может дать полной картины инновационного развития, поскольку представляет собой лишь ранги регионов по инновационному потенциалу и выступает составляющей частью инвестиционного потенциала субъектов.
Т.о., комплексная оценка инновационного потенциала региона предполагает, во-первых, существование обоснованной и научно выверенной системы показателей. Во-вторых, наличие статистической базы. В-третьих, показатели составляющих регионов могут быть использованы для оценки совокупного потенциала страны.
Формирование и развитие инновационного потенциала России предполагает учет и анализ специфики инновационного развития отдельных регионов. В условиях становления новых федеративных отношений целесообразно в каждом регионе, исходя из наличия ресурсов, кадров, инфраструктуры, разработать свою инновационную среду. Совокупность региональных инновационных систем, объединенных целью устойчивого развития страны и действующих в рамках государственной экономической политики, будет формировать инновационный потенциал страны.
3. Динамика инновационных процессов в РФ
Уровень социально-экономического развития России, ее место в составе стран мира определяются инновационным уровнем страны, базирующимся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства.
За годы подъема (1999–2004гг.) российская экономика продемонстрировала впечатляющие показатели: среднегодовой темп роста ВВП составил 6,8%, а капиталовложений превысил 10%. В 2004г. рост продолжался, хотя инвестиционный процесс с середины года серьезно замедлился – примерно до 4% в годовом исчислении. За это время были решены многие ключевые макроэкономические проблемы, существенно повышено качество бюджетной политики, проведен широкий набор структурных реформ, включая налоговую. Личное потребление (реальное) превысило уровень 1990г., хотя и при высоком неравенстве. Однако по многим направлениям прогресс остается скромным, что не позволяет пока говорить о том, что Россия уверенно встала на путь модернизации.
По большинству показателей, характеризующих уровень инновационного развития, Россия уступает не только развитым странам, но и наиболее динамично развивающимся экономикам – Индии, Китаю. По данным Всемирного банка, в последние годы доходы России от экспорта высокотехнологичной продукции составляли всего 3 млрд. долл., что в 5 раз меньше показателя Таиланда и в 14 раз меньше показателя Франции. По числу инженеров и ученых Россия уступает лишь США и Японии (РФ – 34,8 человек на 10000 населения, США – 41, Япония – 51, Германия – 31,6). В то же время следует отметить недостаточное финансирование НИОКР, низкую производительность труда и, как следствие, незначительный объем выпускаемой высокотехнологичной продукции. Согласно официальным данным, в среднем в России инновациями занимаются 10% опрошенных предприятий, а в развитых странах – 25–30%.
В России складываются разнонаправленные тенденции инновационной активности. На фоне роста доли инновационно-активных предприятий уменьшается показатель удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции.
В указанной ситуации, особую актуальность приобретают вопросы создания благоприятного инновационного климата для сохранения, развития и эффективного использования отечественного ИП.
Для инновационного развития необходимы четыре исходных условия:
– технологический и
– постоянный рост числа участников инновационной деятельности
– институциональная система ориентированная на инновационное развитие;
– востребованность инноваций большинством субъектов
На современном этапе развития экономики ни одно из перечисленных исходных условий в России в полной мере не соблюдается.
Степень износа основных фондов страны довольно высока: на начало 2003г. в целом в экономике она составила 49,5%, в том числе в промышленности 52,9%. Неэффективность ее структуры существенно сдерживает приток капитала в развитие отраслей, определяющих конкурентоспособность современной экономики. Рост производства происходит там, где затраты на инновации минимальны.
Кроме того, следует отметить наличие
незагруженных производственных мощностей
в высокотехнологичном
В структуре отечественного экспорта товаров и услуг на долю промышленных товаров, включая военную технику, приходится лишь 10%, в то время как сырьевые товары в среднем составляют около 80%. Российский импорт в основном составляют товары длительного пользования и товары повседневного спроса. Достаточно наглядный пример – сравнение доли машин и оборудования в российском экспорте и импорте (рис. 2). Исходя из статистических данных, экспорт данной продукции практически в 4 раза меньше импорта.
Структура экспорта подтверждает низкий
технико-экономический уровень
Крайне низкую технико-экономическую характеристику основного капитала предприятий характеризует показатель возрастной структуры оборудования (рис. 3). Средний возраст оборудования 18 – 20 лет.
Рисунок 2. Показатели российского импорта и экспорта машин и оборудования ( в % к предыдущему году)
В ближайшее время из оборота в промышленности должно быть выведено и заменено на новое 62% основных фондов, а в пищевой промышленности – более 75%. Отсутствие возможностей замены оборудования неизбежно увеличивает срок его использования.
За последние два года 83% машин и оборудования списывалось из-за физической изношенности и только 12% – вследствие своей неэффективности. Несмотря на это, инвестиционный спрос предъявляется в основном на компоненты технического оборудования, которые можно заменить без долгосрочных капиталовложений в производственные фонды, т.е. за счет оборотного капитала. За последние четыре года в среднем 20% общего объема инвестиций в основной капитал составляют затраты на капитальный ремонт. Такая практика в долгосрочной перспективе приведет к экономической и технологической стагнации.
Абсолютные преимущества российской экономики не ограничиваются только богатыми запасами природных ресурсов. Следует отметить достаточно высокий общий образовательный уровень населения. Россия занимает лидирующее положение на международном рынке ядерных технологий, космической техники и услуг, продукции военно-промышленного комплекса (ВПК). Так, доля нашей страны на мировом рынке оборудования и услуг для строительства атомных электростанций (АЭС) составляет 11%, переработки ядерных отходов – 8–9%, коммерческих космических запусков – 11%. Имеются уникальные и конкурентоспособные на мировом рынке разработки и технологии в области химической промышленности, медицины, военной техники.
В конце 2004г. несколько ведущих мировых венчурных фондов (Menlo Ventures, Insight Venture Partners и др.) начали осуществлять финансирование ряда российских компаний. Иностранные аналитики считают, что Россия наравне с Индией и Китаем конкурентоспособна на инновационных рынках США и Европы. На конец 2004г. инвестиции в российские технологии составили более 40 млн. долл., что более чем в три раза превышает показатель 2000 г. (рис. 3). Среди наиболее привлекательных отраслей для венчурных инвестиций выделяют следующие: программное обеспечение (17,8 млн. долл.); медицина и биотехнологии (10,4 млн. долл.); телекоммуникации (4 млн. долл.); электроника (2,8 млн. долл.); Интернет (0,8 млн. долл.).
Инновационную активность в российской
экономике, согласно исследованиям
сотрудников Института
В целом в российской промышленности доля предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, составляла: в 2002г. – менее 10% (данные Высшей школы экономики): в 1-м полугодии 2004г. – 48%.
Рисунок 3. Объем венчурного финансирования в российские инновации
Рисунок 4. Удельный вес инновационных предприятий по отраслям экономики
Если рассмотреть потоки иностранных инвестиций по отраслям экономики (Табл. 1), то становится очевидным, что на долю «инновационных» отраслей приходится незначительная часть иностранного финансирования. В 2003г. из всего объема производственных инвестиций наибольшая доля – 36,5% (2,77 млрд. долл.) была направлена на развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК), наименьшая – в машиностроение и металлообработку (7,8%). В целом, иностранные инвестиции как источник финансирования инновационной деятельности по-прежнему не имеют широкого распространения на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности.
При этом структура притока иностранного капитала характеризуется относительно небольшой долей прямых инвестиций при одновременном увеличении доли прочих (ссуд и займов) (рис. 5). В первой половине 2003г. прямые иностранные инвестиции составляли всего лишь 20% от общего притока капитала (22% – в 2002г.), в котором доминировали так называемые «прочие» инвестиции: 79% от общего объема в первой половине 2003г. (75% – в 2002г.).
Относительно инновационной
Большая часть финансирования технологических инноваций осуществляется за счет собственных средств предприятий (более 80%, по данным ВШЭ), остальная финансируется за счет государства (2-3%) и прочих источников (кредиты банков, иностранные инвестиции). Учитывая современное состояние капитальной базы большинства предприятий, можно предположить, что инновационная деятельность предприятий преимущественно связана не с внедрением принципиально новой продукции, а с «улучшением» существующего капитала (его ремонт, замена недорогими и, соответственно, низко эффективными аналогами и т.д.).
Информация о работе Инновационный потенциал Российской Федерации